Ценности китайской культуры

Культура Китая – это удивительный мир, который на протяжении почти двух с половиной тысяч лет развивается и охватывает как обширную территорию, так и большое количество населения. Современный Китай насчитывает более миллиарда жителей. Что определяет особенности мировосприятия его жителей, позволяет им сохранять свою культуру на протяжении тысячелетий?

Интересно
В первую очередь обратимся к ценностям, которые сформировали представление о мире и положении человека в нем. Одна из главных ценностей – это опора на несколько религиозных доктрин, которые смогли сосуществовать в рамках одного государства и занимать соответствующие ниши. Конфуцианство, даосизм и буддизм представили особенный сплав при опоре на древнейшие верования Китая.

Издревле китайцы поклонялись Небу как высшему божественному началу, которое не было антропоморфным, а представляло собой высшую верховную всеобщность, безразличную к человека. Кроме этого, китайцы почитали предков, которых они обожествляли (одним из наиболее почитаемых был Шанди, первоначально первопредок, родоначальник с элементами тотема).

Со временем культ предков распространился на предков каждой семьи. Общение с предками осуществлялось путем гадания. Постепенно ритуал гадания стал более сложным, им занимались специальные гадатели, толкуя либо по черепашьему панцирю, либо по тысячелистнику. Предкам приносили жертвы, их имена фиксировались на специальных табличках, хранившихся в особых храмах. В зависимости от ранга чиновники могли иметь различное количество табличек, подтверждая свое происхождение.

Со временем культ Неба стал главенствующим, и его исполнение полностью перешло в руки правителя, императора, который назывался Сыном Неба. Сам правитель по отношению к нему хранил сыновнюю почтительность и отчитываясь о совей деятельности именно перед высшим божеством. Китай стал именоваться Поднебесной, или Срединным государством, что подтверждало ответственность правителя за весь мир.

Кроме Неба китайцы почитали Землю. В основном это наблюдалось среди земледельцев и крестьянских общин. Культ Земли имел глубокие связи с магией, ритуальной символикой. Земле ставились алтари, где приносились жертвы и совершались молитвы. На первое место в отправлении культа со временем выдвинулись чиновники. Одной из особенностей китайской культуры было отсутствие отдельно существующих сословий чиновничества и жречества. Правитель и чиновники реализовывали весь спектр культовых и обрядовых церемоний. Религиозная система Китая оказалась довольно сильно сращенной с государством.

Одной из важных ценностей культуры Китая были сформировавшиеся довольно рано система ритуалов и символика. Они базировались на взаимосвязанных началах мира, природы и Вселенной – Ян (мужское начало) и Инь (женское начало). Они были зафиксированы в ранних гадательных структурах, легших в основу знаменитой Книги перемен И-цзин, сконцентрировавшей в себе квинтэссенцию отношения к миру и мировоззрение китайцев.

Практически любое явление, в том числе и сам мир, в котором живут люди, воспринимался китайцами через взаимодействие этих двух сил, энергий, одновременно противоположных и проявляющихся друг через друга. Их гармоничная взаимосвязь лежит в основе гармонии мира. Также большое место отводится символическим пяти первоэлементам (вода – огонь- дерево – металл – земля), которые действуют как в созидательной, так и в разрушительной последовательности. Пять первоэлементов обнаруживают себя во всем – в действии, в строении растений, человека, здания, структуре человеческих отношений и пр.

Интересно
Символичны и страны света, наделенные специфическими качествами: Восток – дракон, Запад – тигр, Север – черепаха, Юг – птица Феникс. Знаменитый китайский календарь также наполнен символами двенадцати животных и пятью первоэлементами, имеющими свои характеристики и особенности.

Человек также воспринимался целостно, как соединение начал Инь и Ян, пяти элементов. Поэтому психологическое и физическое состояние человека, врачевание опиралось на восстановление гармонии элементов в организме человека.

Конфуцианство (основателем его считается Кун-зы (Конфуций), живший в VI в. до н.э.) взяло на себя функцию упорядочения общественных и личностных отношений. Именно оно сделало этику центральным элементом религиозных и общественных отношений.

Главные положения его учения легли в основу регламентации жизни китайцев на протяжении более двух тысяч лет, отмененные официально только в ХХ веке. Однако и теперь они активно влияют на некоторые стороны жизни.

Конфуцием были определены следующие правила добродетели:

  • опора на древние традиции, обращение к прошлому как к образцу;
  • идеал совершенного человека – цзюнь-цзы, который обладает безупречными качествами: гуманностью (жэнь), включающую в себя скромность, справедливость, сдержанность, достоинство, любовь к людям и др.;
  • чувство долга (и), обусловленное высшим принципами, который накладывает человек на себя сам, сюда же входило и стремление к знаниям, постижение мудрости древних;
  • верность и искренность (чжэн);
  • соблюдение обрядов (ли);
  • культ сыновней почтительности (сяо), который был положен в основу гуманности и функционирования государства. («Пусть отец будет отцом, сын – сыном, государь – государем, чиновник – чиновником»).

Эти правила, поддерживавшие культ семьи, семейного клана, ставшего ведущей социальной ячейкой китайского общества, фактически закрепили отношение к правителю как к отцу, к подданному как к сыну, распространяя на все социальные сферы данный принцип. Именно конфуцианство создало сословие шэньши, чиновников, которые сдавали государственные экзамены при поступлении на должность и должны были демонстрировать знания трудов Конфуция, литературы, умение сочинять литературные произведения самому. Таким образом, ученость была положена в основу государственного управления.

Конфуцианство ввело культ формы и ритуализировало социальные и межличностные отношения

Четкая и жесткая регламентация поведения практически во всех сферах жизни – семейной, общественной, деловой и пр. Конфуцианство взяло на себя функции социального упорядочения жизни, общества, быта, установления иерархии в обществе. Оно ориентировало людей на жизнь земную, и главным в ней было стремление «не потерять лицо», соблюсти все предписания. Конфуцианство стало основой образа жизни китайцев.

Даосизм возник одновременно с конфуцианством и связан с именем философа Лао-цзы. Даосизм опирался на понятие Дао – великом Законе и Абсолюте, которое везде господствует, но увидеть его нельзя, как нельзя выйти за его пределы. Даже Небо следует Дао. Дао все порождает, его проявление – дэ – все питает. Даосы находились в основном в стороне от активной социальной жизни. Их задачей было также воспитание морали и этических качеств в человеке, но они стремились к слиянию с Дао, и завершением этого процесса должно бло стать соединение дематериализованного организма с Дао.

Благодаря отшельникам-даосам в Китае развивались такие науки, как астрология, алхимия, давшая начало химическим исследованиям, геомантия (фэн-шуй), определявшая гармонию природного начала и встроенности в него человека, его жизненного пространства, жилища и т.п.

Даосские монахи занимались обслуживанием обрядов, врачевали, гадали, составляли гороскопы, по которым люди соединялись брачными узами. У даосов сложился свой пантеон божеств, персонифицировавший некоторые стороны жизни и космогонии китайцев (например, первочеловек Паньгу). Особое место в их учении занимали басяни, – бессмертные – одновременно и люди и божества, обладающие сверхъестественными качествами.

Буддизм также привнес много качественно нового в систему ценностей Китая. Пришедший из Индии, он трансформировался и оформился в деятельности эзотерической секты чань, давшей наиболее полное выражение самостоятельности китайского буддизма. В центре чань-буддизма находился человек, свободный от мирских привязанностей и достигший этого состояния посредством специальных упражнений, парадоксальных задач (гунъань), ведения диалогов ученика с мастером.

Все это было направлено на мгновенное, интуитивное постижение Истины в состоянии озарения, просветления. Буддизм оказал огромное влияние на культурную жизнь Китая. Буддизм определил основные каноны живописи, архитектуры, литературы, оказал влияние на мировоззрение ряда сословий. В частности, чай как неотъемлемая часть китайской культуры также появился в рамках чань-буддизма.

Интересно
Буддизм и даосизм определили отношение к природе в китайской культуре и к пониманию необходимости гармонии между природой и обществом. Картина мира представляет его изначально совершенным, с внутренней гармонией, поэтому он не нуждается в переделке. Чтобы стать праведным и правильно существовать в нем, надо не активно вмешиваться в него, а уподобиться природе, чтобы не мешать реализовываться ее изначальной сущности

Целостность, неразрывность двух основополагающих начал китайского мировоззрения стала фундаментом ценностей в художественной и иных сторонах жизни. Так, художественная культура, в частности, искусство – это проявление связи с природным началом.

Иероглифика – тоже особая ценность в культуре Китая

Всего китайская письменность насчитывает около десяти тысяч иероглифов. Но каждая из наук, традиций в философии, литературе, искусстве имеет свой терминологический и иероглифический аппарат. Каждый из иероглифов сохраняет в себе черты художественного образа. Иероглифы создаются целостно, при их восприятии работают оба полушария человеческого мозга, и это отражается на мышлении и мировосприятии в целом. Иероглифы передают целые комплексы символических ассоциаций, их толкование зависит от контекста и общего смысла произведения. Письменные принадлежности, которые всегда носил с собой каллиграф, не случайно назывались «четыре драгоценности».

Искусство каллиграфии было очень уважаемым в Китае, и текст воспринимался не только со смысловых, но и с каллиграфических позиций, когда гармония должна была проявиться в сочетании красоты слова и письма. Ценности гармонии и взаимодействия проявлялись в различных областях искусства.

Музыкальная теория опиралась на резонансы и созвучия, свойственные мировой энергии (ци). Звуки выражали разные проявления жизненной энергии, а также все ноты пентатоники (пятизвучия) имели соответствия с первоэлементами, временами года, пятью мировыми фазами, и символизировали правителя, чиновников, простолюдинов, животных, растений и пр. Гармонию необъятного мира воспроизводила и архитектура. Отправной точкой становится вписанность дома в общий пейзаж согласно правилам геомантии. Кроме этого, дом – это символ строгой иерархии общественной жизни. В основе структуры дома лежит аналог Великой Пустоты, поэтому изначально он группируется вокруг свободного пространства.

Интересно
Дом–усадьба – композиционное построение. По такому же принципу строились и комплексы императорских дворцов. Присутствие символов Неба, Земли, стихий природы создавало из постройки модель мира и строгого социального устройства.

Ландшафтная архитектура (сады и парки) имеет свободное композиционное решение. Сад должен был олицетворять символическое бытие, которое достигается созерцанием пространства парка, в котором имеются все элементы мироздания. В нем соединялись утилитарное и символическое. «При входе в сад создается настроение», – писал мастер паркового искусства Цзи Чэн (XVII в.), настроение причастности к мирозданию.

Ценность гармонии проявлялась и в некоторых жанрах живописи. Со временем она все больше опирается на воззрения буддизма и даосизма. Художники пишут серьезные трактаты, формулируя правила живописи. С одной стороны живопись отличается убедительностью и подлинностью. С другой – она передает сам процесс развертывания пространства, реализуемый в конкретных предметах, мысль о вещах. Сами способы живописи соотносятся с техниками, принятыми тайцзи, учитывающими взаимодействие энергий.

Принципы буддизма предлагали спонтанное выражение художника как вихрь Пустоты. Этот стиль назывался сеи – писать идею

Художник воспроизводил в картине весь мир, так называемое «одно тело» мира. Его выражал жанр пейзажа («горы и воды»), преклонявшийся перед необъятностью и величием мира. Он мог реализовываться в стиле тщательная кисть – гунби. Эти направления оказали влияние на развитие китайской живописи в течение нескольких столетий. Кроме этих направлений существовали и сложившиеся жанры «цветы и птицы», «люди и предметы».

Они также были наполнены символикой добродетели, счастья, достатка, долголетия. Китайская культура демонстрирует целостность мировосприятия и преемственность ценностных позиций на протяжении длительного периода истории. Она образовала стройную систему, в которой на основе установленных принципов смогла создать удивительные памятники культуры, во многом определяющие тенденции мировой культуры.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)