Классификация методов психологического воздействия
Выстраивая воздействия в том случае, когда решается задача обучения, развития, коррекции персонала, а также когда формируется организационная культура и происходит компенсация стихийно возникающих «возмущений» в общественном мнении, настроении, следует иметь в виду, что мишенями воздействия могут быть различные психологические образования.
В современной психологии накоплен огромный пласт знаний относительно роли тех или иных психических феноменов в плане их влияния на активность человека. В зависимости от этой роли оказывается и специфика влияния конкретных феноменов на психические регуляторы активности.
При известном огрублении возможно выделить четыре группы феноменов в соответствии с их ролью в
актуализации различных форм активности:
- факторы, обеспечивающие ориентировку в действительности (субъективные модели действительности);
- факторы, обеспечивающие исходное побуждение к определенной активности (условно их можно обозначить как источники активности);
- факторы, влияющие на реализацию возникшего побуждения к конкретной поведенческой реакции (своего рода психологические шлюзы, в определенных обстоятельствах либо способствующие активности реализоваться в ее конкретном воплощении, либо препятствующие этому);
- фоновые факторы (состояние сознания и функциональные состояния).
Исходя из представленной схемы, все методы психологического воздействия, независимо от их применения, могут быть отнесены к одной из четырех групп:
- методы воздействия на факторы, обеспечивающие ориентировку в действительности (субъективные модели действительности);
- методы воздействия на источники активности;
- методы воздействия на факторы, регулирующие проявление активности;
- методы воздействия на фоновые состояния.
Указанное основание классификации реализует целостный подход к рассмотрению феномена активности. Классификация приемов психологического воздействия, по нашему мнению, может опираться на классификацию тех психологических задач, которые при этом решаются. В приложении дана таблица, в которой приводится перечень наиболее часто упоминающихся в литературе приемов воздейственной практики.
- Как оптимизировать внедрение психологического обеспечения управления человеческими ресурсами
- Психологическое обеспечение планирования карьеры и внутриорганизационных перемещений
- Планирование карьеры как партнерское взаимодействие
- Психологическое обеспечение расстановки персонала и планирования карьеры
- Психологическое обеспечение инновационной деятельности организации
- Оценка эффективности мероприятий по повышению квалификации и переподготовке специалистов
- Психологическая поддержка благоприятного для образования климата организации
- Психологические аспекты оптимизации методов подготовки персонала
- Обоснование содержания программ подготовки и повышения квалификации с точки зрения психологических закономерностей обучения
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу