Ключевые характеристики эффективного контрольного органа

Организацию деятельности контрольного органа акционерного общества можно представить или охарактеризовать в виде следующего набора принципов, которым она должна соответствовать, и желательно, чтобы эти принципы были бы включены в специальные положения о контрольных органах:

  1. принцип независимости контрольного органа;
  2. принцип заинтересованности контрольного органа в делах общества;
  3. принцип защиты законных прав акционеров;
  4. принцип презумпции добросовестности и лояльности лиц, деятельность которых проверяется;
  5. принцип совмещения контрольной и консультационной функций;
  6. принцип наблюдающего участия в управлении обществом;
  7. принцип объективности;
  8. принцип приоритета стратегических целей;
  9. принцип полной информационной доступности;
  10. принцип нейтралитета в конфликтах.

Принцип независимости контрольного органа от давления отдельных акционеров и/или администрации общества. Ни акционеры, в том числе, составляющие большинство, ни представители исполнительных органов не вправе оказывать давление на контрольный орган с целью склонить его в пользу своей позиции.

Условия организационного и финансового обеспечения деятельности Контрольного органа утверждаются собранием акционеров. Принцип заинтересованности контрольного органа в делах общества.

В отличие от внешнего аудитора, который не вправе быть заинтересованным в делах общества, Контрольный орган ориентируется в своей деятельности на сформулированные и зафиксированные (в учредительных и внутренних документах, в решениях Собраний акционеров и совета директоров) интересы общества.

При этом контрольный орган проверяет правомерность и согласованность (непротиворечивость друг другу), но не оценивает целесообразность решений органов управления общества
Принцип защиты законных прав акционеров. Контрольный орган рассматривает обеспечение
равенства прав всех акционеров как ключевой инвестиционный интерес общества и принимает
меры к обеспечению обществом этого равенства.

Принцип презумпции добросовестности и лояльности лиц, деятельность которых проверяется. В случае обнаружения нарушений и ошибок контрольный орган исходит в первую очередь из предположения о добросовестном заблуждении, а не злом умысле проверяемых лиц.

Обратное может утверждаться только при наличии соответствующих доказательств со стороны
контрольного органа. Принцип совмещения контрольной и консультационной функций. Контрольный орган ориентируется не только на выявление проблемных областей деятельности общества, но и на консультационную поддержку действий органов общества, позволяющих разрешать проблемы.

Принцип наблюдающего участия в управлении обществом. Контрольный орган в лице его
председателя или членов в обязательном порядке должен быть приглашен на собрания акционеров, заседания совета директоров. По результатам этой работы контрольный орган вправе направить соответствующему органу, рекомендации, направленные на совершенствование его работы.

Принцип объективности. Контрольный орган стремится к объективному рассмотрению ситуации, по возможности, избегая оценочных высказываний в своих документах. Принцип приоритета стратегических целей. Контрольный орган в своей деятельности отдает приоритет контролю исполнения стратегических и долгосрочных решений и оценке соответствующих рисков перед тактическими и текущими.

Принцип полной информационной доступности. Для контрольного органа общества не существует информации, которую он не вправе получить, принимая при этом ответственность за
сохранение конфиденциальности.

При необходимости члены контрольного органа подписывают с обществом соглашения (договоры) о неразглашении конфиденциальной информации.

Принцип нейтралитета в конфликтах. При возникновении корпоративных конфликтов, в раз-
решении которых принимает участие ревизионная комиссия, информация о результатах проверки ревизионной комиссии, связанной с указанным конфликтом, доводится до всех участников конфликта в равной степени.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)