Кадровое обеспечение в конкурентоспособности услуг

Ситуация на кадровом рынке является очень чутким индикатором состояния экономики страны. По ряду социальных показателей население России — ее уникальный ресурс. Уровень грамотности у нас самый высокий в мире.

Уровень охвата средним образованием также очень высокий. Образование выше среднего имеют около 85% населения. Для сравнения: данный показатель в Германии — стране с самым высоким уровнем образования в ЕС — 78%. Но это, как говорится, одна сторона медали.

Главной проблемой в кадровом обеспечении конкурентоспособности продукции промышленности является дефицит квалифицированных рабочих. Речь идет, прежде всего, о высококвалифицированных рабочих кадрах, имеющих седьмой-восьмой разряды.

Выпускники немногочисленных профессиональных училищ имеют лишь третий разряд. По сведениям из печати на оборонных предприятиях 90% квалифицированных рабочих старше 50 лет.

Наиболее «оголены» наукоемкие производства. Отставание страны и остроту проблемы отражают следующие данные: в промышленных развитых странах доля высококвалифицированных рабочих в промышленности в среднем более 40%; в Германии — 43%, в США — 56%; в России — 5%. Переподготовка рабочих в России раньше проводилась через каждые пять лет, сейчас — через 13 лет.

На предприятиях Московской области занято только каждое третье рабочее место; 77% имеющихся вакансий на предприятиях — именно рабочие. Для сравнения, в 2000 г. в компании «БМВ» («BMW») на 3500 рабочих мест было подано 160 000 заявлений.

Очень остро стоит проблема квалифицированных рабочих кадров в автомобильной промышленности в связи с тем, что транснациональные компании стали строить заводы в России.

Большинство иностранных фирм сгруппировалось в Санкт-Петербурге — городе, располагающем качественными кадровыми ресурсами. Но целый ряд фирм возводит заводы в тех регионах, где раньше не было предприятий автомобильной промышленности.

Основная причина сложившегося положения в том, что профессия рабочего не престижна. Из оканчивающих школу в ПТУ хотят поступить 5%, в техникумы — 10%.

Как отмечалось на заседании Госсовета в марте 2006 г., посвященного перспективам развития образования: «Подготовка в лицеях или техникумах сегодня фактически стала промежуточным звеном перед поступлением в вуз, порой теряется смысл образования, а ведь его главное назначение — воспроизводство кадров среднего звена, столь востребованных нашей промышленностью, АПК, сферой услуг».

Заводам и фабрикам, отмечали выступавшие на Госсовете предприниматели, требуются в первую очередь не «белые воротнички», а «синие», т.е. технические кадры. Работодатели не могут найти квалифицированных рабочих и техников, так как вокруг одни инженеры и менеджеры.

Для решения проблемы имеются два пути. Первый путь — это восстановление практически распавшейся в 1990-х гг. сети ПТУ. По этому пути пошли в Москве. Произведено объединение ПТУ и техникумов в единые учебные комплексы — профессиональные колледжи.

По их окончании учащиеся могут получить не только третий, но и четвертый-пятый разряды. Но училищам и техникумам требуется помощь для расширения материальной базы обучения и организации производственной практики со стороны предпринимательских структур.

Пока большинство учебных заведений опираются на собственные силы, и поэтому выживают с трудом. Здесь полезен опыт Германии. В этой стране если компания не хочет сама учить рабочих, то она платит в государственный бюджет специальный налог.

Собранные таким образом средства идут на развитие профобразования. Второй путь выбирают крупные предприятия. Они не доверяют выпускникам бюджетных ПТУ дорогие импортные станки, не верят в их знания и умение и предпочитают проводить обучение прямо у станков.

Как и в советское время, оно осуществляется опытными наставниками, которые делятся тонкостями профессии непосредственно на примере конкретной производственной технологии.

Для производства конкурентоспособной продукции у работников должны быть не только золотые руки, но и трезвые головы. По запросу «производственный алкоголизм» поисковая система «Google» выдала 168 тыс. ссылок.

В проблеме кадрового обеспечения имеется еще один аспект — статус инженера как носителя творчества и изобретательности на производстве.

Если в России в начале XX в. профессия инженера была очень престижной, высокооплачиваемой и социально значимой, то сейчас, как отмечается в работе, наши инженеры просто «раздавлены», унижены как по статусу, так и по заработной плате, особенно по сравнению с другими категориями служащих.

В результате многие инженеры и квалифицированные специалисты покидают производство и находят место себе и своему таланту за рубежом.

В итоге наблюдается отрицательная для нашей страны тенденция: к нам едут гастарбайтеры, в большинстве своем малоквалифицированные работники, а от нас уезжают научные работники, высококвалифицированные и опытные специалисты.

А в итоге на уровне концептуальной идеи и конструкторско-технологических решений качество наших изделий оказывается значительно ниже передовых зарубежных.

В работе приведены недавние исследования очень известной консалтинговой фирмы «МакКинси» («McKin-sey»). В этих исследованиях выделены три фактора, влияющих на долговременный успех компании:

  • бережливое производство (lean production);
  • менеджмент талантов;
  • справедливость вознаграждения.

Очевидно, что первый фактор в основном закладывается на этапах разработки концепции, конструкции и технологического процесса и, следовательно, в значительной степени зависит от изобретательности и талантливости разработчиков, т.е. определяется вторым указанным фактором. Что касается второго и третьего факторов, то тут большинство наших предприятий «хромает на обе ноги».

Проблема инженерно-технического обеспечения промышленности состоит не только в невысоком статусе инженера в России и нехватке опытных кадров, но и в качестве подготовки, в частности в способности воспринять передовые западные технологии и менеджмент.

Дело в том, что отечественные инженерно-технические кадры не всегда отвечают особо жестким требованиям, которые предъявляют инофирмы, построившие у нас заводы.

Вот как смотрит на дефицит технических специалистов президент группы группы «Henkel» в России К. Хартен: «Нам приходится очень долго искать и кропотливо обучать на своих предприятиях инженеров и техников.

Из 10 кандидатов мы берем на работу только одного, и потом его еще приходится на несколько месяцев отправлять стажироваться в Германию. И только за два- три года нам удается воспитать полноценного специалиста для работы в нашей компании».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)