Классификация методов обучения специальныи дисциплинам

В дидактике и частных методиках существуют различные классификации методов обучения, зависящие от того, какой существенный признак положен в основу классификации. Наиболее принятой, в настоящее время, в дидактике является классификация методов по характеру познавательной деятельности, которую организует преподаватель и осуществляют учащиеся в учебном процессе, предложенная И. Я. Лернером.

При этом выделяется пять методов обучения:

  • объяснительно-иллюстративный;
  • репродуктивный;
  • проблемное изложение;
  • эвристический;
  • исследовательский.

Подход к делению методов может быть обоснован и иначе. Методы определяются в зависимости от способов усвоения видов содержания образования. Для усвоения знаний необходимо организовать осознанное восприятие информации, для усвоения способов деятельности нужно организованное репродуцирование действий и т.д.

Перечисленные методы, которые обычно называют общедидактическими методами обучения, могут быть разбиты на две группы:

  • репродуктивные (1-й и 2-й методы), при которых студент усваивает знания и воспроизводит уже известные ему способы деятельности;
  • продуктивные (4-й и 5-й), когда студент добывает субъективно новые знания в результате самостоятельной или частично с помощью учителя творческой деятельности. Проблемное изложение (3-й метод) – промежуточный, поскольку он в равной мере предполагает как усвоение готовой информации, так и элементы творческой деятельности.

Следует иметь в виду, что различение методов не означает, что в реальном процессе обучения эти методы отделены друг от друга: напротив, методы обучения реализуются в сочетании друг с другом. Даже деление методов на продуктивные и репродуктивные весьма относительно. В самом деле, любой акт творческой деятельности невозможен без деятельности репродуктивной. Решая любую проблему; учащийся мысленно воспроизводит уже известные ему знания. Вместе с тем и акт воспроизведения может содержать элементы творчества, если преподаватель предложит студенту изменить цель или логику изложения.

В течение многих лет в дидактике и в частных методиках использовалась классификация методов обучения по источнику знаний. Учащийся может получить информацию из разных источников – из рассказа учителя, из книги, во время непосредственного наблюдения или практической деятельности. На основе такого подхода всю совокупность методов обучения можно разделить на три группы: словесные, наглядные, практические.

Словесными называют методы, в которых главным источником знаний является слово. Рассказ, объяснение, беседа, лекция – словесные методы, с помощью которых учитель передает учебную информацию. К словесным методам относится и работа учащихся с книгой (учебником, учебной и научно- популярной литературой, справочником и т.д.).

К группе наглядных методов обучения относятся методы, в которых основным источником знаний учащихся является наблюдение. Ученики, наблюдая, осмысливают результаты наблюдений, экспериментальные факты, анализируют их, делают выводы и получают в результате новые знания. К группе наглядных методов относятся: демонстрационный эксперимент и иллюстративный метод. Это есть использование: рисунков, чертежей, таблиц, механических моделей, диапозитивов, видеофильмов и пр.

Практические методы обучения – это решение задач (метод, играющий особую роль в обучении электротехнике) и экспериментальные работы учащихся (лабораторные и фронтальные опыты, электротехнический практикум, домашние эксперименты).

В процессе использования этих методов у учащихся формируются умения по применению знаний в процессе решения задач и экспериментальные умения, такие, как умение производить измерения, определять цену деления и показания приборов, читать и собирать электрические схемы и т.д.

Результаты такой работы становятся основным источником знаний и умений учащихся.

Исходя из целостного подхода к учебно-педагогической деятельности (т.е. любая деятельность в качестве неотъемлемых компонентов включает организацию, стимулирование и контроль), Ю.К. Бабанский предлагает рассматривать три группы методов обучения:

  • методы организации учебно-познавательной деятельности;
  • методы стимулирования учебной деятельности;
  • методы контроля деятельности.

Первая группа методов включает как словесные методы (рассказ, беседа, лекция и пр.), так и наглядные (демонстрационный метод, иллюстративный и пр.) и практические (лабораторные работы, решение задач и т.д.). В группу методов стимулирования, кроме словесных, наглядных и практических методов обучения, входят и специфические для данной группы методы как-то: метод познавательной игры, метод дискуссии, метод поощрения и пр.

Группа методов контроля включает разнообразные методы устного и письменного контроля –
индивидуальный и фронтальный опрос, контрольные работы, работы с дидактическим материалом, рефераты и многое другое.

Если в качестве основания классификации методов обучения взять методологию науки, то все методы обучения можно разделить на: эмпирические и теоретические. Для эмпирических методов обучения характерны такие приемы, как наблюдение, эксперимент, выдвижение гипотез, абстрагирование от несущественных сторон явления или процесса, анализ и сравнение полученных данных, индукция, обобщение и систематизация опытных фактов.

Для теоретических методов обучения характерны идеализация, моделирование, проведение мысленного эксперимента, теоретический анализ, выдвижение гипотез, аналогия, дедукция и т.д. Иначе говоря, для подобной классификации логические приёмы становятся составными элементами методов обучения.

Рассмотренные классификации методов обучения представлены в таблице 1.1.

В педагогической и методической литературе существуют и другие классификации методов обучения. В качестве основания классификаций могут быть приняты этапы учебного процесса, уровни усвоения материала и познавательной активности учащихся, логические пути передачи знаний и т.д. Многие классификации представляют собой комбинацию уже известных систем методов.

Интересно
Все это говорит о многогранности каждого метода, разнообразии используемых в нём методических приёмов. Однако именно общедидактическая система методов является моделью норм деятельности при обучении. На частном дидактическом и методическом уровнях методов может быть много, а число методических приёмов практически безгранично.

На уровне отдельных учебных предметов могут конструироваться системы приемов, обеспечивающих обучение предмету.

Например, совокупность приемов В.Ф.Шаталова можно рассматривать как подсистему (как часть методической системы), т.е. устойчивое сочетание приёмов обучения физике (математике и ряду других школьных предметов).

Все эти сочетания приёмов всегда вписываются в общедидактическую систему методов и могут быть оценены с точки зрения дидактической полноты и соответствия основным целям обучения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)