Формы организации учебного процесса в системе высшего профессионального образования

В основе организации процесса обучения в современном высшем учебном заведении лежит классно-урочная система.

Возникла классно-урочная система на рубеже ХVІ-ХVIIвв. благодаря трудам великого педагога Я.А. Коменского. Данной форме обучения исторически предшествовали индивидуальная и индивидуально-групповая формы обучения. Индивидуально-групповая форма организации обучения постепенно заменялась групповой, которой, в свою очередь, пришла на смену классно-урочная система.

За прошедшее время классно-урочная система совершенствовалась и развивалась.

Характерными признаками этой организационной системы обучения на сегодняшний день являются:

  • постоянный состав учебных групп учащихся;
  • учебные планы и программы, определяющие содержание образования:
  • сочетание индивидуальной и коллективной форм работы учащихся:
  • ведущая роль преподавателя, который организует учебно-воспитательный процесс;систематическая проверка и оценка знаний учащихся.

Классно-урочная система организации учебных занятий обладает целым рядом достоинств, она обеспечивает организационную чёткость и упорядоченность всего учебно-воспитательного процесса, систематичность и последовательность обучения, постоянное эмоционально-нравственное воздействие личности преподавателя на учащихся, взаимодействие между учащимися в процессе коллективной работы и многое другое.
Основной организационной формой обучения в этом случае является урок (практическое занятие).

Урок – это организационная форма обучения, при которой преподаватель в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной деятельностью постоянной группы учащихся с учетом особенностей каждого из них, используя методы и средства работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все учащиеся овладели основами изучаемого предмета, а также для их воспитания и развития.

Кроме уроков (учебных занятий), которые проводятся в учебном заведении в соответствии с расписанием, данная система включает в себя такие организационные формы, как факультативные занятия, практические занятия, разнообразные формы производственной практики и т.д. Так, лабораторные работы и практикумы. Все эти формы занятий составляют единую организационную систему обучения, воспитания и развития учащихся. При планировании учебной работы необходимо учитывать и использовать все формы организации учебных занятий.

Урок (практическое занятие) как педагогическая система имеет свой состав и свою структуру. Он состоит из разных частей, компонентов и элементов (вводной части, оргмомента, опроса, объяснения, средств, приёмов и способов решения задач урока и т.п.), которые связаны и взаимодействуют в определенной последовательности. Состав урока, его отдельные элементы могут рассматриваться по-разному: как этапы урока, учебные ситуации, звенья учебного процесса и пр.

Структура урока рассматривается на трёх уровнях: дидактическом, логико-психологическом и методическом. Поскольку нас интересует (в рамках методики преподавания технических дисциплин), то ограничим себя рассмотрением данной структуры на методическом уровне.

Занятия разных типов и видов имеют, безусловно, различную структуру; даже занятия одного и того же вида, решающие одни и те же дидактические задачи, использующие один и тот же учебный материал, могут иметь совершенно различный состав и структуру.

Рассмотрим более подробно структуру одного из самых типичных учебных занятий – урока изучения нового материала.

Основные компоненты общей структуры урока изучения нового материала (и одновременно основные этапы урока) приведены на рисунке 2.1.

Формы организации учебного процесса в системе высшего профессионального образования

Актуализация прежних знаний и способов деятельности учащихся предполагает воспроизведение и применение ранее усвоенных знаний (в любой форме), стимулирование познавательной деятельности учащихся, их мотивацию и контроль со стороны преподавателя.

Формирование новых знаний и способов деятельности учащихся – центральный этап урока изучения нового материала.

Методика организации изучения нового материала предполагает отбор и структурирование учебного материала (определение логики и последовательности введения новых элементов знания), определение средств и методов обучения, форм организации учебного процесса.

Применение новых знаний, включающее повторение и закрепление вновь изученного материала, организуется преподавателем в любой целесообразной для данного урока форме, с использованием любых дидактических средств обучения.

Домашнее задание – обязательный компонент практического занятия. Изучение предмета невозможно без самостоятельной домашней работы студента.

Возникает вопрос: обязательна ли предложенная последовательность названных компонентов структуры? Всегда этапы урока соответствуют рассмотренной структуре? Разумеется, нет. Этапы учебного занятия преподаватель организует, сообразуясь с самыми разными факторами (цели урока, содержание учебного материала, уровень подготовки учащихся и т.д.), которые в итоге и определяют последовательность учебных ситуаций. Домашнее задание совершенно не обязательно давать на лабораторных или лекционных занятиях.

Интересно
Актуализация знаний, так же как и применение их может перемежаться с изучением нового материала, если преподаватель считает подобную организацию занятия целесообразной. Более того, в структуре урока изучения нового материала может «выпасть» какой-либо компонент или даже несколько. Большинство уроков изучения нового материала содержат все вышеназванные компоненты.

В чём же состоит работа преподавателя технических дисциплин в процессе подготовки и проведения урока изучения нового материала?

Многие преподаватели полагают, что актуализация – это то же самое, что и опрос, типичный для традиционной, «старой» структуры урока. Но это далеко не так. Значение самого слова «актуализация» говорит о том, что надо сделать знания актуальными, нужными для данного занятия, т.е. «освежить» прежние знания и способы деятельности в памяти. Более того, актуализация предполагает и психологическую подготовку учащихся: возбудить интерес к изучаемой теме, создать эмоциональный настрой и т.д. Преподавателю на этом этапе необходимо также оценить степень готовности учащихся к восприятию нового материала.Какими же способами, с помощью каких методических приемов можно организовать актуализацию?

Рекомендуется ограничить период актуализации знаний 5-10 минутами и проводить её в форме фронтального опроса. Насколько правомерно игнорирование устного опроса? Или, быть может, он все-таки необходим, но организовывать его нужно как-то иначе, более современно?

Как подсчитал В.Ф. Шаталов, учащиеся разговаривают в течение учебного дня в среднем две минуты (!). Для того чтобы овладеть любым учебным предметом необходимо овладеть языком этого предмета. Лишь только ответы на вопросы преподавателя или краткие высказывания недостаточны для формирования и развития у учащихся терминологического языка. Необходимо студентов учить «говорить». Проведение устного опроса — один из путей развития речи и формирования терминологического языка.

Итак, опрос необходим, но организовывать его надо так, чтобы все учащиеся были вовлечены в работу, чтобы происходила именно актуализация знаний всех студентов. Опыт организации современного учебного процесса в вузах даёт возможность использовать целый спектр приёмов подобной работы. Это реферирование и дополнение ответов товарищей, коллективная оценка с обоснованием полноты ответа, подготовка вопросов со стороны учебной по ходу выступления отвечающего студента и многое другое. Задача преподавателя определять дозу тех или иных способов актуализации знаний.

В процессе организации устного индивидуального или фронтального опроса преподаватель применяет самые разнообразные средства обучения и методические приёмы. Широко используется работа с учебником (текстом, справочными материалами, заданиями и вопросами, графиками и рисунками), работа с раздаточными дидактическими материалами и пр.

Одним из способов актуализации знаний учащихся на занятиях традиционно является решение задач. В процессе анализа и обсуждения задач преподаватель проверяет усвоение учащимися знаний и их подготовленность к изучению нового материала.

Многие преподаватели используют кратковременные практические работы, в процессе проведения которых осуществляется актуализация прежних знаний. Возможны и иные способы актуализации, в том числе и письменные работы учащихся, важно лишь, чтобы данный этап урока соответствовал своей цели – актуализации знаний и способов учебной деятельности.

Второй компонент структуры урока изучения нового материала – формирование новых знаний и умений учащихся – является важнейшим, ключевым моментом. Данный этап занятия требует от учащихся большого умственного напряжения. Они должны воспринять новый материал и осознать его, зафиксировать для себя самое главное и важное, увидеть взаимосвязь и логику между отдельными элементами знания, понять роль опытов и демонстраций, используемых преподавателем, и т.д. В зависимости от методов, применяемых в процессе объяснения, учащиеся могут привлекаться к самостоятельному поиску и решению творческих проблем.

Преподаватель определяет основные элементы знаний, которые должны быть усвоены учащимися. Это могут быть факты, понятия, физические величины, законы, знания о способах действия и прочее, но в любом случае, на уроке изучения нового материала их будет не более двух-трёх. В этом состоит первый методический шаг в подготовке преподавателя.

Для введения новых элементов знаний преподаватель в процессе объяснения использует демонстрационные опыты, математические выкладки, сравнения и аналогии, иллюстрирующие учебный материал, исторические справки и многие другие средства обучения. Для того чтобы помочь учащимся отделить главное от второстепенного, увидеть взаимосвязь между главными элементами знания, главными и второстепенными, учебный материал должен быть чётко структурирован. Разработка логики, структуры учебного материала – второй шаг в подготовительной работе преподавателя, связанной с содержанием нового учебного материала. Соответственно логике «разворачивания» учебного материала преподаватель определяет систему методов и средств, а, следовательно, и учебных ситуаций, которые будут организованы на данном этапе занятия.

Следующая задача, которая должна стоять перед преподавателем, заключается в том, чтобы разработать наглядный образ вновь изученного материала. К сожалению, многие преподаватели об этом не заботятся. Конспектирование формулировок законов и определение основных понятий не меняет сути дела. И формулировки, и другие утверждения есть в учебнике, и повторная их запись малоэффективна. В вузах данная проблема не стоит так остро.

Здесь, как правило, на лекциях преподаватель использует обобщающие схемы и таблицы; а информация, поданная в обобщенном, структурированном виде как раз и создает наглядный образ.

Использование «наглядных образов» позволяет сделать объяснение материала более наглядным, более понятным. Общеизвестно, что восприятие учащимися нового материала, сопровождающееся наглядными иллюстрациями, существенно повышает эффективность учебного процесса. Кроме того, подобного рода образы, раскрывающие логику и структуру процесса учебного познания, способствуют систематизации знания.

Третий компонент структуры урока изучения нового материала – формирование умений и навыков, т.е. отработка и применение вновь полученных знаний и способов деятельности. На данном этапе урока преподаватель обсуждает изученный материал, работает с текстом учебника, решает качественные и вычислительные задачи, проводит кратковременные практические работы и т.д. Может также на данном этапе проводиться обобщение и систематизация, как нового материала, так и изученного ранее. Методы, приёмы, средства обучения, которые преподаватель использует для организации различных учебных ситуаций на данном этапе, очень разнообразны и зависят от мастерства самого преподавателя.

Домашнее задание – четвертый компонент методической структуры учебного занятия. Домашнее задание, домашняя самостоятельная работа учащихся является необходимой частью учебно-воспитательного процесса.

Однако когда речь идет об изучении материала, аргументы в пользу необходимости самостоятельной работы учащихся в процессе выполнения домашнего задания с очевидностью превалируют. Наиболее существенные из них – воспитательные: некоторые общеучебные умения должны превратиться в личностные качества учащихся.

Например: воспитание самостоятельности и ответственности, умение преодолевать трудности, распределять время, планировать свою деятельность и пр. Кроме того, преподаватель должен предоставить возможность учащимся додумать, разобраться во вновь изученном материале, принимая во внимание различную скорость восприятия новых знаний.

Процесс обучения техническим дисциплинам становится существенно более эффективным, когда преподаватель обдумывает не только объём, но и характер домашнего задания. Любое домашнее задание обязательно должно быть мотивировано, учитывать интересы учащихся, их индивидуальные особенности. Можно сформулировать несколько правил, которые должен учитывать преподаватель при планировании домашнего задания.

Среди них:

  • домашние задания должны быть разнообразны по форме и характеру предполагаемой деятельности учащихся;
  • домашние задания должны быть максимально дифференцированы;
  • необходимо обязательно контролировать выполнение домашнего задания (самыми разнообразными способами, с оценкой или без неё и т.д.).

Иными словами, подготовка, организация, планирование домашнего задания – самостоятельный компонент структуры и этапа учебного занятия.

Современный урок (практическое занятие, лекция, лабораторная работа и т.д.) рассматривается как система, все элементы которой направлены на достижение основных целей обучения, на формирование активно мыслящей, самостоятельной личности, обладающей развитыми творческими способностями, сами компоненты системы, и их структура разными авторами определяются по-разному.

И Я. Лернер компонентами процесса обучения и, следовательно, урока как части процесса обучения считается учебный материал (его содержание), учителя и учащихся. М.И. Махмутов уточняет предложенную систему: структурными компонентами процесса обучения можно считать содержание учебного материала, методы обучения, способы деятельности, формы и средства обучения. Более детально фиксирует компоненты урока Г.Д. Кириллова: цель урока, содержание учебного материала, методы и приемы обучения, способы организации. Но, несмотря на различия в понимании содержания системы компонентов урока, педагоги и методисты сходятся в требовании единства и взаимосвязи между всеми компонентами.

Остановимся на одном чрезвычайно важном вопросе. Чтобы успешно провести урок, сначала надо определить конечную цель деятельности преподавателя на уроке – чего он хочет добиться, потом установить средство – что поможет достижению цели, а затем определить способ – как действовать, чтобы достигнуть цели. Очевидно, что нечётко сформулированная цель урока усложняет процесс деятельности преподавателя и искажает заранее планируемый результат. Однако, поскольку цель урока ставится заранее, до начала его практического осуществления (речь идёт и о подготовке, и о проведении урока), мы позволим себе упростить систему и не рассматривать цель как компонент урока.

Итак, современный урок – это такая форма организации процесса обучения, при которой компоненты системы урока (содержание учебного материала, методы обучения и формы организации учебного процесса) существуют в строгой взаимосвязи и определяются целью урока.

Интересно
Говоря о содержании учебного материала, следует иметь в виду два требования, которые позволяют сделать урок истинно современным. Первое требование заключается в соответствии содержания образования уровню современной науки. В соответствии с Законом «Об образовании» преподаватель и администрация учебного заведения вправе сами определять уровень профессионального образования и соответственно учебники, и учебные пособия.

Второе требование к содержанию учебного материала современного занятия касается его структурирования. Выделив систему элементов научных знаний и способов умственной и практической деятельности, преподаватель должен определить логику, структуру развёртывания этих элементов на занятии. Как известно, «набор» компонентов (в данном случае элементов знаний) не определяет свойств целого (содержания).

В зависимости от формы организации учебного процесса, структуры занятия, этапов «разворачивания» учебных ситуаций, урок приобретает тот или иной вид. Классификация уроков, определение их типов и видов является проблемой дидактики. Существует достаточно много различных классификаций уроков, зависящих от оснований классификации – по составу урока, этапам его проведения, его содержанию, способам проведения и т.д.
Наиболее эффективной и логически стройной представляется классификация уроков по цели организации занятий, предложенная М.И. Махмудовым.

Формы организации учебного процесса в системе высшего профессионального образования

В соответствии с этой классификацией все уроки можно разделить на следующие виды (табл. 2.1):

  • изучения нового материала;
  • совершенствования знаний;
  • обобщения и систематизации;
  • комбинированные;
  • контроля и коррекции знаний, умений и навыков.

Главное назначение урока изучения нового материала (изучения, но не объяснения, изложения, усвоения и пр.) заключается в том, чтобы добиться овладения учащимися новым материалом. Процесс достижения этой цели представляет собой последовательное решение таких задач, как усвоение новых знаний и способов действия, самостоятельной поисковой деятельности, формирование системы ценностных отношений.

Основным содержанием урока совершенствования знаний, умений и навыков студентов является применение знаний на практике, их расширение и углубление, формирование умений и навыков, проверка знаний учащихся и многое другое, что способствует совершенствованию полученных знаний. Урок обобщения и систематизации знаний, сравнительно недавно появившийся в классификации уроков как самостоятельный тип, чрезвычайно актуален в связи с новыми целями образования, поставленными в последние годы перед вузами. Развитие учащихся, формирование их умственных и творческих способностей невозможно без предъявления структуры знания и отраженных в ней этапов процесса познания.

Комбинированный урок организуется с целью решения в комплексе задач первых трех типов уроков.

Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков служит для оценки процесса обучения и его результатов, уровня усвоения знаний и сформированности умений и навыков. На уроках контроля и коррекции знаний частично реализуются и функции других типов уроков.

Исходя из всего вышесказанного, основываясь на логике процесса обучения, дидактических и методических принципах обучения техническим дисциплинам, можно определить основные правила организации современного учебного занятия.

Первое правило – определить цель занятия. Поскольку на занятии отражаются образовательная, воспитательная и развивающая, функции учебно-воспитательного процесса, целесообразно сформулировать образовательную цель (усвоение новых физических знаний, формирование умений и пр.). Воспитательную цель (формирование мировоззрения, политехническое,эстетическое и нравственное воспитание и пр.) и цель развития (формирование приемов умственной деятельности, умения самостоятельно решать проблемы и пр.).

Второе правило – подготовить содержание учебного материала, т.е. определить его объём и сложность. В соответствии с поставленной целью и возможностями учащихся; установить связь с ранее изученным материалом и способами умственных и практических действий: определить систему задач, практических и самостоятельных заданий для учащихся; подготовить оборудование для урока (демонстрационный эксперимент, раздаточные материалы и пр.).

Третье правило – уточнить тип и вид занятия. Последовательность решения дидактических задач должна приводить к достижению всех целей урока.

Четвертое правило – выбрать наиболее эффективное сочетание методов и приёмов обучения в соответствии с поставленными целями, содержанием учебного материала и уровнем подготовленности учащихся.

Пятое правило – определить структуру урока, соответствующую целям, содержанию и методам обучения. Урок должен характеризоваться чёткостью организации отдельных этапов уроки (начало урока, актуализация знаний, изучение нового материала закрепление и повторение, контроль знаний, домашнее задание и т.д.) и целостностью.

Обязательно должна быть определена единая логика развёртывания деятельности преподавателя и учащихся, что обеспечит эффективное управление учебно-познавательной деятельностью.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)