Категории педагогики и социальной педагогики

Каждую науку отличает своя система знаний, ориентированных на объяснение предмета исследования данной науки и представленных в ее понятиях и категориях. Понятия – это одна из форм отражения реального мира в процессе его познания. Понятия в науке закрепляются не сразу.

Рождаясь стихийно, как результат осмысления реальной действительности и эмпирического опыта, они становятся частью системы той или иной науки. При определении сущности понятия выделяют, прежде всего, его признаки, отражающие объект изучения науки.

Но реальная действительность многогранна и изменчива. Рассуждая о природе деятельности человека, следует помнить об определяющей роли потребностей, которые обусловливают возникновение той или иной деятельности. Человеческие потребности в разных исторических, социально-экономических условиях различны. Поэтому и понятия, отражающие эту изменчивую деятельность, не являются статичными, т.е. изменяются в зависимости от исторической обстановки.

Понятия как бы проживают свою собственную жизнь. Значимость некоторых понятий в системе науки может то возрастать, то снижаться. Например, понятие «христианское воспитание» в педагогике было одним из ведущих до Октябрьской революции 1917 года, затем оно почти исчезло из педагогической лексики. Однако в конце XX века в России оно снова входит в научный оборот педагогики.

В процессе развития любой науки понятия объединяются, укрупняются и преобразуются в категории науки, которые представляют собой наиболее общие, фундаментальные, так называемые «родовые» понятия, от которых происходят остальные понятия, используемые в данной науке.

Таким образом, в каждой науке формируется своя понятийно-категориальная система, отражающая взаимосвязь и взаимообусловленность входящих в нее понятий. В то же время система понятий любой науки всегда находится во взаимосвязи с понятийными системами других наук, которые изучают тот же самый объект.

Не является в этом смысле исключением и социальная педагогика. В России она была введена императивно «сверху» и с самого начала стала развиваться как ответвление педагогической науки.

Хорошо известно, что педагогика, имея свою ограниченную область исследования и являясь самостоятельной и достаточно разработанной наукой, развивается в тесной взаимосвязи с другими гуманитарными науками, изучающими человека. Их достаточно много, однако среди них особо выделяются такие категории, которые входят в понятийную систему педагогики и активно используются ею как в теоретических исследованиях, так и непосредственно в практической деятельности педагогов.

По мере роста новых знаний, расширения сферы взаимопроникновения научной мысли и реальной жизни, возникновения новых потребностей и проблем общества проявляется тенденция к дифференциации наук. В последние годы этот процесс в педагогической науке значительно усилился. Возникло и находится в стадии становления множество новых научных областей, к числу которых относится и социальная педагогика.

Интересно
Каждая новая научная отрасль, отделившаяся от педагогики, имеет свои специфические особенности, которые находят отражение в системе ее категорий и понятий. Однако понятийный аппарат частной науки формируется не сам по себе, а на основе понятийно-категориальной системы педагогики и во взаимосвязи с ее основными категориями.

Так, выделив собственные категории социальной педагогики и рассмотрев их во взаимосвязи с основными педагогическими категориями, можно обозначить специфику этой области знания, позволяющую считать этот вид педагогики самостоятельной отраслью.

Для этого следует воспользоваться формально-логическим приемом, т.е. сначала выделить категории педагогики (как заимствованные ею из других наук, так и ее собственные); затем спроецировать педагогические категории на социальную педагогику и определить, что она заимствует у других наук, а что является ее собственными понятиями, отражающими предмет ее исследования.

Педагогика, как известно, заимствует и широко использует многие междисциплинарные понятия, например:

  • «личность»,
  • «развитие»,
  • «деятельность»,
  • «социализация»,
  • «общество»,
  • а ее собственными категориями являются «образование», «воспитание» и «обучение».

В настоящее время также считается общепризнанной категория «педагогическая деятельность». Далее необходимо выделить и обосновать собственные категории социальной педагогики, такие как «социализация», «социальные институты», «социально-педагогическая деятельность», «социальное обучение» и «социальное воспитание».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)