Исламское уголовное право

В последние годы позиции мусульманского права в ряде восточных стран усилились настолько, что вытеснили существовавшие там иные регуляторы общественных отношений.

Как отмечает профессор Чиркин В.Е., «мусульманское право (чаще всего оно обозначается термином шариат) – составная часть социально-религиозного мировоззрения – ислама, которое возникло на рубеже VI-VII в. н.э.  на Аравийском полуострове.

Создание этого учения связывается с именем Мухаммеда (571-632 гг.) – выходца из небогатой торговой семьи, который выступил против племенного многобожия и объявил себя пророком единого бога – Аллаха».

Шариат – это «путь праведной жизни мусульманина», включающее религиозные, моральные, правовые нормы.

Они регулируют не только внешнее поведение человека, но и его внутренний мир, и даже загробную жизнь.

Понятие правонарушения в этих условиях отождествляется с нарушением веры, а потому за нарушение норм права следуют не только «земные», но и «загробные» санкции, которые для «правоверного» зачастую более значимы.

При этом шариат не имеет государственных границ, это персонифицированное право: где бы ни находились «правоверные», в каком бы государстве они ни жили, они все равно составляют общину и обязаны руководствоваться в своем поведении нормами шариата.

Интересно
Становление исламского права связано с появлением основополагающих источников исламской религии, которые одновременно являются источниками исламского права. Прежде всего – это Коран – божественные откровения, посланные людям через Пророка Мухаммеда.

Второй по значимости источник исламского права – Сунна – представляет собой комментарии к основным положениям Корана.

Вопросы исламского права, его перспективы в современном мире представлены в работах ведущего научного сотрудника Института государства и права, доктора юридических наук, профессора Леонида Рудольфовича Сюкияйнена.

В книге «Мусульманское право (структура и основные институты)» он проводит детальный анализ структуры мусульманского права, выделяя в мусульманском праве 2 группы норм:

  • юридические предписания Корана и Сунны;
  • нормы, сформулированные мусульманской правовой доктриной.

В свою очередь по степени определенности нормы Корана и сунны подразделяются им на две категории:

  • абсолютно точные установления, не допускающие различных толкований (в основном это вопросы религиозного культа и лишь некоторые нормы взаимоотношений людей);
  • недостаточно ясные предписания, не только допускающие различное понимание их смысла, но и предполагающие конкретизацию в разнообразных правилах поведения.

По содержанию все нормы мусульманского права классифицируются на 2 группы:

  • предписания, содержащие оценку того или иного поступка человека (обязательные, рекомендуемые, разрешаемые, порицаемые и запрещенные»;
  • нормы, формулирующие правила поведения в определенных ситуациях, а также устанавливающие условия и последствия деяний.

Подобная структура мусульманского права наложила отпечаток на существующие в мусульманских странах уголовно-правовые запреты и предписания.

Так, все правонарушения можно разделить на 3 вида:

  • посягающие на «права Аллаха», за совершение которых установлена точно определенная санкция «хадд»;
  • преступления, посягающие на права отдельных лиц, которые также влекут фиксированное наказание;
  • все иные нарушения – «тазир», за которые не устанавливается точная мера наказания.

Как отмечает профессор Г.А. Есаков, в настоящее время из всех исламских государств, применяющих мусульманское уголовное право, только в Саудовской Аравии оно действует в классическом обличии, практически не изменившись с момента зарождения.

Здесь уголовное право является полностью некодифицированным в то время как в других мусульманских странах приняты уголовные кодексы, фиксирующие в разной степени положения ислама.

К примеру в Объединенных Арабских Эмиратах действует Уголовный кодекс, принятый в 1987 г., в Иране – Исламский Уголовный кодекс 1991 г. (часть 1) и 1996 г. (часть вторая), в Иордании – Уголовный кодекс 1960 г.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)