Искусство века перелома

В XVIII веке впервые русское искусство приобрело отчетливо выраженный светский характер. Оно развивалось в русле европейского искусства Нового времени. Крупнейшим идейным течением, охватившим Европу в XVIII веке, было Просвещение. Не миновало оно и Россию. Важнейшей проблемой русского Просвещения была проблема человека. Просветители в человеке видели два начала – чувственное и разумное.

Поставив разум в качестве верховногоначала, просветители пытались доказать, что если человек безрассудно отдается чувствам, пренебрегает доводами разума, он становится рабом собственных страстей. Поэтому в центре внимания русских просветителей были вопросы воспитания человека-гражданина. Это воспитание заключалось в том, чтобы научить человека жить в обществе, строго соблюдая общие интересы, ставя их выше личных.

И православие в XVIII веке не смогло остаться с веком наравне. Духу Просвещения церковь не противопоставила своих доктрин. Просвещенная часть дворянства, “русских европейцев” имела связь с Православием скорееповерхностно-обрядовую. Но главное заключалось в том, что государство смотрело на церковь исключительно под углом зрения собственных интересов.

Интересно
Тон здесь задал Петр I. Для него церковь тоже должна была служить государству (царю и Отечеству), как, например, армия. Священники для первого русского императора были такими же чиновниками, как и все остальные.

Значит они должны иметь и свои обязанности. Одной из таких обязанностей было нарушение тайны исповеди, если ее содержание каким-то образом представляло интерес для государства. Посягая на исповедь, Петр стремился подчинить себе как государю самое сокровенное в жизни церкви – ее таинства.

С наибольшей скандальной откровенностью подчинение церкви государству проявилось в учреждении Петром Священного Синода в качестве высшего органа церковного управления и, соответственно, в упразднении патриаршества. Петр сделал это, не считаясь ни с какими канонами православной церкви, к которой формально принадлежал.

Оттесненная на периферию секулярной жизни, Церковь осталась в значительной степени вне ритмов культурной жизни Нового времени. Сама же новая культура тем самым оказалась слишком слабо связанной не только со своим «низом»– народной культурой, но и с «верхом» – культурой Православия. И тем не менее русское искусство периода ученичества далеко не было только ученичеством.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)