Искусство как образная сфера культуры

Достаточно автономной частью культуры является искусство. Человек резко отличается от окружающих его живых существ не столько разумом, сколько именно способностью к художественному творчеству. Если признаки осмысленного поведения встречаются в природе достаточно часто, то наличие в животном мире эстетического чувства требует дополнительных исследований и доказательств.

Если размышлять о постижении человеческой души, то искусство призвано смягчить и гуманизировать мир. Ведь известно, что настоящее искусство несовместимо с сухим рационализмом и никому ничего не навязывает, а стремится воздействовать на свойственное лишь человеку чувство прекрасного. Со времен античности искусство связывалось с такими философско-эстетическими категориями, как гармония, красота, совершенство, позднее – выразительность, вдохновение, интуиция.

Образную характеристику искусству ХХ века дал Ницше, утверждая, что “искусство нам дано, чтобы не умереть от истины”. Что произошло с искусством в ХХ веке? Почему так резко обозначиласьгрань между старым (до конца позапрошлого столетия) искусством и его новыми, ранее не известными формами? Что же являет собой современное искусство (ХХ век) – шагом назад в эстетическом развитии человечества или прогрессивным шагом вперед? Так или иначе, но в настоящее время считается общепризнанным то, что на рубеже XIX и XX столетий культура Европы и Америки вступили в новую фазу, наиболее точным названием которой является модернизм.

Интересно
Модернизм – новый, новейший, современный – совокупность эстетических школ конца XIX и начала XX столетия, которые характеризуются разрывом с традициями реализма К этому понятию близок авангард. Он объединяет наиболее радикальные разновидности модернизма. Эти понятия часто воспринимаются как синонимы.

В нашей стране, как и в марксистской эстетике в целом, модернизм и авангард резко критиковались – в противовес “социалистическому реализму”. Обычно эти понятия трактовались как показатель кризиса буржуазной культуры. Однако эта классовая точка зрения не выдерживает никакой критики. Модернистские и авангардистские тенденции – отличительная черта современного искусства.

Какие же внешние факторы лежат в основе эстетики модернизма?

  • Огромных успехов в области научного знания достигла наука, головокружительные темпы приобрел научно-технический прогресс, произошло заметное ослабление религиозного сознания людей. Человечество пережило две жесточайшие мировые войны, множество кровавых диктатур, и, наконец, над ним нависла реальная угроза атомного и водородного апокалипсиса. Ощущение общей дисгармонии современного мира, нестабильность положения в нем отдельной человеческой личности стало характерным в ХХ веке.
  • Выступая против норм и традиций предшествующей эстетики, стремясь к новаторству любой ценой, модернизм в крайних своих проявлениях разрушает осмысленность художественного творчества и зачастую – шокирует. Но в своих лучших образцах модернизм значительно обогатил художественную культура человечества.Видя всю пестроту нового искусства, стоит выявить и его характерные черты, наиболее важное, общее свойство, его сущность.
  • Бердяев писал: “Когда зашатался в своих основах мир, зашатался и образ человека… Вражда к человеку и человеческому “я” во всем…” Новое искусство характеризуется прежде всего своим “расчеловечиванием”. Позже об этом же писал Ортега-и-Гассет: “Новые художники наложили табу на любые попытки привить искусству “человеческое”. Личность… отвергается новым искусством более всего. Со всех сторон мы приходим к одному и тому же – бегству от человека”.
  • Утверждая новое искусство, Ортега писал: “Это искусство, очевидно, не есть искусство для всех, как, например, искусство романтизма. Новое искусство обращено к одаренному меньшинству. Это искусство утонченной нервной организации. Его миссия – ирреальные горизонты. Чтобы добиться этого, есть только один способ – отрицать нашу реальность.
  • Именно Ортега – автор наиболее любопытной гипотезы об общем законе развития мирового искусства. Он считал, что искусство вслед за философией изменялось в зависимости от изменения точки зрения художника на окружающий мир – от вещественно-конкретного видения мира, через его субъективное восприятие – к господству чистых идей и абстракций.

Это движение от реализма (предельная верность “натуре”) через импрессионизм (передача ощущений о ней) – к современной абстрактной живописи. “Закон… – на удивление прост. Сначала изображались предметы, потом – ощущения и, наконец, – идеи. Это три точки одной прямой”. Не стоит исходить из наивной мысли о том, что искусство в этот век вдруг сразу всё стало “плохим”, “неправильным”, “низменным”. Искусство никогда не может стать таковым, не изменяя своей сущности.

Всегда во все эпохи оно выражает и отражает тенденции духовного развития человечества. Искусство всегда борется за то, чтобы человечество через все перипетии истории все же пронесло свое главное завоевание – духовность. Ибо с поражением и гибелью духовности поражен и гибнет, не имея более отличия от животных, и сам человек. В этом ракурсе и следует рассматривать то, что произошло с искусством ХХ века.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)