Из оригинала – в онлайн: болезни роста

В XXI в. прогресс в области СМИ не только привел к появлению их нового вида — онлайн-медиа, но охарактеризовался еще и массовой передислокацией традиционных СМИ из своих первоначальных форм — печатных, радийных и телевизионных — в эту принципиально иную, цифровую форму. Однако говоря о цифровизации СМИ следует отличать процессы использования цифровых технологий при передаче телевизионного видео- и аудиосигнала от процесса производства продукции классических видов медиа, включая телевидение, предназначенной для трансляции (публикации) в Интернете.

Иными словами, трансляция в эфире продукции определенного телеканала с помощью цифровых методик – не то же самое, что многопрофильный интернет-сайт того же телеканала. Кроме того, ошибка большинства издателей различных видов СМИ на начальном этапе процесса цифровизации заключалась как раз в том, что широчайшие возможности Интернета использовались усеченно – лишь с целью передачи (трансляции, публикации) точной копии основной продукции того или иного вида СМИ.

При этом многие печатные издания районного уровня в российской глубинке до сих пор используют Интернет именно в такой ограниченной форме, ссылаясь на недостаток кадровых и финансовых возможностей для содержания специальных сотрудников. В итоге процесс транзита СМИ из своего классического вида к интернет-версиям привел одних к выходу на новый уровень успешного существования в мультимедийном формате, других – к прекращению выпуска, полному исчезновению.

Интересно
В целом, несмотря на то, что таких масштабных изменений с массмедиа давно не происходило, лишь очень недолгое время и онлайн-СМИ считались чем-то новым, особенным, очень скоро их существование превратилось в обыденность. Так что в связи с появлением Интернета и онлайн-СМИ скорее нужно интересоваться их нарастающей мультимедийностью. Но поскольку этой теме будет в дальнейшем посвящена отдельная глава пособия, вернемся к анализу транзита СМИ из своего первоначального, традиционного состояния в цифровой вид.

У каждого процесса, как известно, есть начало, середина и конец, а также направление и цель изменений. Однако в случае цифровизации классических СМИ этот процесс оказался сильно растянутым во времени и пространстве — до такой степени, что совершенно четко можно определить его начало, едва просматриваются промежуточные «остановки», а конец далеко не всегда очевиден.

Во всяком случае, так это представляется человеку, наблюдающему изнутри за этим процессом в третьем десятилетии XXI в. Разумеется, и этот процесс когда-нибудь окончится — как исчезла «свежесть» ощущений при восприятии продукции онлайн-СМИ, быстро обретших статус традиционных, и начнется — нет сомнений! — их трансформация в какой-то очередной новый вид СМИ, любые предположения о форме которого сегодня покажутся фантастическими…

И тем не менее текущий процесс трансформации СМИ заслуживает отдельного разбирательства, и вот почему. В течение всей продолжающейся (не только в печатных изданиях, но и во всех видах медиа) эпохи Гутенберга, с тех пор, как был изобретен печатный станок в Европе, менялся и меняется по сути только сам этот станок.

И в том, что касается передачи радио- и телевизионного сигнала с момента их изобретения меняются также только технологии и технические средства приема и передачи. В том же, что касается интернет-технологий, то их возможности оказались практически безграничными: постоянно открывается что-то новое, и никто в здравом уме не возьмется поставить «точку» в этом процессе.

Тем не менее, некоторые промежуточные итоги процессу передислокации СМИ из традиционных видов в интернет-среду подвести уже можно — например в части, касающейся копий традиционных СМИ в мировой сети. Говоря о точных электронных копиях печатных изданий (то, с чего начинался процесс цифровизации), ученые справедливо утверждают, что их «не следует относить к электронным СМИ. Это только форма передачи печатного издания. Иное дело — оригинальные электронные издания, изначально созданные и функционирующие в сетях».

Выше мы уже говорили о принципиальной разнице между существующими в сети копиями традиционных СМИ (не только печатных, но телевизионных, радийных, а также оцифрованной продукции информагентств) и вновь созданными там же профессиональными интернет-СМИ (или, как их еще называют, онлайн-медиа). Но разница эта была почти незаметной на начальном этапе передислокации классических СМИ в электронную сеть.

Исследователь из Китая Цзя Лежун отмечал в 2004 г., что «на данном этапе развития между онлайновыми и традиционными СМИ существует тесная взаимосвязь: большинство онлайновых медиа либо выпускаются традиционными СМИ, либо традиционные СМИ являются их главным информационными источником; кроме того, сотрудники новых медиа в основном пришли из традиционных СМИ».

Интересно
Российские исследователи практически вторили ему, когда говорили, что «традиционная печатная пресса, пришедшая в Интернет достаточно рано (например, “Учительская газета” создала свою электронную версию в марте 1995 г.), ориентировалась на старую “бумажную” технологию, а потому большинство сайтов периодических изданий либо использовались как “рекламная площадка” и содержали информацию о самом издании, о редакции, о
возможности размещения рекламы и т.п., либо представляли полнотекстовую версию издания.

При этом возможности Интернета как коммуникативной среды (такие, как мультимедиа, гипертекст, интерактивность, сверхоперативность) не использовались вовсе либо использовались недостаточно… Отчасти это происходило потому, что издатели и редакторы мыслили старыми категориями и были ориентированы на точное копирование своего издания.  Отчасти это происходило еще и потому, что создание электронной версии издания… предполагало дополнительные усилия и капитальные вложения»

В дальнейшем на радость сторонникам новых видов информационных ресурсов профессиональные классические СМИ, в особенности печатные, чьими копиями первое время служили их интернет-версии, во множестве начали исчезать из информационного пространства: с одной стороны, менеджмент многих изданий так и не смог переформатировать работу редакций применительно к использованию преимуществ Интернета, с другой стороны, их стало не выгодно издавать по материальным соображениям, и владельцы попросту были вынуждены их закрывать.

Однако менеджменту огромного количества традиционных СМИ удалось поставить преимущества Интернета на службу редакций, придав классическим видам продукции «второе дыхание». В России примерами успешной цифровизации классических СМИ, если говорить о печатных медиа, могут служить сайты издательских домов «Коммерсантъ» и «Московский комсомолец».

Не менее успешными, если использовать примеры из других видов СМИ, стали сайты радиостанций «Эхо Москвы» и «Бизнес FM». Эти сайты практически с самого начала их работы в информационном пространстве преодолели функции «сопровождающих» и обрели черты самостоятельных медиаресурсов – онлайн-медиа, пользующихся значительной степенью независимости от своих оригинальных прототипов и самостоятельно заработанным авторитетом аудитории.

Заканчивая разговор о процессе преобразования традиционных видов СМИ в новые электронные виды и формы следует перейти к обсуждению тех новых массмедиа, которые находятся в процессе транзита СМИ из одного виртуального вида в другой.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)