Исследования вкусов и социальных отличий

Бурдье утверждает, что в обществе происходит социальное расслоение, регулируемое при помощи вкуса. Если человек выбирает, например, автомобиль или музыку, то это выражение вкуса, который, в свою очередь, является выражением различных жизненных стилей социальных групп. Тривиальные будничные предпочтения — это не случайность, но выражение позиции в рамках коллективного стиля жизни.

Исследуя приверженность отдельных людей определенной моде, искусству, природе и обстановке в жилище или неприятие таковых, можно установить их социальное положение. Отдельные группы, представляющие каждая свой вкус, показывают, как из социальных, отличий, определяемых вкусом, строятся жизненные стили коллективов. Вкус оказывается показателем социальной принадлежности и социальных разграничений.

По мнению Бурдье, все это можно выявить и описать, анализируя изменения вкуса, происходящие, когда меняется положение индивида в обществе. При этом изменения вкуса проявляют социальную изменчивость, и для того, чтобы эту изменчивость проиллюстрировать,
пользуется понятием «пространство». В его анализе пространство обозначает и время, и разного уровня отношения между вкусами к разного рода экономическому, социальному, культурному или символическому капиталу.

В одном исследовании доказывается наличие связи между местом проживания различных социальных слоев в Париже и тем, где расположены галереи, театры и редакции газет. Их расположение в городе основывается на принципе их доступности для тех слоев, которые их предпочитают. То, где человек живет, показывает, насколько он близок элите, находящейся у власти, насколько усвоил ее вкус и какая дистанция отделяет его от групп с иными предпочтениями.

Поэтому вертикальному движению индивидов к верхушке французской элиты соответствуют физические перемещения между различными жилыми районами в самом Париже. Если при таком перемещении происходит также изменение положения социальных групп, то могут измениться также притягательность и символическая ценность галерей и театров:

То, что конструктивные положения и противоречия в различных областях часто манифестируются в пространстве, не должно вводить в заблуждение; физическое пространство — всего лишь простор для социальных характеристик различных индивидов и институтов, которые, распределяясь по физическому пространству, пиевращают это пространство в социальное, организованное по социальному ранжиру; в разделенном на классы обществе любое распределение в пространстве социально квалифицируется посредством соотнесенности с пространственным распределением классов и классовых слоев и их владений, площади, домов и т. д..

Одна из центральных идей Бурдье заключается в попытке при помощи различного пространственного распределения вкусов и жизненных стилей между социальными слоями общества, создать теорию отличий между вкусами, которая освещала бы отношения между властными позициями в обществе и классовой структурой . Важным инструментом такого анализа является понятие культурного капитала и те символические ценности, которые оно воплощает.

Культурный капитал охватывает и культурный капитал, который содержится в том, что мы обычно называем культурой, то есть в искусстве, музыке и литературе, и культурный капитал, который содержится в образовании и мировоззрении.

Во Франции для обозначения всего комплекса экономических, социальных и культурных условий существования групп, занимающих ведущее положение в обществе, используется понятие culture générale. Их положение дополнительно подстраховывается особыми школами, кругом общения, профессиями, семейной жизнью и рабочими местами, и культурный капитал является активным компонентом в достижении такого положения у власти.

В отличие от культурного капитала крестьян или рабочих, culture générale ведущих групп превращена в официальную культуру общества. Эта культура стала также официальным способом понимания искусства или музыки.

Тем самым culture générale стала символом власти вообще. Во многих исследованиях Бурдье речь идет о том, каким образом культурный капитал приобрел влияние над структурой власти и образом действий индивидов.

Бурдье подробно изучил школы элиты, браки, места проведения отпусков, частотность появления в колонках светской хроники, наличие у них автомобилей, места проживания, одежду, которую они носят, с кем дружат и с кем вступают в брак дети и т. п.

Он обнаружил, что люди,’стоящие у власти во французском обществе, в основном ходили в одни и те же школы, имеют одинаковое или сходное социальное происхождение, общаются в свободное время друг с другом, одинаково выражаются и участвуют в сходных мероприятиях. Кроме того, при опросах выяснилось, что они ведут сходный образ жизни, примерно одинаково думают о том, что видят, и о том, что происходит в обществе.

Общая социальная практика формирует culture générale со всеми ее символами и ценностями, которые столь важны для французского общества и для языка власти в оном. Бурдье полагает: то, что мы называем утонченной культурой, — это не просто пустое понятие, но это явление действительности.

Разговоры о равной ценности народной культуры, или о том, что следует нести культуру в народ, превращаются не в способ демистификации культуры, а, на самом деле являются звеном разграничительной работы. Поскольку в выражении «нести культуру» имплицитно заложена мысль, что есть что-то, что кому-то нужно нести, есть дающий и есть принимающий, субъект и объект, а значит, и властные отношения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)