Понятие ценностей в культуре

Одной из фундаментальных основ культуры являются ценности. Культура Востока опирается на ценностное ядро, как и любая другая культура. Этому посвящена данная лекция.

Ценности в культуре – это определенный набор установок, которые разделяются большинством представителей социума. Ценности иерархичны, то есть выстроены в определенную структуру по степени значимости и влияния на различные стороны общественной жизни.

Ценности также имеют значение в сохранении и передачи памяти поколений. Они выполняют важную задачу осуществления преемственности в культуре, и тем самым дают возможность культуре устойчивого и длительного существования. Однако для истории культуры важное значение имеют непреходящие ценности, то есть те, что составляет ядро культуры, ее основные наработки, своеобразное концентрированное отражение картины мира, специфически сложившийся особый генетический рисунок каждой культуры.

Интересно
Ценности являются необходимой составляющей жизни людей, формируют основы их отношения к миру. Все, что производит человек, должно быть подкреплено ценностным подтверждением, иначе это не будет культурой. Ценности являются индикатором творчества людей.

Понятие «ценность» интерпретировалось многими учеными. Возьмем за основу следующее определение: Ценность – это общепризнанная норма, сформированная в определенной культуре, которая задает образцы и стандарты поведения и оказывает влияние на выбор между возможными поведенческими альтернативами. Под ценностью также понимается устойчивое регулятивное образование, которое в этом качестве утверждено, признано и оправдано членами общества, а часто даже кодифицировано, то есть облечено в устную или письменную формулу, составляющую часть морального кодекса. Для этого необходимо отметить, что мы понимаем под нормой.

Культурная норма – это общепризнанное правило или образец поведения, действия человека

Однако ценности – это больше, чем нормы. Ценности фокусируют в себе то, что свято для человека, класса, группы, общества в целом, их убеждения и представления, выраженные в поведении людей. Ценностями являются общепринятые поведенческие стандарты, т.е. разделенные обществом или группой убеждения по поводу целей, которые необходимо достигнуть, и тех основных путей и средств, которые ведут к этим целям.

К ценностям можно отнести:

  • святыни человечества, существующие в каждой конкретной культуре;
  • духовные абсолюты, принятые определенным сообществом;
  • духовные опоры, в которых представители культуры черпают силы и убежденность для практически любого деяния;
  • смыслы человеческой жизни – именно такие, какие вытекают из структуры ценностей;
  • жизненные ориентации, заданные конкретной системой ценностей и определяющие логику и динамику поступка;
  • жизненные установки, которыми руководствуются представители культуры.

Каждая культура складывается из системы ценностей, которые имеют конкретное проявление и обоснование. В целом классификация выглядит следующим образом. На первом месте стоят витальные ценности – к ним относится жизнь, здоровье, телесность, безопасность, благосостояние, физическое состояние человека, качество жизни, как его понимает данная культура, выносливость, экологические ценности, комфорт, практичность, уровень потребления.

Далее следуют социальные ценности – то есть положение, статус личности или группы в социуме, трудолюбие, отношение к труду, склонность к риску, равенство полов, социальное равенство, личная независимость, активное участие в жизни общества, ориентированность на прошлое или будущее, локальная или сверхлокальная ориентация культуры. Затем выделяются политические ценности – это уровень гражданских свобод, государственность, законность, характеристики «хорошего правителя», понятие социального и мирового порядка. К моральным ценностям относят добро, благо, любовь, бескорыстие, порядочность, верность, взаимопомощь, уважение к старшим, любовь к детям, справедливость.

Религиозные ценности – это понимание культурой бога, божественного закона, вера, спасение, благодать, роль ритуала в культуре, священное предание и писание, церковь как институт. Этические и эстетические ценности заключают в себе понятие красоты, идеала, гармонии, следование традиции, подражание заимствованиям.

Можно говорить об иерархии ценностей, по которым на первом месте стоят витальные ценности, затем ценности, которые способствуют социальному сплочению и выживанию социума. Далее следуют отдельные духовные ценности, наука, искусство, специфика принципов ведения хозяйства, моральные ценности (т.е. уважение к жизни, благоговение перед жизнью как особый вид отношения к феномену жизни, уровень ответственности за жизнь, любовь к истине, бескорыстие, уважение к личности другого человека).

Выделяют компоненты ценностей, к которым относятся:

  1. Смысложизненные – то есть представление о бодрее и зле, счастье, цели жизни.
  2. Общественного признания – социальное положение, трудолюбие.
  3. Витальные – здоровье, безопасность, значение семьи для человека и социума.
  4. Межличностного общения – честность, бескорыстие, добродетельность.
  5. Утилитаристские – стремление к материальному успеху, личному успеху, предприимчивость, поиск сферы приложения человеком своих способностей.

Ценности формируются в различных сферах культуры, что позволяет провести их классификацию также и по содержанию. Например, можно выделять ценности науки (определяют место закона, знания и истины в культуре), ценности морали (демонстрируют отношение в культуре к добру, злу, любви, счастью, долгу), эстетические ценности (понятие красоты в культуре, гармонии и пр.), религиозные ценности (бог, особенности веры, понятие греха и пр.).

Также ценности можно классифицировать по степени распространенности, т. е. ценности массовые, элитарные, ценности субкультур. Ценности могут иметь своих особых носителей и быть индивидуальными, групповыми, национальными, общечеловеческими). Для понимания культуры и специфики ее ценностей в каждом конкретном случае необходимо определение понятия универсалий культуры.

Культурные универсалии – это базовые значения, черты, способы миропостижения, которые обнаруживаются в отдельных культурах. При исследовании культуры универсалии характеризуют также феномены, прослеживающиеся в различных культурах.

Культурные универсалии – это переживаемые смыслы и программы нашего действия, переживание человеком мира, как справедливо отмечал В.С. Степин. Они фокусируют в себе матрицу и тип социальной жизни, характерный для каждой культуры, подчеркивая целостный образ человеческой жизни.

Культурные универсалии передаются в социуме. Это их отличительная черта

Некоторые исследователи называют их каркасом культуры, однако они не являются только полой структурной основой. Они имеют специфическое наполнение, ядром конкретной культуры. Они аккумулируют исторический накопленный опыт.

Т. Парсонс разработал десять культурных универсалий, по которым можно судить о том, как осуществляется процесс культурного развития:

  1. Появление обобщенных обезличенных норм, регулирующие социокультурные отношения.
  2. Самоидентификация сообщества как целостности, восприятие обществом себя как единого организма, в котором реализуются основные культурные феномены.
  3. Единая религия, консолидирующая представителей культуры и закладывающая основу многим базовым универсалиям культуры.
  4. Система родства, подкрепляющая социокультурные связи и задающая формы общения и передачи культурных ценностей.
  5. Система коммуникаций, обобщающая предыдущие качества и характеристики культуры.
  6. Социальная стратификация, принятые способы социального разделения общества.
  7. Тип преобладающих технологий, во многом определяемый системой ценностей и доминирующих универсалий в культуре.
  8. Формирование бюрократии, специфика культуры слоев, занятых социальным управлением.
  9. Возникновение денег и рынок.
  10. Формирование демократических структур, подкрепленных базовыми особенностями культуры.

Американские ученые М. Мид и К. Клакхон также сделали попытку определить, что же можно отнести к культурным универсалиям. Они предпочли такие феномены, как:

  • язык в качестве символики и смысла действий;
  • совокупность жизненных целей и средств, идеалов, мировоззрений, идеологий, мифов;
  • символы, понятия и смыслы, которые придаются действиям;
  • типичные родственные, ритуальные, ценностные, функциональные связи и взаимодействия;
  • образцы и эталоны поведения.

Таким образом, структура ценностей и базовых универсалий позволяет исследовать культуру конкретных обществ, в том числе и восточных, сохраняя при этом восприятие ее устойчивых оснований и опорных, качественных элементов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)