Принципы обучения специальным техническим дисциплинам

Подготовка учащихся как средней, так и высшей школы базируется на основных принципах общей дидактики. Еще Я.А. Коменский в своём труде «Великая дидактика» сформулировал принципы, методы, формы обучения.
Основными проблемами дидактики являются: вскрытие закономерностей процесса обучения, определение содержания образования, разработка наиболее эффективных методов и организации обучения.

Каждый учебный предмет имеет свои особенности, требует своих характерных методов и организационных форм обучения. Эти вопросы рассматривают частные дидактики, или методики преподавания отдельных предметов. А дидактика рассматривает общие положения и закономерности, свойственные обучению всем предметам, на знание которых нужно опираться при преподавании каждого конкретного предмета.

Вопрос о том, что такое методика – наука, искусство, набор приёмов обучения или технологии, – долгое время оставался дискуссионным. Каждая конкретная наука содержит знания об определенной области действительности и деятельность по добыванию этих знаний, т.е. имеет определенный предмет исследования и методы исследования.

Так предметом физики являются элементарные частицы вещества, различные поля, атомные ядра и законы их взаимодействия, а также те свойства остальных тел природы, которые непосредственно связаны с движением указанных частиц и полей и исчерпываются ими.

Интересно
В последние годы особое внимание уделяется не только обучению и воспитанию учащихся, но и их развитию, поэтому под предметом методики преподавания технических дисциплин следует понимать теорию и практику обучения, воспитания и развития учащихся в этом процессе.

Таким образом, методика преподавания технических дисциплин имеет свой предмет исследования, т.е. определенную область действительности, и методы исследования, с помощью которых осуществляется процесс научно-исследовательской деятельности в области обучения электротехнике. К ним относятся как теоретические, так и экспериментальные методы. Они будут обсуждаться ниже.

Задачей методики преподавания технических дисциплин является поиск ответов на три вопроса: зачем учить, чему учить и как учить (рисунок 1.1).

Ответ на первый вопрос предполагает формулировку целей обучения. Как известно, вузы выполняет социальный заказ. Это означает, что цели профессионального образования определяются потребностями общества. Развитие общества приводит к изменению целей образования. В прямой зависимости от целей образования находится его содержание.

Например, если ставится цель формирования у учащихся научного мировоззрения, то в содержание курса должен включаться материал мировоззренческого характера: если ставится цель формирования у учащихся представлений об основных направлениях научно-технического прогресса, то соответствующий материал должен войти в данный курс.

Поскольку цели профессионального образования изменяются с течением времени, то и содержание курса также реформируется. На содержание этого курса влияют, кроме того, уровень развития науки, психолого-педагогические особенности учащихся, уровень развития информационной среды, позволяющей учащимся получать неформальное образование.

Принципы обучения специальным техническим дисциплинам

Мы выбираем соответствующие цели обучения методы, средства и организационные формы обучения, которые зависят как от целей обучения, так и от его содержания. Например, если ставится цель формирования у учащихся исследовательских экспериментальных умений, то в содержание курса должны быть включены соответствующие экспериментальные работы, использованы исследовательский метод обучения, определённые средства обучения (приборы, печатные средства) и индивидуальная форма организации учебной деятельности. На методы, средства и формы обучения также оказывает влияние уровень развития психолого-педагогических наук, физической науки и техники.

Таким образом, цель, содержание, методы, формы и средства обучения образуют методическую систему, в которой ведущую роль играют цели обучения, определяя стратегию педагогической деятельности.

Методы, средства и формы обучения в их взаимосвязи составляют технологию обучения. В настоящее время существует довольно много различных определений понятия «педагогическая технология». Академик Б.Т. Лихачёв понимает под педагогической технологией совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса.

Сочетание различных методов, средств и форм обучения для решения тех или иных педагогических задач представляет собой соответствующие педагогические технологии. Так, существуют определённые технологии формирования у учащихся физических понятий, экспериментальных умений, обучения работе с учебником и др.

Методика преподавания технических дисциплин тесно связана с другими науками, и, прежде всего с физикой, психологией и педагогикой (рисунок 2).

Развитие педагогической психологии, создание новых психологических концепций и теорий, в частности теории поэтапного формирования умственных действий, теории развивающего обучения, концепции теоретических обобщений, привело к разработке основанных на них технологий обучения технических дисциплин.

Принципы обучения специальным техническим дисциплинам

Развитие педагогической психологии, создание новых психологических концепций и теорий, в частности теории поэтапного формирования умственных действий, теории развивающего обучения, концепции теоретических обобщений, привело к разработке основанных на них технологий обучения технических дисциплин.

Методика преподавания технических дисциплин связана также с философией, логикой, с техническими науками. Развитие техники приводит к созданию новых средств обучения, что в свою очередь требует разработки методики их использования в учебном процессе.

Методическая подготовка и знание принципов обучения в целом является основой эффективности осуществления преподавателем учебного процесса.

В частности, вопрос эффективности индивидуального подхода к обучаемым студентам без педагогической подготовки, фактически, невозможно решить. Среди массы обучаемых студентов всегда встречаются весьма разные по уровню подготовки, по способностям и в целом по индивидуальным качествам. При одной и той же методике чтения лекции, одни усваивают материал хорошо, другие недостаточно, а третьи могут не понять. Закономерная взаимосвязь задач, содержания, форм и методов в педагогическом процессе составляют целостную логическую цепочку.

Умение педагога выбрать наиболее рациональный вариант в этой взаимосвязи компонентов учебного процесса является основой достижения конечного результата.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)