Культурная катастрофа России

Естественное развитие русской культуры серебряного века было насильственно прервано большевистским переворотом 1917 года и последующими событиями. Наступила эпоха культурного безвременья, хотя очевидно, что любая культурная эпоха не может прекратиться резко и внезапно: каждая эпоха медленно вызревает в недрах предшествующей и так же постепенно завершается в пределах новой эпохи. В Советском Союзе культура серебряного века была еще ярко ощутима в 20-х годах, а некоторые ее выдающиеся представители дожили до 60–70-х годов ХХ века. И все-таки это была остаточная жизнь петербургской культуры. Наступили другие времена.

Многие русские мыслители пытались понять, что же за эпоха началась в России после октябрьского переворота и Гражданской войны. Некоторые считали, что большевистская Россия поворачивалась к Востоку. Период сближения с Западом закончился, страна потеряла значительные территории в Европе, вернула свою столицу из Петербурга в Москву.

Подразумевалось, что начался четвертый (после Киевского, Московского и Петербургского периодов) этап русской культуры. Но фактически – начался длительный период исторического и культурного безвременья. В Советском Союзе установилось какое-то подобие порядка и организации жизни ветской власти страна находилась в состоянии непрерывной Гражданской войны, в которой в 1941–1945 годах добавилась еще и война с внешним врагом.

Интересно
Ее осуществляла не столько армия, сколько специально для этого созданные репрессивные органы. Это были репрессии по отношению к собственному народу. Когда после 1953 года Гражданская война с собственными гражданами прекратилась и наступило относительное перемирие, то и оно не означало прекращения культурного безвременья. Просто оно приняло менее катастрофические формы. Советский Союз из своего репрессивного состояния вступил в полосу стагнации и застоя.

К началу 90-х годов – времени крушения большевистского режима – новая историческая и культурная эпоха так и не состоялась. Серебряный век пока так и остался последним периодом русской культуры. Но как же тогда обозначить то, что происходило в России большую часть ХХ века? Ведь в ней жили люди, которые получали образование, воспитывали детей, героически защищали свою Родину от врага, наконец создавали произведения искусства, делали научные открытия.

Понятно, что в период с 1917 по 1990 годы в стране не наступило абсолютного культурного небытия. Но почему нельзя этот период считать культурной эпохой?

  • У нас не было развития на своей собственной основе. Не стоит забывать, что искусство и наука 20–30-х годов у нас развивались усилиями людей, родившихся и сформировавшихся в Петербургской России и не бывших “советскими людьми”. Новая культура быстро не возникает.
  • Последующие поколения демонстрируют понижение уровня культуры. Стоит подчеркнуть, что культурное безвременье большую часть ХХ века в России не означает полного отсутствия культуры. В области культуры и искусства были достижения и мирового уровня.

Но, существуя в Советской России, эта культура не была советской. Напротив, чем больше советского, тем меньше культуры. Вопрос о наследии советского периода должен ставиться с пониманием того, что при большевистском режиме сохранялось нечто от культуры, заданное предшествующим периодом.

Советской власти тоже нужна была культура для своего существования. Это была социалистическая культура, где главным и единственно официально признанным был метод социалистического реализма. В этом словосочетании проглядывает вся суть нового отношения к культуре. Она приветствуется лишь в том случае, если имеет отношение к определенной идеологии. Именно идеология в данном случае определяет, что приемлемо в культуре, а что подлежит устранению.

Оставить культуру предоставленной самой себе, “пустить на самотек” было немыслимым. Она неизбежно приняла бы формы, несовместимые с победившим режимом. Поэтому за культурой осуществлялся непрерывный политический и идеологический контроль.

Правилом стала повсеместная имитация культуры. Об этом говорит то, что у советской культуры были все внешние признаки культуры, но она не имела ничего общего с реальной жизнью – разрухой и нищетой, страхом и репрессиями.
Писатели создавали романы, архитекторы строили дворцы, философы рассуждали о бытии и сознании, десятки миллионов людей получали среднее, а миллионы – высшее образование. Но вся эта машина работала все больше вхолостую, переставая и обслуживать идеологию, и быть ею.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)