История развития логистики

Слово «логистика» произошло от древнегреческого слова logistea, что означает «искусство проведения расчетов». Первоначально  логистика представляла собой раздел математики, включающий в себя приемы проведения арифметических и геометрических вычислений. Логисты выполняли функции аудиторов или финансовых контролеров, проверяя правильность составления финансовых отчетов должностных лиц.

Говоря об истоках логистической науки, обычно упоминают византийского императора Льва VI с его трактатом «Тактика Льва». Основные задачи, которые ставились перед логистикой в то время: выплата  жалования армии, составление планов перемещения армии, управление движением и размещением войск.

В дальнейшем приемы и методы военной логистики развивались и уточнялись. О значимости логистики можно судить по  высказыванию, приписываемому Наполеону: «Прежде чем воевать, нужно научиться снабжать». Барон Жомини, выдающийся военный теоретик, один
из основателей Военной академии в Санкт-Петербурге, придавал огромное значение снабжению и обеспечению перемещения войск, т.е. логистике.

Первая и Вторая мировые войны оказали большое влияние на развитие логистики. Никогда ранее не возникала потребность  планирования и организации снабжения миллионных масс людей, разбросанных по всему земному шару. Хайнц Гудериан, оказавший огромное влияние на развитие бронетехники, писал: «Снабжение является ядром механизированных военных
действий». Доставка продовольствия, топлива, боеприпасов;  организация размещения войск, военных складов и госпиталей; оптимизация транспортной системы страны определяли победу в войне.

Приблизительно в середине ХХ в., после окончания мировых войн, технологии логистики стали всё больше и больше проникать в мирную жизнь. Начался современный этап развития логистики.

Актуальность логистики на современном этапе

Как мы только что с вами отметили, логистика была частью военного искусства в течение очень долгого времени. Буквально несколько тысячелетий логистику изучали исключительно в военных школах и университетах. Она относилась к гражданской жизни примерно так же, как «Тактика огневого боя» или «Организация тылового ремонта тяжелого вооружения». А
потом, приблизительно в середине ХХ в., всё изменилось. Логистика стала всё сильнее
и сильнее проникать в мирную жизнь, всё шире и шире применяться в  бизнесе.

Можно выделить четыре причины такого перехода.

1. Становление рынка покупателя. Сегодня покупатель, выбирая товар, не удовлетворяется тем, что товар имеет высокое качество и невысокую цену. К рассмотрению принимается множество дополнительных параметров: как организовано гарантийное и сервисное обслуживание, каков срок доставки, есть ли возможность оказания услуг по настройке и установке, утилизации товара по окончании срока его использования и т.д.

Супермаркет, заключающий договор на поставку каких-либо товаров, интересует не только качество товара, но и ассортимент, который сможет обеспечить данный поставщик, возможность частой поставки  товара небольшими партиями, возможность хранения части товара на складах дистрибьютора, услуги маркировки и упаковки товара и  прочие дополнительные услуги.

Как Вы можете заметить, большинство  этих исключительно важных для клиента дополнительных параметров относятся к сфере логистики. Предприятие, организовавшее у себя четкое  выполнение логистических функций, получает огромное преимущество перед своими менее расторопными конкурентами. Оно получает большую совокупную прибыль,
большую долю рынка, большую известность. С высокой долей вероятности именно это предприятие будет расширяться и вытеснять с рынка  своих конкурентов, а не наоборот.

2. Расширение номенклатуры товаров. Ежегодно появляются сотни тысяч новых наименований товаров промышленного и потребительского назначения. Ассортимент крепежных изделий, например, исчисляется десятками  тысяч. Номенклатура пневмооборудования составляет не менее десяти тысяч наименований. В таком многообразии крайне важно обладать инструментами отбора наиболее подходящих предложений и наиболее
приемлемых поставщиков. Без применения методов закупочной логистики предприятие
обречено на высокие финансовые издержки, неопределенность внешней среды и трату драгоценного времени.

3. Обострение конкуренции на всех без исключения рынках. Логистика дает компаниям колоссальные преимущества в конкурентной борьбе, прежде всего, в части сокращения издержек и повышении оборачиваемости оборотных средств. С помощью естественного отбора на рынке остаются те компании, которые смогли организовать четкое выполнение логистических функций.

На рис. 1.1 представлено распределение времени создания товара по различным операциям. Под временем создания товара мы понимаем время, прошедшее от момента добычи исходного сырья до момента  начала потребления товара. Например, для офисной мебели – это промежуток времени от момента, когда в тайге свалили дерево (из которого впоследствии
были сделаны опилки, из которых была изготовлена ДСП, из которой произвели мебель), до момента, когда эта мебель была доставлена заказчику,  собрана и начала использоваться. Говоря другими словами, это время, в течение которого вложенные предприятием деньги находятся в обороте.

В среднем это время распределяется в пропорциях, представленных на рис. 1.1, т.е. на технологические операции (распиловка бревен, сбор  опила, замешивание массы, прессование, сушка ДСП, ламинирование, распиловка ламинированной ДСП, сборка мебели, установка фурнитуры) приходится наименьшее время – примерно от 2 до 5 % от полного времени цикла.

Остальное время в общем случае приходится на операции хранения и транспортировки,
причем хранится товар обычно несколько дольше, чем транспортируется. Безусловно, существуют товары, которые практически не  подвергаются хранению (например, сырая нефть или природный газ); существуют товары, транспортировка которых занимает незначительное время (например, мед в магазине при пасеке или хлеб из мини-пекарни). Но в среднем для всех товаров представленная на рисунке пропорция распределения времени выдерживается.

Как нетрудно отметить, до 95 % времени создания товара приходится на логистические операции – хранение и транспортировку. Очевидно, что при совершенствовании этих процессов происходит существенное сокращение времени, потребного для их осуществления. Следовательно, за один и тот  же промежуток времени деньги успевают несколько раз принять участие  в процессе производства и реализации товара, отдача от денег  увеличивается. Происходит рост оборачиваемости денежных средств.

Кроме роста оборачиваемости есть ещё одна причина, по которой сокращение времени создания товара выгодно компании. Сокращение этого цикла означает, что компания может быстрее реагировать на требования рынка, быстрее совершенствовать свои товары. Это ещё одно преимущество  в конкурентной борьбе, которое компания может получить при использовании логистических технологий.

4. Появление компьютерной техники, становление математического анализа, теорий оптимизации. Александр Македонский, Петр Первый, Наполеон Бонапарт, Отто фон Бисмарк были бы рады управлять своими империями как единым организмом, в котором все процессы происходят  согласованно, а каждый участник получает именно ту информацию и материалы, в которых нуждается, но в их время элементарно не было технической возможности организовать жизнь государства с такой четкостью.

Без компьютерной и множительной техники, без средств связи и математического аппарата, описывающего взаимодействия множества элементов, реализовать эту мечту государей было невозможно. Ключевую роль в организации работы системы играет обмен информацией. Он должен быть быстр и точен. История операций должна быть легко доступна для изучения впоследствии. Ни почтовые голуби, ни гонцы-скороходы не могли обеспечить то удобство информационного обмена, какое дают нам сегодня телефоны и интернет. Простота, доступность и массовость технических средств и алгоритмов (использованных при разработке
программного обеспечения) дали импульс развитию логистики во всем мире во
второй половине ХХ в.

Эволюция логистики

Можно выделить три этапа существования логистики как гражданской, «мирной» науки.

1. Интеграция складского хозяйства и транспортных подразделений (1960–1970-е гг.). До этого времени совместная работа склада и транспортных подразделений была ограничена операциями погрузки-разгрузки, выдачи  и приемки товара. Склад, подчиняясь составленному для него отделом продаж плану отгрузки (или составленному отделом снабжения плану
закупок), «заказывал» услуги транспортных подразделений. Ответственность склада была
ограничена тем, что происходит за его воротами; оптимизацией всей схемы закупок и распределения не занимался никто. На первом этапе  развития логистики транспортные и складские подразделения предприятия перешли от модели взаимоотношений «исполнитель–заказчик» к партнерской модели. Теперь они начинают работать на единый результат по единому графику.

2. Совместная реализация функций производства, складирования и транспортирования (1980–1990-е гг.). По единому графику под единым руководством начинают работать три функциональных области предприятия – производственные подразделения, складские и транспортные. Это позволило существенно сократить издержки всех видов. Организация, перешедшая на второй этап развития логистики, перестает производить,  хранить, транспортировать ненужный товар; такая организация вообще не совершает ненужных действий, связанных с движением материальных потоков. В тоже время, в сферах деятельности, не относящихся напрямую к потокам материалов и готовой продукции, по-прежнему могут наблюдаться накладки, сбои и нечеткое разграничение сфер ответственности.

3. Интеграция всех сторон жизни предприятия (наши дни). Логистика становится ключевой сферой деятельности предприятия, той  базой, в соответствии с которой реализуются все остальные функции. Осуществляется совместное планирование снабжения, производства,
хранения, транспортировки, конструкторской разработки продукции,  сервисной
деятельности, документооборота, обучения персонала и т.д. Третий этап развития логистики реализуется преимущественно с  помощью автоматизированных систем управления предприятием.

Определение логистики

Сегодня под логистикой обычно понимают процесс организации движения материальных и информационных потоков для обеспечения достижения целей предприятия.

Главная цель логистики – вовремя и в необходимом количестве доставить производственную продукцию в нужное место с минимальными издержками. Если хотя бы одно из этих требований не выполняется,  значит, логистика в организации налажена не лучшим образом. В последнее время можно часто услышать жалобы на работу интернет-магазинов: заказы доставляются не по тому адресу, не в указанные сроки, не в той
комплектации и т.д.

О логистических издержках интернет-магазинов судить сложно, но, вероятно, они достаточно высоки. Об этом говорит, хотя бы, тот факт, что многие пользователи, если им нужен, к примеру, учебник по логистике, заказывают его одновременно на нескольких сайтах. Тем самым они страхуются от того, что один интернет-магазин примет заказ с ошибками, у другого на складе не будет нужного учебника, третий – просто потеряет заявку.

В результате многие заказы, высланные наложенным платежом, после месяца ожидания на почте отправляются обратно в магазин. Интернет-магазин несет излишние издержки
сразу нескольких видов: транспортные издержки, затраты на комплектацию  и упаковку заказа, убытки от отвлечения оборотных средств. Оптимизация логистики интернет-магазина позволила бы существенно сократить  его совокупные издержки.

Материальный и информационный потоки

Материальный поток – находящиеся в процессе движения материальные ресурсы, незавершенное производство и готовая продукция, к которым применяются логистические операции, связанные с их перемещением в пространстве. В том случае, если применяемые логистические операции не связаны с изменением физического места расположения (например, операция хранения), материальный поток переходит в категорию «материальный запас».

Материальный поток может быть описан с помощью следующих
параметров:

  • номенклатура и количество перемещаемых изделий;
  • весовые характеристики;
  • линейные размеры (габариты, площадь, объем);
  • физико-химические характеристики груза (агрегатное состояние; температура плавления, конденсации, испарения; степень опасности);
  • скорость перемещения;
  • интенсивность потока (количество единиц груза, проходящее через какую-либо точку в единицу времени);
  • направление перемещения (точка назначения, маршрут движения);
  • характеристики тары, упаковки и др.

Информационный поток – поток сообщений в любой форме (устной, письменной, электронной, с использованием условных сигналов и т.п.), сопутствующий материальному потоку в рассматриваемой логистической системе и предназначенный в основном для реализации функции управления.

Движение материальных потоков обычно возникает в ответ на движение информационных потоков. При выполнении каждой логистической операции возникают специфические информационные потоки – например, в производстве происходит движение потоков требований сырья со склада, конструкторской и инструктивной документации, заявок на перемещение незавершенного производства и готовой продукции, отчетов о выполнении тех или иных операций.

Помимо материальных и информационных потоков выделяют ещё категорию «сервисные потоки», или «потоки услуг», но по своей сути сервисный поток может быть сведен или к материальному потоку (перемещение материальных объектов – например, движение людей в очереди  в парикмахерской), или к информационному потоку (перемещение информации –
например, передача документов от одного специалиста к другому при оказании банковских услуг).

Логистические системы

Логистическая система представляет собой открытую систему с обратной связью, выполняющую те или иные логистические функции. В качестве примера можно привести систему распределения продукции предприятия, систему почтовой связи страны, производственную систему группы компаний или холдинга.

Выделяют несколько уровней логистических систем:

1. Микрологистические системы. Эти системы предназначены для
управления материальными и информационными потоками в процессе работы
предприятия. Простейший пример микрологистической системы приведен на
рис. 1.2:

Фигурными стрелками на рис. 1.2 показаны вход и выход системы – поступление сырья и материалов из внешней среды и передача во внешнюю среду готовой продукции. Сплошными линиями показано  направление движения материальных потоков (сырья, полуфабрикатов, готовой продукции); пунктирными линиями – перемещение информационных потоков (заявок на сырье, отчетов о производстве продукции и прочей информации). Обратите
внимание на то, что логистическая система даже очень крупного  предприятия по своей сути остается микрологистической системой. От систем следующих порядков микрологистическая система отличается единоначалием  – возможностью прямого управления каждым элементом системы. Микрологистические системы сравнительно несложно настраивать и поддерживать их функционирование.

2. Мезологистические системы. Такие системы функционируют для обеспечения потребностей холдингов, финансово-промышленных групп (ФПГ), групп компаний, корпораций. На рис. 1.3 приведен пример мезологистической системы. В качестве финансовой структуры на рис. 1.3 могут выступать  банк, инвестиционный фонд и т.д.

Кроме финансовой структуры в состав ФПГ входят несколько промышленных или сервисных, торговых предприятий. Если эти предприятия образуют единую технологическую цепочку (например, шахта, сталепрокатный завод и трубный завод), логистическая система корпорации
должна обеспечить перемещение материалов и готовой продукции от одного предприятия к другому (этот процесс на рис. 1.3 показан сплошными линиями).

Эта задача, безусловно, важна, но основная задача мезологистической системы – организация обмена информацией. Логистика корпорации (группы компаний, финансово-промышленной группы) носит в основном информационный характер. Чем больше масштаб мезологистической системы, тем  меньше в ней материальных потоков и тем больше потоков информационных. Некоторые крупные корпорации для обеспечения информационной  безопасности предпочитают прокладывать собственные линии связи или даже выводят на
орбиту свои коммуникационные спутники.

3. Макрологистические системы. Эти системы создаются на уровне государства, региона для решения задач различного рода.  Примерами макрологистических систем могут служить Федеральная система почтовой связи России, система железнодорожного транспорта, система
городского пассажирского транспорта. Такие системы обычно находятся в ведении
государства и финансируются им.

Принципы логистики

В общем случае под принципами мы понимаем некоторые базовые установки, опираясь на которые в дальнейшем принимаются все решения и совершаются все выборы. Логистика в организации может быть организована по-разному: она может быть ориентирована на производство или на сбыт, она может быть предельно автоматизирована или организовано простейшее, «бумажное» сопровождение процессов, она может быть очень трудоемка или,
напротив, не затратна по времени. Различными могут быть уровень запасов, оборачиваемость товаров на складах, схема организации  грузоперевозок.

Но, несмотря на эти различия, существует набор базовых принципов, при игнорировании которых логистика будет бесполезна или даже вредна для организации.

1. Принцип системности. Логистика должна оказывать влияние на все стороны жизни организации и получать от них ответное влияние. В некоторых компаниях отдел логистики оказывается замкнут сам на себя – организацией производства занимается технологический отдел, складскую работу организует начальник склада, распределением продукции ведает отдел продаж или отдел маркетинга.

Логистам в этом случае остается лишь собирать информацию о реализации всех функций организации и рисовать диаграммы, время от времени представляя их на совещаниях. Как Вы понимаете, в этом случае  отдел логистики оказывается бесполезен для компании. Он не достигает своих целей, не помогает организации снижать издержки или повышать ритмичность работы.

Чем с большим количеством подразделений и служб организации связан отдел логистики, чем больше он получает информации, тем сильнее он может повлиять на эффективность фирмы.

2. Принцип гибкости. Логистическая система должна поддаваться настройке при изменениях во внешней или внутренней среде организации. В наши дни, в эпоху второй научно-технической революции, требования рынка изменяются очень быстро. Меняются технологии производства, характеристики сырья, требования к конечному продукту. Постоянно появляются ограничения, накладываемые на технологию производства (например, экологические требования).

Логистическая система предприятия может быть очень эффективна и надежна, но без способности изменяться, подстраиваться под требования внешней среды предприятие оказывается обречено на крупные расходы по построению новой логистической системы или на гибель.

Негибкие логистические системы можно увидеть на различных предприятиях нашей страны. Например, стандартная технология производства абразивных материалов выглядит следующим образом: основное сырье – кристаллы корунда различных сортов размером 2–3 мм. Для того чтобы начать обработку, сырье поднимается на верхний этаж цеха. Эти кристаллы
совершенно не слеживаются и могут под своим весом передаваться с операции на операцию по брезентовым рукавам, проложенным в стенах  цеха.

Полуфабрикаты спускаются с этажа на этаж, пока не попадают в подвал,  в котором происходят замешивание абразивной массы, формование и обжиг в печи в течение 2–3 суток. Далее, готовая продукция остужается и передается на склад предприятия. Как видите, логистическая система  производства абразивного инструмента очень дешева и проста. Фактически не требуется ни энергии, ни мускульных усилий – сырье перемещается по рукавам с передела на
передел под действием силы тяжести.

А теперь представьте себе, что завод под давлением внешней среды вынужден немного изменить технологию производства (например, добавить одну-две операции) или вообще решил перепрофилировать цех на выпуск более востребованной продукции. В рамках существующей логистической системы производства сделать это будет невозможно.

Невозможно извлечь из стен рукава и проложить их в другом месте, потому что это
существенно ослабит конструкцию здания. Невозможно добавить новые операции, потому что
помещения цеха спроектированы так, чтобы вместить  исключительно необходимое оборудование для производства абразивного инструмента по действующей технологии. Невозможно переоборудовать печь, потому что она представляет собой фундамент здания цеха. Возможно, будет проще и дешевле построить рядом ещё одно здание и наладить в нем производство новой продукции, чем пытаться вносить коррективы в существующую негибкую
логистическую систему.

Такая ситуация возникает всякий раз, когда при проектировании производства не учитывается возможность внесения изменений в процесс работы предприятия. К счастью для заводов, выпускающих абразивный инструмент, технология и требования российских потребителей к продукту не менялись уже более 50 лет.

Примером гибкой логистической системы может служить Дорожный центр управления перевозками Свердловской железной  дороги (г. Екатеринбург). Он представляет собой современное высотное  здание, в котором сосредоточена компьютерная техника, управляющая движением поездов и обеспечивающая выполнение ряда вспомогательных функций на
территории Свердловской железной дороги. Масштаб этой задачи будет проще представить, если оценить количество работников, действия которых должен координировать центр управления перевозками (около 80000 человек),  и протяженность железнодорожного полотна (более 7000 км).

Основная логистическая операция центра – это организация обмена информацией между подразделениями при том, что организационная структура Свердловской железной дороги постоянно изменяется, изменяются и функции ее подразделений. Для того чтобы учесть эти изменения, приходится регулярно перенастраивать комплекс технических средств: ставить дополнительное оборудование, изменять связи между имеющимися средствами.

Чтобы облегчить прокладку и перепрокладку кабелей, ещё при строительстве
здания под полом каждого этажа было оставлено свободное пространство, заполненное
пористым материалом. При необходимости можно достаточно быстро вскрыть
плиты пола и, например, проложить дополнительные кабеля или установить
необходимое оборудование.

3. Принцип оптимальности. Предприятие должно находить баланс между
эффективностью работы логистической системы и ее стоимостью. Если предприятие стремится к совершенству, теоретически, оно может разработать и внедрить у себя логистическую систему с эффективностью 100 %,  систему, в которой все операции выполняются точно в срок, не
допускающую возникновения сбоев и излишних затрат. Такая система будет безупречна
во всем, кроме стоимости ее разработки и поддержания функционирования. Стоимость эта будет стремиться к бесконечности.

При оценке стоимости логистической системы должны учитываться как затраты на первоначальную настройку и запуск системы, так и текущие затраты на эксплуатацию системы. Для оценки оптимальности системы возможно использование классических моделей расчета срока окупаемости капитальных вложений с учетом или без учета фактора времени.

4. Принцип компьютеризации. Предприятие должно обеспечить компьютеризированное выполнение всех рутинных функций. Все операции, которые могут выполняться с помощью компьютеров, должны быть компьютеризированы. Этот принцип более чем спорен. Зачастую внедрение компьютерных систем парализует работу предприятия на длительный срок, а
это в условиях острой конкурентной борьбы может привести к банкротству.

Один из крупных дистрибьюторов алкогольной продукции в Уральском регионе после внедрения автоматизированной системы управления поставками и распределением обнаружил, что потерял значительную часть клиентов (около 40 %). Клиентам показалось неудобным каждый раз заполнять полностью заявку на поставку товара, невозможность «на лету» изменить состав партии и условия поставки.

Внедрение компьютерной техники неизбежно приводит к некоторому первоначальному снижению эффективности работы предприятия. В дальнейшем, если предприятие выживет, оно получит многочисленные преимущества: сокращение различных видов затрат, снижение трудоемкости операций, повышение точности выполнения заказов. Но сразу после внедрения
компьютеризированной системы выживание предприятия находится под вопросом.

Вопросы компьютеризации работы предприятия будут подробно рассмотрены ниже, в гл. 3, при описании ERP-систем.

Логистические операции

Логистическая операция – это обособленная совокупность действий, направленная на преобразование материального и/или информационного потока.

Выделяют десять ключевых логистических операций:

  1. Организация снабжения.
  2. Организация грузоперевозок.
  3. Приемка и контроль качества поступивших товаров.
  4. Размещение товаров на складе и контроль запасов.
  5. Комплектация заказов (отбор материалов, находящихся на хранении, и объединение их в заказы, упаковка).
  6. Грузопереработка (перемещение ресурсов в ходе операций, выполняющихся внутри организации, в том числе и движение материального потока в ходе производства продукции).
  7. Управление физическим распределением (эта операция обычно выполняется совместно с отделом маркетинга).
  8. Выбор мест размещения (размещение производства, складов, распределительных центров).
  9. Организация перемещения информации (построение системы движения информационных потоков на предприятии).
  10. Возврат продукции и устранение отходов.

Деление цельного логистического процесса на отдельные операции во многом условно и зависит от целей предприятия. Так, например, логистическая операция «снабжение» может быть разделена на множество более  мелких (выбор поставщика, заключение договоров на поставку, разгрузка, приемка поступивших товаров и т.д.), а каждая из более мелких
операций может подвергаться дальнейшему дроблению. Главным критерием целесообразности разделения процесса работы предприятия на отдельные операции должна быть возможность сокращения издержек.

Влияние логистики на финансовые показатели деятельности фирмы

Применение методов логистики не имело бы особого смысла, если бы не то влияние, которое оказывает логистика на финансовые результаты деятельности фирмы. Это влияние проявляется путем снижения  издержек разных видов. Эффективная логистика дает предприятию следующие преимущества:

  • повышает оборачиваемость оборотных средств за счет сокращения времени производственных и реализационных циклов;
  • сокращает оборотные средства путем снижения уровня запасов;
  • сокращает затраты на хранение товаров, повышает степень использования складских площадей;
  • повышает степень использования оборудования;
  • сокращает транспортные издержки за счет оптимизации партий отгрузки и маршрутов движения транспортных средств;
  • повышает ритмичность производства;
  • сокращает количество ошибок и сбоев при выполнении заказов;
  • повышает воспринимаемую ценность продукта (удобство получения, ускорение доставки).

Оценивать эффективность логистической работы в организации можно или путем сравнения приведенных выше показателей с соответствующими показателями прошлых периодов, или путем использования интегральных показателей. Один из наиболее наглядных таких показателей – доходность на активы (return on assets, ROA). Это прибыль, полученная
организацией, отнесенная к стоимости используемых активов. Доходность на активы показывает, насколько хорошо компания использует имеющиеся ресурсы.

Доходность на активы рассчитывается по формуле:

где π – прибыль, полученная организацией, до уплаты налога, д.е.;

А – стоимость активов, д.е.

Предположим, что наша организация в настоящее время имеет объем продаж 20 млн долл. в год, а уровень ее запасов равен 20 % объема  продаж. Годовые затраты на хранение продукции в запасах составляют 20 % стоимости запасов. Операционные издержки (не включая стоимость содержания запасов) – 15 млн долл. в год, а стоимость долгосрочных активов оценивается в
20 млн долл.

Рассчитаем текущее значение доходности на активы. Прежде всего, необходимо понять, из чего складываются активы. Наша компания в течение года может распоряжаться долгосрочными активами на сумму 20 млн долл. (включая стоимость зданий и сооружений компании, стоимость оборудования, патентов и лицензий, товарных марок и т.п.). Кроме того, в
распоряжении компании находятся запасы. Рассчитаем стоимость запасов

Далее необходимо определить прибыль нашего предприятия до налогообложения. Она рассчитывается как доход предприятия за вычетом всех расходов. Доход (объем реализации) составляет 20 млн долл. К расходам следует отнести операционные издержки (15 млн долл.) и расходы на содержание запасов. Определим расходы на содержание запасов

Предположим, что у нас есть возможность за счет оптимизации логистических операций сократить уровень запасов до 18 % объема продаж. Определим, как в этом случае изменится уровень доходности на активы.

Таким образом, сокращение запасов приводит к более низким операционным издержкам, более высокой прибыли и увеличению доходности на активы на 0,6 %. В масштабах рассматриваемой компании такое приращение ROA выглядит небольшим, но для крупных корпораций (распоряжающихся активами стоимостью десятки миллиардов долларов) каждая сотая доля процента означает колоссальный рост прибыли.

Значение логистики не исчерпывается тем фактом, что она влияет на показатели работы компании. Гораздо важнее то, что каждый  рубль, сэкономленный логистикой, представляет собой приращение прибыли. В этом случае как никогда верна поговорка: «Рубль сэкономленный – это рубль заработанный».

Предположим, что наша компания занимается производством сельскохозяйственной продукции в Алтайском крае. Обычно наша валовая прибыль составляет 7 % объема продаж. Приглашенные консультанты по логистике составили отчет, в котором дано заключение, что на логистику приходится 24 % операционных издержек и есть возможность сократить эти
издержки на 10 %.

Рассчитаем, какую дополнительную прибыль это позволит получить. Для простоты примем, что годовой объем продаж составляет 100 руб. Тогда операционные издержки составят 93 руб. На логистику приходится 24 % этой суммы или 22,32 руб. Экономия в 10 % от 22,32 руб. составит  2,23 руб. Если исходить из предположения, что цена продукции и прочие расходы
останутся прежними, эта величина будет прямым вкладом в прибыль. Таким образом,
сокращение логистических издержек на 10 % повышает прибыль с  7 до 9,23 руб., т.е. увеличивает ее на 32 %.

Если мы не станем следовать рекомендациям консультантов по логистике и не будем совершенствовать работу организации, для получения такого же роста прибыли нам придется на 32 % увеличить объем реализации продукции. Очевидно, что без расширения ассортимента продукции или выхода на новые рынки сделать это будет очень и очень сложно. Возможность сравнительно быстрого получения прироста прибыли является ещё одной  причиной
актуальности логистики в наши дни.

Узнай цену работы

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)