Дидактическая система методов обучения

Объяснительно-иллюстративный метод обучения (или информационно-рецептивный, как его иногда называют) заключается в том, что преподаватель передаёт учащимся готовую информацию с помощью различных средств обучения, а учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию.

Роль преподавателя состоит в организации восприятия информации или же способов деятельности (например, по решению задач). Если же студент воспринял и понял сообщенную ему информацию или способ действия и сумел связать их со своими собственными знаниями и представлениями, то можно говорить об определённой степени усвоения.

Сообщение информации преподаватель осуществляет с помощью устного слова (рассказ, лекция, объяснение). Также печатного слова (учебник, хрестоматия, справочник и т.д.). Ещё с помощью наглядных средств обучения (демонстрации, кино-, видео-, диафильмы, схемы и таблицы и т.д.), а также практического показа способов деятельности (проведение лабораторной работы, решение задачи, составление плана к ответу и пр.).

Объяснительно-иллюстративный метод – один из наиболее экономных способов передачи знаний. Эффективность его проверена многовековой практикой работы образовательных учреждений; этот метод завоевал себе прочное место в учебных заведениях всех стран и на всех ступенях обучения.

Очень важно, однако, при этом понимать, что использование объяснительно- иллюстративного метода предполагает только осознание, восприятие и запоминание переданной информации. Очевидно, что ограничивать этим уровнем знаний учащихся невозможно, это противоречит современным целям обучения, воспитания и развития. В то же время этот уровень формирования знаний на первом уровне является начальным этапом любого процесса обучения.

Объяснительно-иллюстративный метод обучения часто используется на занятиях в начале изучения какой-либо новой темы или нового фрагмента учебного материала, когда у учащихся отсутствуют знания, необходимые для усвоения этого материала.

Задача преподавателя заключается в том, чтобы в каждом отдельном случае определить, с чего лучше начать формирование знаний – со словесного изложения, чтения текста учебника или учебного материала или с организации наглядного восприятия (учебной демонстрации, таблицы, рисунка и пр.). Решение этих вопросов зависит от характера изучаемого материала и уровня подготовленности класса, т.е. знаний, которые уже накопились у учащихся к моменту изучения нового материала.

Например, изучение электрических явлений традиционно начинается с объяснения преподавателем электризации тел. Поскольку научно-технические явления ранее на занятиях еще не рассматривались, преподаватель использует в процессе изложения объяснительно-иллюстративный метод. Он может начать с рассказа, объяснить происхождение термина «электричество», привлечь элементы истории электротехники, а затем проиллюстрировать рассказ демонстрационные опытами. Возможно и другое построение изложения материала.

Интересно
В учебном процессе объяснительно-иллюстративный метод используется всегда в сочетании с другими методами обучения, так как возрастные и психологические особенности учащихся требуют неоднократной смены видов их деятельности для эффективной организации восприятия и усвоения учебного материала. Таким образом, объяснительно-иллюстративный (информационно- рецептивный) метод обучения является одним из самых распространенных методов обучения.

Репродуктивный метод обучения используется для формирования умений и навыков учащихся и способствует воспроизведению знаний и их применению по образцу или в несколько измененных, но опознаваемых ситуациях.  Преподаватель с помощью системы заданий организует деятельность учащихся по неоднократному воспроизведению сообщенных им знаний или показанных способов деятельности.

Название метода характеризует деятельность только учащегося, по описанию метода видно, что он предполагает организационную, побуждающую деятельность преподавателя.

Преподаватель пользуется устным и печатным словом, наглядными средствами обучения, а учащиеся использует те же средства для выполнения заданий, имея образец, сообщенный или показанный преподавателем.

Репродуктивный метод проявляется при устном воспроизведении сообщенных учащимся знаний, в репродуктивной беседе, при решении электротехнических задач. Репродуктивный метод используется и при организации лабораторных и практических работ, выполнение которых предполагает наличие достаточно подробных инструкций.

Для повышения эффективности репродуктивного метода разрабатываются специальные системы упражнений, заданий (так называемые дидактические материалы), а также программированные материалы, обеспечивающие обратную связь и самоконтроль.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)