Премия Альфреда Нобеля

Самый известный в мире швед, предприниматель и изобретатель Альфред Нобель – оставил после себя миру два великих изобретения. “Король динамита”, как называли Нобеля современники, вовсе не был типичным предпринимателем того времени. Склонный скорее к уединению, нежели к общению с людьми, он наверняка предпочел бы заниматься своими любимыми химическими опытами, нежели руководить огромной промышленной империей.

В своем завещании он оставил миру великую миссию – идею присуждения ежегодной премии за выдающиеся достижения в различных областях человеческой деятельности. С этой целью все свои средства Нобель, со1900 году и который должен был следить за сохранностью капиталов Нобеля и вручением денежной премии. Первоначально, по завещанию Альфреда Нобеля, премия должна была вручаться за достижения в области физики, химии, физиологии и медицины, литературы и в деле укрепления мира.

С 1969 года к наградам в этих областях была добавлена премия за достижения в области экономики. Первые Нобелевские премии были присуждены в 1901 году, 10 декабря, в день смерти создателя фонда Альфреда Нобеля. С тех пор, на протяжении вот уже века, в один и тот же день, 10 декабря, Нобелевские премии отмечают наиболее значимые достижения человечества. Исключение составляют только годы двух мировых войн, когда премии практически не присуждались (в первую очередь это касается премий Мира и в области литературы).

Интересно
Нобелевская премия в области литературы является высшей отметкой, своеобразным знаком качества литературной деятельности того или иного человека. И это притом что далеко не всегда премия действительно присуждается самому лучшему с точки зрения литературного мастерства автору. Строго говоря, Нобелевская премия в области литературы уже давно перестала быть чисто литературной наградой, превратившись в уникальное общественное явление, оказывающее огромное влияние на взгляды миллионов людей. И зачастую решения Нобелевского комитета вызывают удивление у любителей и профессионалов литературы своей “необычностью”.

Лауреатов Нобелевской премии в области литературы можно условно разделить на четыре группы. Первая, самая многочисленная, – это писатели, получившие премию за свои литературные достижения. Среди них – Элиас Канетти, Джордж Бернард Шоу, Морис Метерлинк, Рабиндранат Тагор, Герман Хессе, Жан Поль Сартр, Альбер Камю, Борис Пастернак, Иосиф Бродский, Габриель Гарсия Маркес, Сэмюэл Беккет, Луиджи Пиранделло, Юджин О’Нил и многие другие, те, кто создавал мировую классическую литературу XX века.

Вторая группа — это так называемые “свои” лауреаты, то есть представители литературы Скандинавских стран. Это норвежка Сингрид Унсет и датчанин Йоханнес Йенсен, швед Вернер фон Хейденстам и датчанин Карл Адольф Гьеллерупа. Популярные в свое время авторы, теперь они уже практически забыты за пределами своих стран, и помнят их и их произведения лишь в связи с тем, что когда-то они стали Нобелевскими лауреатами.

Самым же характерным примером такого рода стало присуждение в 1932 году премии Эрику Карлфельдту, который в течение нескольких лет работал в составе Нобелевского комитета. Особую пикантность этому вручению придает то, что за полгода до того Карлфельдт скоропостижно скончался, тогда как согласно завещанию Альфреда Нобеля премия может вручаться только при жизни лауреата.

Третью группу лауреатов можно назвать “политической”. Это писатели, которым премия давалась во многом как моральная поддержка в период гонений либо как знак поддержки политических процессов, проходивших на родине писателя. Самый характерный пример: русский писатель Александр Солженицын, получивший премию за роман “Архипелаг ГУЛАГ”, во многом открывший Западу глаза на технологию уничтожения людей в Советском Союзе.

Финский писатель Силланпяя тоже может быть примером     “политического” лауреатства. Он получил премию в 1939 году, когда его родина сражалась с Советским Союзом. Сюда же можно отнести и южноафриканскую писательницу Надин Гордимер, получившую премию в 1991 году скорее как знак поддержки процесса слома системы апартеида в ЮАР, или ирландского поэта Хинни Шеймаса, ставшего лауреатом в 1995 году, когда в его родной Северной Ирландии начался процесс мирного урегулирования конфликта между протестантами и католиками.

Четвертую группу лауреатов можно назвать “получившими премию непонятно за что”. Справедливости ради надо отметить, что это самая малочисленная группа. Однако это тот самый случай, когда решения Нобелевского комитета вызывают удивление. Два самых ярких представителя этой группы – немецкий философ Рудольф Эйкен и немецкий писатель Пауль Хейзе.  Фамилия первого мало о чём говорит даже специалистам в области философии.

Второй, представитель немецкого романтизма, был практически забыт даже на родине к 1910 году, когда стал лауреатом Нобелевской премии. Можно выделить еще одну категорию писателей – это люди, так и не ставшие, к сожалению, лауреатами Нобелевской премии, хотя заслужили ее как никто другой. Наиболее ярким примером субъективизма Нобелевского комитета при отборе лауреатов является судьба Л. Н. Толстого, выдвинутого одним из первых на получение Нобелевской премии, однако так никогда и не получившего ее.

Хотя, казалось бы, трудно найти писателя, более достойного премии в те годы.
Ходили слухи, что Нобелевскому комитету не по душе были религиозные воззрения Л. Н. Толстого. Или перевернувшие представления о литературе в XX веке ирландец Джеймс Джойс и аргентинец Хорхе Луис Борхес. Список таких личностей в мировой литературе можно продолжить.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)