История становления управления персоналом и кадровых служб

История становления управления персоналом напрямую связана с развитием и формированием общества. С его появлением актуальным стал вопрос – относительно его организации и направления. Зарождаются первые взаимоотношения, выявляющие лидеров, которым необходимо использовать методы, мотивирующие и направляющие представителей общества.

Историки по крупицам собирали сведения о методах и принципах управления людьми в различные периоды. Резкий скачок в развитии управления персоналом произошел в XIX – начале XX в., который связан с массовым использованием людей в производстве.

Именно этот период можно считать началом появления управления персоналом как отдельного направления или сферы деятельности. Это связано, прежде всего с глобальными изменениями в отношении к людям и возникновением научного подхода в управлении, появлением научных теорий и школ.

Классические теории ориентированы на работников, которые рассматривают труд как средство заработка, т. е. для них важен не сам процесс, а результат труда – заработок. В XIX – начале XX в. таких работников было подавляющее большинство. Это связано прежде всего с отсутствием образования и механическим и однообразным видом деятельности. Классические теории предлагают в основу управления ставить организацию трудового процесса и жесткий его контроль.

В понятие «организация трудового процесса» входят следующие виды деятельности:

  • разложение трудовых задач на легкоусваиемые, простые и повторяющиеся процедуры;
  • разработка несложных процедур труда (инструкции);
  • создание системы планирования деятельности рабочего;
  • возникновение регламента производства продукции или нормирования;
  • использование стимулирующей системы оплаты труда и другие.

Предполагается, что работник сможет эффективно выполнять свои трудовые функции только при создании упрощенных конкретных заданий и под строгим контролем руководителя. Данная классическая теория показала свою эффективность в начале XX в. на многих крупных промышленных предприятиях.

Теории человеческих отношений. Заметно вырастает уровень образования, производство переходит на новый этап развития – появляются новые технологии, оборудование и, соответственно, требования и отношение к работникам. Потребности в заработке остаются, но переходят на второй план, уступая место потребности быть полезным, значимым и признанным в организации. В таких условиях приходится руководителям менять методы и принципы управления персоналом, которых ставят в центр внимания.

Организация трудового процесса сводится к:

  1. Созданию благоприятных условий труда.
  2. Разработке системы мотивации персонала.
  3. Предоставлению работникам возможности определенной самостоятельности и самоконтроля при выполнении простых, рутинных операций.
  4. Улучшению социально–психологического климата на предприятии.
  5. Созданию в организации неформальных групп и работы с ними.
  6. Изучению потребностей и мотивационного поведения работников в организации.

В этот период становится популярным психологическая доктрина – бихевиоризм (психология поведения), которая основывается на необходимости изучения поведения человека, зависящего от различного рода стимулов.

Теории человеческих ресурсов кардинально меняют систему взаимоотношений «руководитель – работник»

Работник изменился – стал более образованным, постоянно занимался профессиональным развитием, стремился внести свой вклад в реализацию идей организации, стал способным самостоятельно принимать решения по выполнению поставленных задач, контролировать их и нести ответственность. Самое главное – работник стал востребованным на рынке труда.

Руководитель должен был изменить концепцию отношения к работникам: не люди для организации, а организация – для людей. В нее входит:

  • создание максимально благоприятных условий труда;
  • организация творческой атмосферы и конкурентных преимуществ в коллективе, в котором каждый работник сможет максимально проявить свои способности;
  • постоянное развитие персонала;
  • предоставление свободы в принятии решений по выполнению поставленных задач и самоконтролю.

В настоящее время теории человеческих ресурсов развиваются, появляются новые методы, принципы и инструменты в работе с персоналом, нацеленные на формирование профессионального сплоченного коллектива, способного мгновенно реагировать на изменения во внешней среде и быть конкурентоспособным на рынке. Возникновение и развитие специализированных служб или подразделений, связанных с управлением персонала.

На рубеже 1900–х гг. на крупных промышленных предприятиях (чаще США И Англия) в связи с их развитием и большим числом работников появляется необходимость формирования отдельного подразделения, занимающегося непосредственно с кадрами. Американский бизнесмен Б. Ф. Гудриг впервые организовал на своем предприятии бюро по найму работников. Ориентировочно 1912 г. считается датой возникновения структуры отдела кадров в классическом понимании. Они осуществляли такие функции, как ведение кадрового учета, разбор трудовых конфликтов, выплату заработной платы и прочее.

Во время Второй мировой войны возникла острая необходимость в самые короткие сроки принять большое число работников, а также обучить их. Эти функции дополнительно взяли на себя отделы кадров. В конце войны постепенно это подразделение расширяло свои полномочия – планирование численности персонала, разработка оптимальных рабочих методов и прочее.

С 1970–х гг. сначала в США, а затем в Европе отделы кадров начали трансформироваться в отделы человеческих ресурсов, которые включили в себя новые виды деятельности: планирование и развитие карьеры, формирование внутриорганизационных коммуникаций, создание эффективной мотивационной среды, привлечение работников к участию в прибыли и прочее. В России управление персоналом в традиционном понимании и выделением в отдельное подразделение возникло в начале XX в.

Специалисты определяют четыре основных этапа:

  1. Идеологический (начиная с 1918 г.) – кадровая деятельность заключалась в подборе кадров и ведении кадрового учета. Особое внимание уделялось при подборе кадров партийной идеологии и ее устойчивости. Работать в отделе кадров было престижно и ответственно.
  2. Военный (1950–1960 гг.) – кадровая деятельность включала в себя работу с людьми. Отдел кадров расширил функции – адаптация и обучение персонала, стимулирование и организация труда. Название этого периода связано с тем, что в кадровых службах в основном работали отставные военные и, как следствие, требовали жесткой дисциплины, аккуратности и ответственности.
  3. Деградация (1970–1980 гг.) – военных заменили люди без специального образования, деятельность отделов кадров сводилась к формальному кадровому учету. Престиж работников этой сферы резко снизился.
  4. Приватизационный (с 1990 гг.) – изменение подхода к управлению персоналом в организациях, связанных, прежде всего, с приватизацией предприятий и изменениями организационно–правовых форм.

Кадровым подразделениям пришлось резко изменить вид деятельности и отношение к персоналу. Необходимо было, прежде всего, самим изучить и применить новые формы управления персоналом, относящиеся к теории человеческих ресурсов.

В настоящее время можно выделить приоритетные направления деятельности кадровых служб в организации:

  • обеспечение регулярного и качественного профессионального развития персонала, соответствующего современным требованиям экономики;
  • формирование коллектива и мотивация принадлежности к нему у каждого работника организации, в том числе кто работает не в офисе (дома, в других регионах и пр.);
  • формирование конкурентоспособной системы вознаграждения работников при строгом контроле растущих издержек.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)