Ислам и культурные ценности Востока

В представленном пособии данная тема – единственная глава, которая рассматривает ценностные основы культуры не по национальному признаку. Это связано с тем, что ислам смог создать особое культурное поле, объединяющее представителей различных национальных культур и широко рассеянных территориально. Но в целом мы имеем право говорить об особом едином ценностном поле исламской культуры, с учетом, конечно, специфики национальных культур, в среде которых он распространялся.

Религиозные ценности ислама определили его витальные и мировоззренческие приоритеты

Ислам зародился на территории Аравийского полуострова в VII в н.э. Его становление связано с именем и деятельностью Мухаммада – исторической личности, основателем этого учения. В течение многих лет социальных и религиозных столкновений, войн ислам оформился и закрепился не только на Аравийском полуострове, но и широко распространился от территории современной Испании до Средней Азии.

Несколько факторов влияло на быстрое его распространение – во-первых, приобретение социальных и экономических выгод для тех, кто принимал ислам, в торговле, профессиональной деятельности, социальных льготах. Во-вторых, ислам нес единобожие, не требовавшее обязательного этнического подкрепления веры – ислам мог принять любой независимо от национальной принадлежности.

В-третьих, распространение ислама сопровождалось арабизацией населения – появлением общего языкового, культурно-символического поля. В-четвертых, несмотря на то, что арабизация отодвигала на второй план многие национально-культурные ценности народов, принимавших ислам, сохранение обычного права (адата), присущего этим народам, во многом примиряло с ним повседневную жизнь этих народов.

Учение ислама опирается на текст Корана, который достаточно противоречив и не всегда логически выстроен. В нем помимо эсхатологических текстов содержится много описаний деяний пророков, нормы права, философские размышления. Кроме этого, для изучения ислама необходимо знать хадисы – собранные в Сунну (предание) устные повествования о жизни пророка, воспоминания о беседах с ним, нормы, обычаи, этические правила, которые обозначил пророк.

Коран предлагает свою картину происхождения мира, которая весьма сходна с библейской, что облегчало его восприятие христианами и иудеями. Очень важна его ценностно-этическая основа, определяющая поведение мусульманина во всех случаях социального, семейного, межличностного общения.

Аллах является основой всей жизни мусульманина. Коран видит первую задачу человека в покорности Аллаху и служении ему, чтобы получить возможность быть в царстве небесном. В Коране также присутствует понятие рая и ада, греха человека и его искупления. Аллах и иблис (дьявол) – одно из главных противостояний, меж которых находится человек и его мир.

Этические нормы предписывают пять обязательных деяний мусульманина, определяющих его праведность. К ним относятся:

  • исповедание, т.е. обряд принятия ислама, утверждение об Аллахе как единственном боге;
  • молитва – пятикратный намаз с предварительным ритуальным очищением и обращением в сторону священного города мусульман – Мекки;
  • пост, длящийся месяц (рамадан, рамазан). Кроме этого длительного и сурового поста мусульмане постятся и по другим причинам, но рамадан считается основным и наиболее сопровождаемым ограничениями и символикой;
  • милостыня, закят, отчисление части своих доходов в пользу бедных, собираемая специальными людьми в праздники, а также пожертвования на благотворительные цели;
  • хадж – паломничество в Мекку для поклонения священному камню Каабе.

Эти правила определяют поведения человека, выстраивают его шкалу ценностей по отношению к окружающим, близким людям и собственной личности. Ислам опирается на философскую концепцию предопределения, выражающуюся в словах «на все воля Аллаха», однако поступки человека на протяжении всей его жизни могут повлиять на его дальнейшую судьбу и предрешить его попадание в рай или ад.

В исламских ценностях большую роль играет богословие (калам). Оно тесно связано с толкованием правовых снов ислама, так как они переплетены в изначальном тексте Корана. В результате сформировалась сводная система мусульманского права – шариат. Оно объединяет в себе гражданское, уголовное, религиозное право, в котором ведущую роль играет религиозное право.

В нем прописаны регуляции отправления культа, гражданских отношений, предписания и запреты, определены права женщин и мужчин, специфика отношений людей в браке и семье. Там же оговорена система запретов, как касающихся отдельных слоев общества так и общепринятых, в том числе на употребление вина, изображения людей и животных и пр.

Исламская культура одной из главнейших ценностей почитает ценность слова, знания, грамотности и книги

Уважение к Корану породило уважение к тексту. Поэтому образование высоко ценилось и находилось под эгидой богословия. Грамотность считалась важным качеством мусульманина, который обязан почитать и знать священную книгу. Немалую роль в этом играла и опора на философские учения. Помимо специально подготовленных богословов, священников и учителей в исламской традиции существовали так называемые улемы – образованные интеллектуалы.

Интересно
Особую роль в культурной жизни ислама играли библиотеки, для которых специально собирались и переписывались книги на разных языках. Были библиотеки при дворах правителей, при медресе, при обсерваториях и больницах, а также вакфные библиотеки, собранные общинами или отдельными лицами и переданные в качестве религиозного или благотворительного деяния.

Литература в исламской традиции была разнообразной. В ней переплетались элементы народной поэзии, сложились собственные формы: оды, касыды (панегирические стихи), газели (лирические стихотворения). Богаты и разнообразны были и прозаические жанры, сочетавшие в себе и сборники изречений и высказываний, басни, повествования назидательного или сказочного характера, в которых реализовывались религиозные, научные и этические принципы.

Художественные ценности исламской культуры также имеют религиозные основания. Так, запрет на изображение человека и животных (впрочем, не всегда твердо исполнявшийся) и почтительное отношение к тексту привели к расцвету каллиграфии. Написание Корана должно было воплощать божественное начало слова, поэтому сам процесс воссоздания текста воспринимался как сакральное действие. Писец, погружая калам (кисть) в чернила, практически совершает религиозное действие. Текст был так же драгоценен, как материальные богатства.

Созерцание каллиграфически написанных сур Корана имело религиозный и одновременно эстетический смысл. За время развития средневековой художественной культуры ислама было создано несколько видов почерков, которые представляли собой произведения искусства. Ими украшали внутренние стены мечетей и домов, и они создавали неповторимый интерьер помещения, вводя в пространство дома сакральное начало. В каллиграфическом письме также воплощалась символическая насыщенность культуры ислама.

Символика нашла свое отражение и в строительстве мечетей, где каждый элемент нес религиозно-символическую нагрузку. Купол мечети – джамал – божественная совершенная красота, минареты – джалал – божественное величие, божественные письмена на внешних стенах мечети сифат.

Символична была и созданная исламской традицией арабеска – прихотливый узорчатый орнамент, сочетавший в себе геометрические и растительные мотивы. Включавшая в себя зачастую и текст, вплетенный в узоры, арабеска создавала арабскую вязь – одно из главных украшений храмовых построек, дворцов и других зданий.

Особое место в культуре ислама занимал суфизм (от слова суф – грубый шерстяной плащ) – мистическая секта, в которую входили отшельники, дервиши, разные люди, которые стремились постичь божественную сущность Аллаха и раствориться в ней. Начиная с VIII в. суфизм стал активно распространяться, собирая сторонников. У них сложились особые правила посвящения, работы учителя и ученика, проходящая разные уровни и ступени, исполнения обряда зикр, близкого по внутренней сути к трансу и медитации.

Суфии искали бога в себе, стремились развивать к нему в себе любовь на основе интуитивного познания божественной истины. Суфизм объединял в исламе наиболее образованные и интеллектуальные круги. Он породил прекрасные образцы исламской поэзии, философских и притчевых текстов, удовлетворяя естественную в любой культуре тягу к личностному росту, внутреннему духовному развитию, чувственному восприятию божественного начала, воплощенного в шедеврах литературных и научных текстов.

Интересно
Суфизм был определенной культурной нишей, где концентрировались духовные искания и которая дала один из наиболее художественно оформленных результатов своей деятельности. Имена Фирдоуси, Омара Хайяма, аль-Газали, Саади и других великих поэтов и ученых связаны с суфийской культурной традицией.

Таким образом, ислам как культурная традиция обладает большим ценностным потенциалом, обхватывает комплексно все стороны жизни, обеспечивает ценностное устойчивое развитие исламской культуры.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)