Исследования моды

Обычно считают, что склонность человека к определенной моде — это в первую очередь выражение личного стиля. Если кто-то покупает костюм вместо джинсов, то, вероятнее всего, считает, что этот внешне банальный выбор одежды является выражением вкуса, который он исповедует сам.

Но одежда, считает Бурдье — это и выражение социальных и классовых отношений. Это можно выразить в чисто экономических терминах. Пара джинсов и джемпер стоят около семисот крон, а хороший костюм — две-три тысячи. Экономика придает этому выбору классовое содержание, просто потому, что высший класс зарабатывает больше, чем остальные классы общества. Но выбор одежды маркирует также принадлежность к группе и дистанцию относительно другой группы.

Недавно взятый на работу в университет человек среднего возраста не наденет черных кожаных брюк с заклепками и черной мотоциклетной куртки стиля пятидесятых годов, увешанной свастиками и значками с изображением поп-артистов. Он или она выберут неприметную кофту и брюки, маркируя таким образом свое положение по вертикали в нижнем университетском слое.

По горизонтали же, возможно, этот человек захочет дистанцироваться от образа молодого карьериста из торговой школы, фиксация которого на «фирме» пугает. Поэтому выбор одежды и мода — это не только результат пассивного воздействия, это и активное выражение нашего социального положения.

Мода выполняет также определенную роль на арене, которой могут быть школа, улица или работа, и на этой арене мы прибегаем к моде, чтобы показать свою социальную биографию. Далее, мы пользуемся теми символами и той магией, которые, как мы думаем, выражают различные знаки и одежды, и этим мы выражаем принадлежность к коллективу.

Такая магия знаков проявляется в самой разной связи. Например, синяя форма в Китае была активным символом культурной революции, как палестинский платок — символом Фронта национального освобождения Палестины, остроносые ботинки — политически и социально сознательных женщин, а телефон в автомобиле — молодых карьеристов.

Бурдье тщательно изучил борьбу между домами моделей в Париже. Для домов мод важно следить за тенденциями, взглядами и оценками, знать, на кого они рассчитывают и сознавать потребности и жизненный стиль различных групп. Иногда дома моделей терпят неудачи в поиске нужного выражения для вкуса и стиля в предлагаемых направлениях, и часто это- приводит к изменению статус кво в иерархии домов моделей.

Различные моды предназначены для различных групп. Для групп с относительно устойчивым вкусом такие дома моделей, как Диор, предлагают определенный стандартный набор, который всегда находит покупателей среди верхних слоев среднего класса.

Карден, напротив, тяготеет к переменчивым группам и сферам торговли, с более оригинальным дизайном. Карден уделяет также много внимания магии, содержащейся в его товарном знаке, и работает над тем, что Бурдье называет «наложением знака». Карден усвоил, что его имя имеет ценность, существующую независимо от продукции как таковой.

Поэтому он может продавать право на использование своего имени на авторучках, блокнотах, диванах и сумочках, к дизайну которых он даже не имел отношения. Однако, по мнению Бурдье, роль Кардена как дизайнера элиты сыграна. Его знак стал применяться так широко, что больше не имеет символической ценности для верхних слоев.

Поэтому биография, моды Кардена — эта отчасти и его личная биография. Сначала он был новичком и выскочкой, затем стал «модным» и дал имя особой моде, затем утвердился в элите, и наконец, его слава закатывается, и он вызывает жалость.
Эта биография характерна для многих модельеров, которые ставят свой знак на множество различных товаров, чтобы тем увеличить источник своих доходов, которым изначально могут быть, к примеру, духи. Бурдье считает, что это иллюстрирует важный аспект биографии модельеров.

Отчасти это объясняется тем, что модный товар имеет ценность преходящего характера, поскольку модное основано на том, что что-то другое стало немодным, модное — это лишь временная категория. Модное обнаруживает также тенденцию со временем уходить со сцены, независимо от того, вытесняет его что-то еще более модное или нет.

Поэтому может быть экономически оправданным делать моду заметную и современную, превращать ее в «концепцию», которая становится классической и освобождать ее от создателя, чтобы благодаря этому дольше зарабатывать на ней деньги. Такую классическую концепцию выражают как раз костюмы от Диора.

Поэтому создатель моды должен попасть в область, где постоянно определяется и переоценивается, что такое современность, уникальность и классика. Используя типичное для него выражение, Бурдье говорит, что «своеобразие товара создается своеобразием производителя».

В анализе модельера Бурдье отточил центральную тему своей социологии — вопрос о том, как социальные структуры формируются и изменяются в борьбе коллектива и индивидов за символическую ценность.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)