Исследования классового воспроизводства

В различных исследованиях Бурдье пытался показать, что капиталистическое общество — это по существу классовое общество, которое само себя воспроизводит. По мнению Бурдье, обычно при анализе классового общества ошибочно исходят из теории о том, что объективные экономические обстоятельства создают базу всех социальных отношений, которые могут встречаться в классовом обществе.

Классовое общество поэтому по определению предстает как статичное, а его сохранение — как неизбежное, если не изменить условий его воспроизводства. Для социолога важно такое представление поставить под вопрос: почему люди организованы, устраиваются и ведут себя так, что положение элиты по всей видимости сохраняется без проблем?

Важно показать, какие механизмы способствуют такому подчинению и воспроизводству положения у власти .Бурдье во многих исследованиях утверждал и пытался показать, что в этом воспроизводстве центральное место занимает система образования. Резкое развитие системы образования и ее приспособительной способности привели к двум последствиям: обширным изменениям и оптимизации классовой структуры общества одновременно с установлением нового порядка воспроизводства ниже- и вышестоящих.

Для отдельного индивида эффект образования таков, что он, если имеет простое происхождение и хочет при помощи образования достичь более высокого положения, то встретится со многими трудностями. При получении образования борются не только за получение книжных знаний и умений.

Борются также за сохранение своего социального происхождения или против него, за свой классовый опыт или против него. Многим содержание образования кажется абстрактным. Многие оказываются не в состоянии осознать, что они должны переосмыслить тот опыт и те взгляды на жизнь, которые они получили благодаря своему социальному происхождению, чтобы достичь того, что в других классах общества приобретают чуть ли не от рождения; для того, чтобы образование и стало тем, на что надеются многие из низших классов: ключом к успеху.

Если они не могут осознать, о каких символических ценностях идет речь, и включить их в свое «образование», то ни мечты и стремлений, ни даже денег будет недостаточно для достижения высокого положения. Если человек хочет изменить свою классовую позицию при помощи образования, то необходимо освоить социальный порядок, несущий классовое содержание и идею образования, посещать соответствующие школы и усвоить их язык, правила поведения и формы познания.

В своей теории образования Бурдье не прибегает к понятию социализации, которое строится на представлении о равных возможностях для всех — что школа должна и может выстраивать и выравнивать отношения, созданные различиями в социальных и культурных условиях в обществе, то есть, в конечном счете — производственными интересами в обществе.

Вместо этого он прибегает к понятию воспроизводства, где, например, отношение учитель-ученик означает передачу, переработку и усвоение того символического капитала, который имеет центральное значение для приобретения высокого социального положения. В школе, однако, преобладает представление об образовании как равной возможности для всех, независимо от социального происхождения.

Но при такой системе взглядов, которая на практике ведет к тому, что в процессе обучения делаются попытки со всеми обращаться одинаково, проявляется слепота в отношении того, что образование осуществляет передачу доминирующей в обществе системы ценностей и норм. Возможность освоения этих знаний зависит от семьи и т. д. Если одинаково обходиться со всеми, то это означает, что те, кто не обладает врожденными знаниями, имеют меньше предпосылок усвоить знания и в процессе обучения.

Исследование о значении образования для классового воспроизводства было одним из первых в творчестве Бурдье, которое было переведено на шведский язык. Из этого исследования вытекает, что система образования в первую очередь поддерживает класс буржуазии и их детей. Они выбирают высшее образование, и посредством вознаграждения в форме хороших оценок образование закрепляет социальную идею буржуазии, подъем по социальной лестнице.

Условия, господствующие в рабочем классе, не ведут к тому, чтобы какое-либо значение придавалось подъему по социальной лестнице благодаря образованию. Растущему классу буржуазии удалось также превратить образование в дело всего общества.

Благодаря этому они приобрели инструмент, при помощи которого могут контролировать воспроизводство важных социальных позиций, придавая: все больший вес культурному капиталу, получаемому через образование.

Как и другие французские интеллектуалы, Бурдье анализировал эффект университетской реформы во Франции, последовавшей за 1968 г. Реформы привели к резкому подъему образования и приему студентов на свободные факультеты. В своих исследованиях Бурдье показывает, что реформы в области образования имели, в частности, целью помочь рабочему классу усвоить мысль именно о равной ценности всех и праве на одинаковое отношение в образовании.

Однако реформы сопровождались такими изменениями в производственной сфере, которые придали образованию еще большее значение в формировании отношений классового общества. В частности, реформа угрожала способности среднего класса к социальной мобильности, поскольку число получивших образование на свободных факультетах росло, и количество получивших диплом не соответствовало числу мест на производстве. Из-за этого’ упала символическая ценность образования.

Традиционно инженерное образование считалось основным для карьеры представителей среднего класса и мужчин. Свободные факультеты давали также образование для таких профессий, которые создавали социальный статус и рынок труда для женщин. Новым «производственным сектором» стали служба социальной защиты и ухода.

Высшие классы стояли на страже своих элитных направлений образования и пытались сохранить его более высокую социальную ценность, вводя новые ограничения. Преграды на пути к элитарному образованию не были убраны, напротив, оно стало более недоступным для среднего класса, в частности, из-за высокой стоимости. Относительно высокая ценность элитных школ сохранялась благодаря тому, что сданные в них экзамены позволяли учиться в большом числе частных институтов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)