Внутрифирменные коммуникации в период кризиса

Любая кризисная ситуация требует от лидера (руководителей) эффективного управления персоналом организации. Ведь человеческий капитал является одним из ключевых организационных ресурсов.

Вся деятельность предприятия напрямую зависит от того, какой квалификацией обладают его сотрудники, насколько эта квалификация соответствует задачам компании, поддерживаются ли эти задачи соответствующей системой мотивации, как те или иные управленческие решения влияют на эффективность работы персонала. Вместе с тем важно помнить про такую составляющую, как информированность работника.

Информация, полученная руководством или сотрудником компании в нужное время, в соответствующей форме и с определенным объемом содержания, играет решающую роль при принятии управленческого решения и тем самым способствует развитию как отдельного работника, так и всей компании в целом. Осведомленность работников о делах компании и осознание своей роли в ней способствуют росту доверия к руководству и, следовательно, большей поддержке антикризисных мер.

Честная, без прикрас, информация о текущей ситуации в компании и планах выхода из кризиса, распространяемая среди персонала, может повысить степень лояльности работников и способствовать росту производительности труда. Напротив, утаивание информации ведет к появлению слухов и дестабилизирует работу в коллективе.

Интересно
Часто отсутствие информирования сотрудников в организации становится причиной принятия ими необоснованных решений и неэффективного расходования времени, а также возникновению ошибок в работе и соответственно, росту неудовлетворенности работника собой и взаимоотношениями в коллективе, что, разумеется, не способствует формированию в организации единой корпоративной культуры.

Таким образом, информированность персонала – необходимый компонент эффективной работы организаций в ординарных условиях и тем более в предкризисной и кризисной ситуации. В силу этого проблему информированности следует рассматривать как стратегическую и решать ее системно. Требуется создание и обеспечение именно системы эффективного информирования.

Система информирования сотрудников в организации представляет собой совокупность передаваемой информации, каналы её распространения, мероприятия и указания руководителя по информированию персонала, а также правила работы с  информацией.

С точки зрения управления персоналом кризисная ситуация опасна тем, что сотрудники теряют уверенность в своем будущем. Из-за отсутствия достоверной информации о реальной ситуации на предприятии и перспективах ее развития персонал вовлечен в обсуждение слухов и разнообразных интерпретаций происходящего, что отражается на его работе.

От того, как построена система информирования в компании, во многом зависит и внутренний климат, и лояльность персонала, и успешность любых изменений, и в целом настрой персонала на достижение целей компании.

Эффективное решение указанных задач требует разработки и реализации комплекса мер, направленных на:

  • обеспечение адекватного понимания всеми сотрудниками текущей ситуации и перспектив ее развития в соответствии с планами руководства по преодолению кризиса;
  • мотивирование сотрудников на необходимые компании действия (работа в прежней или иной должности, увольнение).

Разъяснительная информация должна быть адресной, то есть соответствовать по форме и содержанию той категории и группе персонала, для которой предназначена. Выбор способа передачи информации зависит также от размеров компании.

В организациях возникает атмосфера доверия, в следующих случаях:

  • если руководство будет часто и своевременно общаться с сотрудниками;
  • во-вторых, делиться с ними не только хорошими, но и плохими новостями и таким образом демонстрировать свое доверие;
  • в-третьих, интересоваться соображениями и мнением сотрудников, вовлекая их в процесс управления.

Личный контакт с ключевыми специалистами или проведение открытых совещаний с участием всех сотрудников, когда есть возможность задать интересующие вопросы руководству – один из наиболее распространенных способов снижения неопределенности. В такой ситуации руководство организации может лучше понять настроения в коллективе и оперативно решить наиболее важные проблемы. Основная задача таких встреч – четко обозначить политику, цели компании, чтобы каждый сотрудник понимал, к чему стремится компания, и что может и должен сделать он для достижения общих целей.

Кроме того, очень важно, чтобы до персонала была правильно доведена следующая информация:

  • каковы результаты работы и достижения компании, чем работники могут гордиться;
  • каковы планы компании и перспективы развития;
  • кто является целевыми клиентами компании, каковы их потребности;
  • о планируемых и проводимых изменениях, их смысле (для чего они проводятся);
  • об особенностях различных подразделений, каковы их функции, задачи, перспективы развития и т.д.;
  • наиболее вероятный вариант развития событий в случае, если не будут приняты антикризисные меры;
  • программу вывода компании из кризиса и роль сотрудников в ее успешной реализации.

Для информирования сотрудников необходимо использовать все информационные каналы и инструменты коммуникации.

Решая эти задачи важно разработать стратегию, цель которой – своевременное и регулярное информирование всех сотрудников о направлениях деятельности компании, ее стратегии, о новых проектах и задачах, об изменениях, происходящих в компании и обществе, а также обеспечение обратной связи.

В систему корпоративных коммуникаций должны быть вовлечены все структурные подразделения: от подготовки и рассылки блока информационных сообщений о компании, положении дел в организации, достижениях и проблемах, создания и показа корпоративных телепередач, транслирующихся в эфире организации, до издательства корпоративной газеты.

Среди элементов информационной политики компании можно выделить следующие:

  • информационные стенды;
  • буклеты и плакаты;
  • доклады;
  • ящики обратной связи;
  • выступления руководителей в СМИ;
  • тематические страницы в местных газетах (с вопросами и ответами);
  • специализированные телепрограммы;
  • “прямые линии” и “горячие линии”;
  • планерки и совещания, встречи с коллективами (офлайн и онлайн);
  • регулярный опрос мнения сотрудников;
  • интранет (внутренний объединенный сайт компании).

Открытость и доступность информации о планах руководства по преодолению кризиса – необходимый шаг.

Осведомленность коллектива о планах руководства по выходу из сложившейся сложной ситуации может значительно повысить лояльность сотрудников к руководству и компании в целом. А повышение лояльности, в свою очередь, может не только увеличить (или, по крайней мере, не снизить) производительность труда, но и очень помочь в преодолении кризисной ситуации.

Для формирования эффективной системы информирования целесообразно: правильно определить содержание и объемы информации; время, сроки получения информации, периодичность; адекватные методы доведения информации до персонала; формы предоставления информации от сотрудников.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)