Классификация стилей лидерства
Лидеры ведут себя в процессе управления по-разному. Это вызывает необходимость введения качественной характеристики деятельности лидеров. В качестве такой характеристики выступает стиль лидерства. Стиль является исключительной базовой характеристикой поведения лидера, и без его изучения невозможно описать феномен лидерства во всей его полноте.
Классическая теория стилей лидерства создана в 1930-е годы Куртом Левиным. На основе поведенческого подхода, он создает основу для классификации стилей руководства или стилей поведения. Ученый выделил два традиционных стиля управления: автократичный и демократичный. Но недостаток подхода состоял в том, что исходил из предложения существования одного оптимального стиля руководства.
А. Залезник выделяет три стиля в зависимости от активности лидера: высокоактивный, среднеактивный и низкоактивный, которые соответствуют следующим характеристикам:
- «активно ищущий новые возможности и расширяющий сферу деятельности группы»;
- «осуществляющий внутренние изменения в группе только под действием внешних сил»;
- «поддерживающий внутреннюю стабильность, устойчивость в государстве».
П. Херси, К. Бланшар в соответствии с критериями ориентации на задание и ориентации на отношения выделили четыре стиля лидерства, которые могут быть эффективными только в конкретной ситуации:
- Директивный стиль выражается в направляющей, руководящей, управляющей, устанавливающей нормы и правила деятельности, подходит для кризисных ситуаций при дефиците времени и низкой степени готовности подчиненных.
- Продающий стиль – это объясняющий, детализирующий, убеждающий стиль, является эффективным при средней готовности подчиненных.
- Участвующий стиль заключается в ободрении, обнадеживании, сотрудничестве, применим в ситуации средней или приближающейся к высокой степени готовности подчиненных.
- Делегирующий стиль заключается в наблюдении и отслеживании, эффективный при высокой степени готовности подчиненных.
Направления исследований стилей руководства советскими учеными (А.А. Русалинова, Н.В. Ревенко, А.Л. Журавлев) состоят в следующем:
- «одни рассматривают стиль управления как систему взаимоотношений руководителя с подчиненными;
- другие акцентируют внимание на особенностях принятия решений и применяемых методах;
- третьи рассматривают стиль управления в рамках структуры важнейших черт и качеств личности;
- четвертые – как способ осуществления власти; пятые – как характеристику самой системы управления».
Выделяют: автократический стиль, либеральный, демократический стили.
Автократическое лидерство представляет собой стиль лидерства, при котором лидеры сохраняют и активно поддерживают власть над окружающими, укрепляя отношения зависимости. У членов социальной группы отсутствуют возможности участия в принятии управленческих решений. Как правило, лидер единолично принимает решения, даже если они не всегда оказываются эффективными.
При либеральном стиле, лидер в значимой степени самоустраняется от руководства и передоверяет свои функции или ответственность заместителям, а также предоставляет подчиненным полную свободу действий, кроме того, какой-либо контроль за работой подчиненных при выборе данного стиля поведения лидера вообще отсутствует.
Демократический стиль говорит о том, что лидер постоянно обращается к мнению подчиненных, советуется с ними, привлекает их к принятию решений. Более того, данному стилю поведения лидера присуще уважение к людям, признание за ними права поступать по-своему; общение с коллективом происходит на равных, а обращение − в форме просьб и советов, а не приказов и требований.
Доказано, что сильными сторонами авторитарного стиля являются:
- внимание к срочности и порядку,
- предсказуемость результатов,
- слабая сторона заключается в сдерживании индивидуальной инициативы.
Для демократического стиля сильной стороной будет усиление личных обязательств по выполнению работы через участие в управлении; к слабой стороне можно отнести необходимость во времени для принятия решения.
Сильной стороной либерального стиля можно назвать возможность начинать дело так, как это видится самим подчиненным, однако без вмешательства лидера, группа может потерять направление движения и снизить скорость выполнения работы
Е.М. Бабосов выделяет факторы, от которых зависит стиль лидерства:
- Структура цели и задач, решаемых группой (организацией), включая привычность задач, четкость их формулировки и структуризации и т.д.
- Должностное положение лидера – объем его властных полномочий, возможности использовать вознаграждения и санкции в отношении к подчиненным.
- Особенности взаимодействий между лидером и членами группы, включая лояльность (или ее отсутствие), проявляемую подчиненными, степень их доверия к лидеру.
- Личностные особенности лидера – специфические черты интеллекта, воли, требовательности, отзывчивости, толерантности, заботливости и т.д.
На стиль руководства влияют и другие факторы, в частности, организационные условия, условия постановки конкретной задачи, характеристики и состояние внешней среды. По мере усложнения внешней и внутренней среды, технологий, появления разнообразия целей меняется и стиль управления.
1990-е годы принесли миру существенные перемены. Достижение большей свободы в России и других странах привело к изменениям во взглядах на лидерство и креативность: в них меньше ценят проявления авторитарного и диктаторского стиля. Все большее распространение находят взгляды на свободу индивидуального стиля, продуктивность и способность к лидерству как на основные человеческие ценности.
- Коммуникационные технологии лидерства
- Роль коммуникаций в период кризиса организации
- Эффективные коммуникации
- Внутрифирменные коммуникации в период кризиса
- Управление конфликтами в команде
- Базовые критерии эффективной работы лидера
- Эффективно действующая команда
- Отношения лидера и последователей в процессе развития команды
- Ролевые функции в команде
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу