Индусское уголовное право

Прежде всего отметим, что индусское право – это не право Индии, точно также как и мусульманское право – это не право государств с мусульманским населением (вспомним Казахстан, где 70 % населения – мусульмане, однако государство является светским и относится к романо-германской правовой семье).

Индусское право – это право общины, которое в Индии и других странах Юго-Восточной Азии (например, в Пакистане, Сингапуре, Бирме, Малайзии и др.) исповедуют индуизм. Индуизм основан на различных заповедях и нравоучениях для разных «каст» – слоев общества.

Выделяют 4 касты: брахманы (священнослужители), кшатрий (воины), шудры (ремесленники) и вайшьи (торговцы). Кастовая система была сформирована примерно во II в. до н.э. и является важнейшей особенностью индусского общества, поддерживающей его стабильность и единство.

Все нормы, которые устанавливают правила поведения людей, изложены в книгах, именуемых шастры. Одни шастры учат людей, как они должны вести себя, чтобы быть угодными богу (дхарма).

Другие шастры учат, как разбогатеть, и специально искусству руководить (артха — наука пользы и политики). Шастры развивают также науку удовольствий (кама).

Все три шастры — дхарма, артха и кама — легитимны, и естественный порядок вещей требует, чтобы люди надлежащим образом соблюдали их.

При этом каждый должен вести себя так, как это предписано социальной касте, к которой он принадлежит: брахман — в соответствии с дхармой, правители и торговцы — с артхой, а женщины, у которых нет собственной посмертной судьбы, — с камой.

Как было отмечено, «индусское право» не совпадает с понятием «индийское право» (право Индии). Поэтому, когда мы говорим о праве Индии, мы имеем в виду так называемое территориальное право – право, распространяемое на всех граждан Индии, независимо от их религиозной или общинной принадлежности.

А Индия, как нам известно из истории, пережила и колонизацию мусульманами (XIV в.), и британскую колонизацию (XVII-XX вв.).

Конечно, все подобные господства не могли не отразиться на правовой системе Индии. Но, несмотря на исламское завоевание Индии, исламизация индусского права не произошла, в то время как английская колонизация привела к сильному влиянию доктрины общего права.

Известный английский юрист Ф. Полк писал об этом так: «В Британской Индии общие принципы нашего права распространялись на всю область уголовного права, гражданских правоотношений, договоров, доказательственной процедуры высших судов, на право собственности.

Вряд ли было бы преувеличением сказать, что модифицированное английское право, таким образом, стало общим правом в Британской Индии».

Интересно
После провозглашения независимости Индии в 1947 г. страна стала развивать свою правовую систему, которая одновременно опиралась и на традиционные ценности, принципы и нормы индусского права, и на заимствованные положения английского права.

В 1950 г. была принята Конституция независимой Индии, которая послужила основой дальнейших политических, экономических и социальных преобразований в стране. При этом Индия не ограничилась только опытом Англии.

Так, в Конституции 1950 г. соединяются конституционно-правовые традиции США, Ирландии, СССР, Германии, Японии и некоторых других стран. А авторы индийского Уголовного кодекса признали, что в своей деятельности они руководствовались и французским Уголовным кодексом, и Уголовным кодексом Луизианы.

Несмотря на то, что Конституция 1950 г. запретила кастовую дискриминацию, устранения кастовых различий в стране не произошло, что связано с сохранением традиций индуизма. И не только в этом сохранены принципы индусского права. Правовое положение детей, опекунство, брак, наследование – те вопросы, которые и в настоящее время регулируются положениями индусского права.

Что же касается регулирования уголовно-правовых отношений, то еще во времена британского господства в Индии в 1860 г. был принят Уголовный кодекс, вступивший в силу 1 января 1862 г. Этот кодекс с некоторыми изменениями действует и по сей день.

Разработка индийского Уголовного кодекса началась в 1833 г. британскими юристами под руководством Т. Маколея. Маколей считал английское уголовное право своего времени отсталым и варварским. Он хотел создать кодекс, не связанный с какой-либо существующей системой уголовного права.

Однако, несомненно, созданный английскими юристами Уголовный кодекс Индии 1860 года был основан на общем праве, поскольку сохранял концепции и формы мышления английских юристов.

В тоже время при составлении УК Индии были учтены те правовые отношения, которые сложились в индийском обществе, состоящем из представителей различных вероисповеданий и культур. В нем содержатся и некоторые элементы обычного права. Именно поэтому считается, что Уголовный кодекс Индии оригинален и не имеет аналогов.

В настоящее время УК Индии 1860 г. продолжает оставаться основным источником уголовного права в Индии, Бангладеше. Действует также в Мьянме (Бирма).

До 30-х годов XX в. кодекс применялся и в ряде английских колоний Восточной и Центральной Африки.

УК Индии составил основу ныне действующих кодексов бывших английских колоний в Азии и Африке: Сингапура (1872 г.), Шри-Ланка (Цейлон) (1883 г.), Малайзии (1906 г.), Бруней (1952 г.). Перечисленные кодексы в основном буквально воспроизводят текст УК Индии 1860 г. и отличаются от него подчас только нумерацией статей.

Другим источником индийского национального права является судебный прецедент.

Интересно
Конституция Индии обязывает, чтобы все нижестоящие суды следовали судебному прецеденту, выработанному Верховным судом и высокими судами штатов. В отличие от английского прецедентного права, в Индии судебный прецедент публикуется с санкции государства.

Таким образом, на территории современной Индии действует индусское и исламское право, применяемые только к той части общества, которая исповедует соответствующую религию, а также территориальное право Индии, представляющее собой совокупность правовых норм, распространяющихся на всех граждан Индии, независимо от их вероисповедания.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)