Изучение феномена лидерства в зарубежной и отечественной науке

Проблема лидерства издавна изучается представителями практически всех наук о человеке. Она глубоко исследуется и в психологии, и в социологии, и в антропологии, и в философии, и в политологии. Однако как предмет научного исследования проблема лидерства выявляется лишь в начале XX столетия.

Подходы к изучению лидерства различаются комбинацией трех основных переменных: лидерских качеств, лидерского поведения и ситуации, в которой действует лидер. Важную роль при этом играют характеристики и поведение последователей. Каждый из подходов предлагает свое решение проблемы эффективного лидерства.

В ранних исследованиях проблемы лидерства (от «классической школы» до конца 1940-х годов) внимание первоначально концентрировалось на «возникновении» лидера, т.е. на том, каким образом человек становится лидером в организационной ситуации, требующей лидерства. Появляется так называемая теория личностных качеств, или “теория великих людей”, сущность которой в том, что лучшие из руководителей обладают набором каких-то определенных личностных качеств, общих для всех руководителей. Если бы эти качества были в полной мере выявлены, то человек смог бы научиться воспитывать в себе такие качества и тем самым стать эффективным руководителем.

Интересно
Так, в 1948 году Р. Стогдилл провел комплексный обзор исследований в области лидерства, где отмечал, что изучение личностных качеств дает противоречивые результаты. Однако он выделил несколько качеств, характерных для лидера: интеллект; стремление к знаниям; надежность; ответственность и активность; социальное участие; социально-экономический статус. Р. Стогдилл также отметил, что в различных ситуациях эффективные руководители обнаруживают различные личностные качества.

Уорен Беннис – американский консультант, проводит исследования девяноста преуспевающих лидеров и выделяет следующие группы лидерских качеств: управление вниманием, управление значением, управление доверием, управление собой. Ученый предложил лидерам делиться властью в организации и тем самым создавать определенную среду, в которой люди смогут почувствовать свою значимость, возможность познания того, что они делают, и, что самое главное, осознать то, что они часть общего дела. Созданная организационная среда имеет большое значение, так как она дает людям силу и энергию через посвященность работе и качество работы.

Согласно личностному подходу, лидером может быть человек, обладающий от рождения определенным набором личностных качеств, психологических черт (теории великих личностей, модели и типы лидеров, «харизматическая теория»).

В 1930-х годах свое развитие получил поведенческий подход к исследованию лидерства. В основе данного подхода лежит изучение манеры поведения лидера, ориентированного на отношения с подчиненными и на выполнение задач. Среди ученых, занимавшихся данной проблемой, известны такие имена как Л. Картер, Дж. Хемфилл, Ф. Фидлер.

Анализ недостатков теорий породил новое направление исследований, получивший название ситуационное.

К основным ситуационным теориям относят: личностно-ситуационную теорию Ф. Фидлера, теорию пути-цели Хауса, модель принятия решений Врума-Йеттона-Яго. Ученые пытались определить взаимодействие различных ситуационных переменных и понять, какие стили поведения и личностные качества более всего соответствуют определенным ситуациям. Ситуационный подход к лидерству предполагает оценку не только действий руководителя и подчиненного, но и всей ситуации в целом.

Поль Херси и Кен Бланшар разработали теорию жизненного цикла, согласно которой самые эффективные стили лидерства зависят от «зрелости» исполнителей. Под «зрелостью» понимается способность нести ответственность за свое поведение; желание достигнуть поставленной цели; образование и опыт в отношении конкретной задачи, которую необходимо выполнить.

Понятие «зрелость» носит не постоянный, а ситуативный характер. Таким образом, лидер может менять свое поведение в зависимости от зрелости индивида или группы.

Определить степень зрелости, согласно «теории жизненного цикла», можно по следующим четырем субъективным критериям:

  • стремление к достижениям;
  • способность нести ответственность;
  • уровень образования;
  • опыт прошлой работы.

Развитие личностно-ситуативных теорий связано с именами Е. Уэсбура, К. Кейса, Дж. Брауна. Е. Уэсбур сделал предположение, что изучение лидерства должно включать как эмоциональные, интеллектуальные и деятельностные черты индивида, так и специфические условия, в которых он действует. К. Кейс утверждал, что лидерство возникает как результат единства трех факторов: личностных черт лидера; природы группы и ее членов; проблемы, которую группа должна решить.

Дж. Браун предложил пять динамических законов лидерства:

  • быть членом группы, в которой он собирается лидировать;
  • представлять область высших возможностей в социальной сфере;
  • адаптироваться к существующей социальной структуре;
  • реализовывать долгосрочные тенденции, характерные для структуры;
  • признавать, что возможность лидерства для других увеличивается в зависимости от сокращения свободы индивидуального лидерства.

Теория Е. Уэсбура, К. Кейса и Дж. Брауна была значительно расширена.

Так, Г. Герт и С. Миллз выделили факторы, которые необходимо учитывать при изучении лидерства:

  • черты и мотивы лидера как личности;
  • образы лидера, существующие в сознании его последователей, и мотивы поведения, побуждающие их следовать за ним;
  • черты, или характеристики, роли лидера;
  • институциональный контекст, в который он и его последователи могут быть вовлечены.

Одной из форм развития личностно-ситуативной теории явилась концепция взаимодействия. Р. Стогдилл и С. Шартл предложили изучать лидерство с точки зрения статуса, взаимодействия и поведения индивидов по отношению к другим членам группы.

Основные положения теории взаимодействия состоят в следующем.

Во-первых, для каждого индивида группа является механизмом достижения личных целей и в то же время люди, взаимодействуя друг с другом, достигают общих целей группы.

Во-вторых, ролевая дифференциация в группе, включающая роль лидера, является неотъемлемой частью продвижения группы к осуществлению общих и, следовательно, индивидуальных целей.

В-третьих, понятие «лидерство» включает в себя взаимодействие двух или более человек, заинтересованную их оценку друг друга, что, в общем, приводит к возвышению одного индивида над другими членами группы.

В-четвертых, одной из важных сторон межличностных отношений является единство физических и эмоциональных восприятии, в результате чего каждый индивид оценивается другими по его способности удовлетворить потребности группы, а также по совокупности его душевных качеств.

Об эффективности лидерских действий говорили представители мотивационной теории (А. Маслоу, Герцберг). Они отмечали роль лидера в воздействии на мотивацию последователей, на их способность к эффективному выполнению работы и на их чувство удовлетворения от деятельности.

В конце 1980-х – 1990-х годах на передний край стало выходить изучение проблем ценностей, этики и морали.

В развитие ценностных теорий лидерства существенный вклад внесли К. Ходжкинсон, С. Кучмарски и Т. Кучмарски, Р. Гринлиф.

Так, в основу своей типологии ценностей К. Ходжкинсон положил четыре основания:

  • предпочтения, оправдывающие ценности тем, что объект действия просто нравится субъекту или предпочитаем им;
  • консенсус, при котором ценности оправдываются исходя из их рациональности; последствия – это более высокий уровень рационального процесса, предполагающий установление ценности с учетом последствий ее удержания и сохранения;
  • принципы, в этом случае ценности трансрациональны, выходят за пределы разума и предполагают воздействие веры, стремления или воли. Для каждого уровня и типа ценностей существуют психологические и философские соответствия.

В 1990 годы получает признание ценностная теория лидерства, разработанная С. Кучмарски и Т. Кучмарски. Теория во многом опирается на концепцию «стейкхолдерства», в основе которой лежит постулат, что люди готовы следовать за человеком, у которого есть чему поучиться (лидерскому поведению и мировоззрению, эффективному взаимодействию с окружающими и т.п.) Авторы связывают процесс лидерства с возможностью для всех членов организации проявить свои лидерские способности.

Социологический анализ представленных теорий показывает многоаспектность самого лидерства, наличие различных подходов к его анализу.

Феномен лидерства имеет три неотделимых друг от друга измерения, особенно когда речь идет об индивидуальном лидерстве конкретной личности:

  • лидерство есть ситуация первенства, лидирования человеком, по отношению к другим людям (например, лидерство в научной сфере и т.д.);
  • лидерство есть деятельность индивида в социальной группе, возможная благодаря наличию у него особых качеств и характеристик: каким образом то, что он делает, отличает его от окружающих и позволяет занять позицию доминирования (обладание определенными личностными качествами и знаниями, соответствующими требованиям сложившейся ситуации);
  • лидерство есть обязательное наличие последователей. Лидерство – это тип отношений, складывающихся между лидером и его последователями.

Таким образом, лидерство – это и характеристики, которые позволяют человеку или группе людей выделиться, и то, каким образом он или они ведут за собой всех равняющихся на них (намеренно или нет), и сам факт, свидетельствующий о том, что человек или группа является лидером. Это три этапа одного процесса: когда есть человек с определенными качествами, он что-то совершает в ситуации, позволяющей ему отличиться и становиться первым. Лидерство – это способность влиять на подчиненных, направляя активность индивидов и групп на достижение целей.

С изменением общества, меняются понятия лидерства, его вклада в процесс формирования мирового сообщества в целом. Акценты смещаются в сферу новых технологий не только производственных, но и социальных, в сферу бизнеса, переживающего такое новшество как глобализация, где полностью меняется процесс взаимодействия людей, их самоидентификация и т.д.

В последнее время наибольший объем исследований лидерства происходит в области управления организациями, успешность которых базируется на использовании новых технологий.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)