Самостоятельная работа учащихся в процессе преподавания технических дисциплин

Самостоятельная работа является одной ив важных и широко обсуждаемых проблем в методике преподавания, где она считается высшей формой учебной деятельности.

Значение самостоятельности в приобретении знания указывал ещё А. Дистервег:

«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением».

В процессе обучения значительную роль играет взаимодействие педагога и обучаемого при обязательном условии приложения учащегося самостоятельных усилий к овладению знаниями, умениями, навыками. Это условие является определяющим и при реализации общедидактического принципа сознательности и активности. Создание условий для проявления самостоятельности в процессе обучения непосредственно связано с формированием и развитием умений и навыков самостоятельной работы, необходимых для профессиональной деятельности.
Проблеме самостоятельной работы обучаемых в педагогическом процессе посвящено много работ.

Так. П.И. Пидкасистым проведено теоретико-экспериментальное исследование самостоятельной познавательной деятельности школьников. В.П. Беспалько, Л.П. Госсен. Н.П. Грекова, и др. в своих исследованиях большое внимание уделяют самостоятельной работе студентов в вузе.

Понятие самостоятельной работы в современной методике преподавания обязательно связано с организующей ролью преподавателя. Под самостоятельностью понимается способность человека выполнить определённое действие или целый комплекс действий без непосредственной помощи со стороны другого человека или заменяющих его технических средств, руководствуясь лишь собственным опытом. Создание условий для
проявления самостоятельности в процессе обучения непосредственно связано с формированием и развитием умений и навыков самостоятельной работы, необходимых для любой профессиональной деятельности.

Педагоги и психологи рассматривают самостоятельность как одну из форм организации обучения, более того, дидакты ставят её во главе всего учебного процесса, утверждая, что именно она активизирует самостоятельность в мышлении, побуждает к творчеству, формирует ответственность перед учебным делом.

Одной из главных задач в профессиональной подготовке студентов и учащихся – это формирование творческого уровня в их самостоятельной деятельности. Основная дидакто – методическая деятельность преподавателя направлена на повышение эффективности учебного процесса в целом, и в частности, на активизацию познавательной деятельности, формированию приёмов и методов самоуправления, самоконтроля студентами при изучении ими учебного материала. В соответствии с целями обучения преподаватель должен создать и обеспечить функционирование комплекса учебно- методического обеспечения – системы пособий, руководств по всем темам, предусмотренным учебной программой изучаемой дисциплины.

Педагогический опыт показывает, что эффективность и качество обучения тем выше, чем лучше организована и обеспечена самостоятельная познавательная деятельность обучаемых. При этом следует учесть, что для каждого обучающегося процесс усвоения учебного материала идёт в соответствии с индивидуальными особенностями их логико-мыслительной деятельности, и поэтому нужен индивидуальный подход в организации самостоятельной работы учащихся.

В процессе обучения для эффективной организации самостоятельной работы по овладению учебным материалом преподаватель должен:

  • решить задачи обеспечения необходимого мотивационного настроя студентов для изучения данной дисциплины. Для этого, прежде всего, он должен раскрыть (выявить, обосновать, классифицировать и наглядно предъявить) цели изучения этой дисциплины, показать необходимость, полезность, значимость овладения данным составом специальных знаний и умений для их будущей специальности;
  • конкретизировать объём, содержание учебного материала как в части основ теории, практических работ, так и в части методов организации самоуправляемой и самоконтролируемой деятельности обучающихся;
  • объяснить формы и методы эффективного использования методических пособий и руководств к самостоятельной работе;
  • дать характеристики и краткие аннотации рекомендованным учебным пособиям, учебникам и другим необходимым литературным источникам;
  • проводить анализ решения типовых задач;
  • обеспечить эффективную организацию работы учащихся на лекции, в основе которой лежит активный процесс, включающий слушание, понимание, осмысление материала и преобразование полученной информации в форму краткой записи, помогающей быстро восстановить основное содержание прослушанной лекции и выполнения последующей самостоятельной работы с использованием литературных источников;
  • ознакомить учащихся: с графиком контрольных недель, формой отчетности, объёмом и содержанием учебного материала, необходимого для усвоения за конкретные периоды самостоятельной работы.

Успешно решить задачу формирования у учащихся навыка к самостоятельной работе можно только через совершенствование учебного процесса на основе деятельностного подхода к обучению, усилив методологическую направленность различных видов деятельности будущего специалиста, помогая ему овладеть методами научного анализа процессов и явлений. Здесь основная задача преподавателя – организовать учащихся на активную учебную деятельность, предоставив ему максимум самостоятельности.

Самостоятельная работа студентов (СРС) – это особая система условий обучения, для наиболее полной её реализации желательна совместная целенаправленная работа коллектива преподавателей вуза.

Основные этапы организации самостоятельной работы студентов на уровне коллективного труда преподавателей можно представить из следующих мероприятий:

  • изучение бюджета времени и трудоёмкости самостоятельной работы;
  • нормирование самостоятельной работы: планирование СРС; обеспечение СPC (учебно-методическая литература);
  • контроль за СРС: анализ текущей успеваемости и результатов контроля СРС;
  • разработка и внедрение мероприятий по совершенствованию учебного процесса.

В организации самостоятельной работы в коллективном масштабе необходимо учитывать и межпредметные связи, обеспечить нормирование времени на предмет в соответствии с мнениями студентов и с отпущенным на него аудиторным временем. Поэтому первые два этапа считаются достаточно важными, и они составляют целый комплекс организационно-методических и научно-методических мероприятий, без осуществления которых невозможна чёткая организация СРС.

Анализ эффективности проведённых мероприятий по организации СРС с применением компьютерной обработки результатов завершает цикл работ по активизации самостоятельной деятельности студента и в то же время дает начало исследованиям в направлении изучения бюджета времени, нормирования СРС с целью внедрения мероприятий по совершенствованию учебного процесса.

При отборе учебного материала для самостоятельной работы учащихся необходимо учитывать следующие принципы:

  • доступность для самостоятельного изучения;
  • связь материала с тематикой лабораторного практикума;
  • готовность учащихся к самостоятельному поиску и их заинтересованность тематикой;
  • частичная изученность темы:
  • наличие у учащихся мотивационного настроя изучения темы ввиду ее необходимости, полезности, значимости и т.д.

Самостоятельная работа, прежде всего, завершает задачи всех других видов учебной работы. Никакие знания, не ставшие объектом собственной деятельности, не могут считаться подлинным достоянием человека. Помимо практической важности самостоятельная работа имеет большое воспитательное значение: она формирует самостоятельность не только как совокупность определённых умений и навыков, но и как черту характера, играющую существенную роль в структуре личности как специалиста высшей квалификации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)