Капитализм с точки зрения культурного детерминизма

С точки зрения культурного детерминизма капитализм — особый социокультурный строй, основанный на возрастающей рациональности мышления и поведения людей.

Причина появления этого строя — развитие рационального образа мысли и жизни, проявившихся, например, в формировании некоего «духа двойной бухгалтерии».

Такой взгляд на капитализм характерен для В. Зомбарта, который рассматривал капитализм в качестве завершающего этапа прогресса, вершины экономического развития западной цивилизации. Зомбарт был убежден, что генезис и динамика капитализма определяется специфической деятельностью по постоянному «производству экономического рационализма».

Он подчеркивал, что «с ходом капиталистического развития создается нечто, выгодно отличающееся от иных производящихся товаров и услуг тем, что оно не уничтожается, но от поколения к поколению накопляется большими массами: это опыт… Этот огромный материал опыта, будучи использован, дает возможность довести экономический рационализм до высшего совершенства…

В той мере, в какой требовался экономический рационализм, его создание сделалось самостоятельной деятельностью, осуществляемой в виде основной или добавочной профессии.

Интересно
Многие тысячи людей занимаются ныне не чем иным, как измышлением и проведением в жизнь наилучших методов ведения дел, начиная с профессоров, преподающих учение о частном хозяйстве в высших коммерческих учебных заведениях, и кончая полчищами бухгалтеров-ревизоров, калькуляторов, регистраторов и фабрикантов самых усовершенствованных счетных машин, машин для вычисления заработной платы, пишущих машинок и т.д.

И даже служащие и рабочие больших предприятий побуждаются путем премии принимать участие в этом производстве экономического рационализма… Для всех людей, по профессии участвующих в производстве экономического рационализма, это производство становится задачей жизни, самоцелью».

Независимо от того, на какую разновидность детерминизма ориентируются сторонники данной позиции (экономический, технологический или культурный (духовный)), все они рассматривают капитализм как особый строй социальной жизни, охватывающий все социальные отношения в определенную эпоху.

Что касается генезиса этого строя, то в качестве основного фактора представители этой позиции выделяют либо развитие экономики или технологии, либо трансформацию культуры.

Многочисленные представители первого подхода интересовались и интересуются в основном изучением особенностей функционирования и динамики структур и институтов, составлявших сущность капитализма
как особого, самого «современного» социального строя, претендующего на глобальность, т.е. на единовременное повсеместное становление, и различающегося «по своим формам и видам» лишь в связи с отклонением (по разным причинам) от «эталонной» модели капитализма, существующей в наиболее развитых странах (США, Западной Европы и Японии). Подобный подход по-прежнему доминирует и в современной экономической социологии.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)