Цивилизация и религия на Востоке

Религия – это совокупность верований, символов, образцов действий, посредством которых регулируются отношения людей к экзистенциальным проблемам человечества – жизни, смерти, страданиям, добру, злу и пр.

Особенности религии состоят в том, что религия может выступать как символическая модель мира. Она может дать человеку возможность целостно осознать и упорядочить весь жизненный психологический, чувственный, рациональный опыт, который человек накопил по отношению к самому себе, природе, окружающему миру.

Религия стремится ответить на вопрос причин существования мира. Религия обращается к внутреннему опыту человека, причем этот опыт всегда переделен – вопросы религии касаются жизни, смерти, бытия, страданий и смысла жизни.

Религия всегда будет иметь свою особую нишу в существовании человечества, так как она не исключает, а часто и опирается на иррациональное начало в человеке. Признание этого начала и апеллирование к его опыту делает религию необходимой, так как она позволяет человеку соединить разум (рацио) и чувственное, иррациональное, не разводя их искусственно. Религия опирается на переживания человеке, и человек это ценит.

Еще одна важная характеристика религии – то, что она неразрывна с культурной традицией, и рассматривать религию вне культурной традиции – неблагодарное занятие, а также и может привести к должным выводам. В целом можно говорить об определенной религиозной культуре, которая складывается в каждом отдельном обществе. Как особая область культуры, в которой присутствует размышления над религиозной проблематикой, проблемой веры, смыслом жизни и пр.

К ней также можно отнести формирование мировоззрения на полученных из этих размышлений выводах, которые складываются в священные тексты, нормы и ценности. Соответственно, это приводит к созданию и отправлению религиозного культа. Религия имеет такие компоненты, как религиозное сознание, ритуал, который консолидирует верующих и подпитывает религиозное чувство, и институты и организации, объединяющие верующих и выделяющих собственно священнослужителей.

Религия обладает определенными функциями в социуме. Наиболее значимые для нашего исследования такие функции:

  • функция ценностноориентирующая, которая задает направление размышлений над вопросами – о смысле жизни и о месте человека в мире;
  • интегрирующая функция, так как религия крепко и регламентированно объединяет людей по принципу веры;
  • нормативно-этическая функция, задающая нормы и правила поведения;
  • контролирующая и регулирующая функция, смыкающаяся с культурной традицией и следящая за передачей стереотипов поведения, регулируя практику жизни;
  • политическая, так как религия освящает власть, часто обожествляет правителя, придавая его личности и действиям священный, сакральный смысл;
  • компенсаторная функция, поскольку религия восполняет неудовлетворенность бытием;
  • коммуникативная функция, поскольку в процессе культовой деятельности по отправлению обрядов и других сторон социальной жизни религия способствует усилению и стабилизации контактов верующих;
  • психологическая функция, как фактор умиротворения и снятия экзистенциального напряжения в бытии.

Все эти функции и характеристики религии находят свое специфическое отражение в религиях Востока. Каждая религия выработала собственные духовные и культурные ориентации. И хотя мы говорим о разных религиях и регионах, в целом можно вывести наиболее общие характеристики религии на Востоке. Тем более, что система религиозных взглядов в каждой культуре характеризуется особой целостностью, которая включает в себя разнообразные компоненты, но реализует их в неразрывной связи.

М. Вебер говорил об особых устойчивых «идеальных типах» ценностных ориентаций, присущих каждой религии. Б.С. Ерасов трактует их как схематизацию уже существующего многообразия духовных факторов, сведения их в единую систему. Так, выделяются два типа религий, присущих Востоку. Это тип теистических религий и тип нетеистических религий.

Также можно отметить монотеистические религии, богооткровенные и небогооткровенные. В монотеистических религиях (для нашей проблематики это ислам) бог понимается как трансцендентный миру. Мир является его творением, и сам бог становится одной из ипостасей мира. Индивид вступает богом в определенные сложные отношения. Существует идея креационизма, сотворения мира богом. Отсюда неповторимость каждого человека.

Интересно
В небогооткровенных религиях на первом месте стоит универсальный закон, который может называться дхарма, Дао. Мир включен в целом в этот закон и подчинен ему. И индивид тоже включен в этот закон. Личность как таковая теряет свою неповторимость, поскольку есть закон перерождений.

Кроме этого для религий Востока присуще стремление к моральному совершенствованию, приближение к моральному образцу. Это характерно и для конфуцианства с его эталоном истинного последователя Конфуция, так и для индуизма, буддизма, даосизма и пр. В каждой из религий присутствует для этого и объект для подражания, и набор качеств, к которым доложен стремиться человек, и способы достижения этого совершенствования.

Далее необходимо отметить строгий ритуализм как противопоставление миру обыденности и регламентация ряда сторон человеческой жизни. В ритуале человек обретает связь с сакральным, может преодолеть хаотичное состояние обыденного мира и устанавливает взаимодействие с иными смыслами.

Огромное место в религиях Востока отводится получению знания. Вед формируются с ранних этапов именно как вместилище знания. Буддизм обращается к четырем благородным истинам, Коран активно использует такие слова, как наука, знание. Предполагается, что такое частое использование этих слов определено стремлением и задачей религии доносить истину до людей. Истину, которая трансцендентна и превосходит все имеющиеся человеческие накопленные знания.

Вера – это мировоззренческое и психологическое бездоказательное принятие основных положений религиозной системы

Вера соединяется с теми знаниями, система которых складывается в каждой религии и предлагает определенные гарантии тем, кто придерживается данной системы. Вера может быть как в конкретных носителей истины, особенно в ранних формах религии, так и в трансцендентных удаленных объектов. Благочестие и соответствующее поведение также необходимо для характеристики религий Востока. Это эмоциональное, часто окрашенное чувством любви, как, например, бхакти в индуизме.

Наличие посредников в религиях Востока реализуется в достаточно большом количестве личностей, отвечающих за установление сакральной связи или осуществляющих обучение идущих по пути истины. В исламе эту функцию отправляют имамы (в шиитской традиции). В индуистской традиции – это гуру. Буддийские монахи выполняют роль посредников. Суфийские дервиши, шэньши в конфуцианстве – все это фигуры, играющие важную роль в формировании образа святого, являющиеся причастными к особому миру святости и духовности.

Чувство долга – характерная черта многих восточных религий. Долг облекается в различные формы. Это может быть и гири для японца со всеми его градациями от долга по отношению к императору до обязательств к сослуживцам и попутчикам.

Долг конфуцианца с опасностью «потерять лицо» при невыполнении ряда предписаний, в том числе этического свойства и в сфере управления. Индуистская дхарма предписывает чувство долга всем кастам и варнам, открывающее возможности различны социальных ролей.

Мистицизм восточных религий отмечался многими исследователями. В теистических религиях мистицизм трактуется как переживание единства с богом. В нетеистических религиях делался акцент на бытийной стороне, на переживании специфического опыта. Формы этого мистического постижения в разных религиях различны.

Дзен-буддизм предполагает созерцание природы, йога обращается к самопогружению, экстатические пляски и кружения суфийских дервишей приводят к тому же результату, как и экстатические практики бхакти в индуизме. Естественно, что каждая религия имеет особые отличия в практике достижения мистического состояния, но в целом их приверженцы получали возможность достичь прорывных состояний в постижении божественного и запредельного.

Религия на Востоке служила мощным фактором социальной и культурной интеграции. Она способствовала консолидации общества с учетом его разнообразия и фиксации этого разнообразия, а также его освящения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)