Изучение факторов и динамики возникновения системы

Логика анализа предполагает многоплановое изучение факторов и динамики возникновения и функционирования в системе общего образования альтернативных проектов, направленных на индивидуальное развитие человека.

Это макропроцессы на уровне политической системы и системы образования в стране и в регионе, и мезопроцессы на уровне элементов самой педагогической системы, и микропроцессы на уровне жизненных ситуаций, их интерпретаций со стороны непосредственных участников.

Сквозную для всех обозначенных процессов логику построения исследования можно раскрыть через следующий «круг оценки» (связь между восемью важнейшими параметрами оценки, заданными в вопросительной форме): «Кто оценивает? – Кого или что? – Когда? – Где?- С какой целью?– Какими средствами? – При каких условиях? – С каким эффектом?»

Изучение микропроцессов предполагает акцент на индивидуальном, что обусловливает поиск специфических методов познания действительности.

В работе по исследованию индивидуального развития человека, его субъективного мира, восприятия им внешней реальности и мира его самосознания в конкретной ситуации явно недостаточно рационального языка категорий и абстракций.

Необходимо приблизиться к адекватному пониманию смыслов, которые человек вкладывает в свои суждения и поступки. Понимание предполагает непосредственный контакт и прямое постижение объекта путем «сопереживания ему всеми силами нашей сущности в живом беспокойстве».

Понять – значит поставить себя в положение других людей для проникновения в тот смысл, который они придают своим действиям, выявить их собственные намерения и цели.

Интересно
И, на чем настаивает герменевтика, понять – это значит переместиться в чужую субъектность, постичь ее значение в контексте общего мировоззрения того общества или группы, которые породили ее.

Познание путем понимания не отменяет языка абстракций (обобщений, гипотез, объяснений), но делает их вспомогательными на этапе эмпирического сбора и первичного анализа. При обращении к теоретическому осмыслению и обобщению они становятся основными, а понимание – дополнительным способом познания.

Индуктивная логика анализа здесь строится от познания действительности к ценностно – ориентированному осмыслению отношений «человек – образование – культура – общество».

Подобный подход вызывает необходимость выработки специфичных критериев оценки образования и образовательной среды, которые должны исходить из особенностей аксиологических приоритетов гуманистической педагогики.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)