Искусство XXI века

XVII век вошел в историю западноевропейского искусства как яркий и новый период, имеющий самостоятельное значение и чрезвычайно важный для последующих эпох. Это время расцвета больших национальных художественных школ Италии, Фландрии, Испании, Франции, Голландии. Каждая из них имеет свою национальную самобытность, специфику художественных традиций.

И в то же время искусство XVII века, как и вся культура этого времени, характеризуется рядом общих черт:

  • связь с реальной действительностью по сравнению с предшествующим периодом становится глубже, многосторонней и активнее;
  • в творчестве художников утверждается более целостное и глубокое восприятие действительности, новое истолкование получает синтез искусств.

Поразительные успехи науки расширяют и усложняют представления о мире как о безграничном, изменчивом и противоречивом единстве. Возникает отчетливое ощущение единства человека с этим миром, его зависимости от условий, обстоятельств. В свете этого оказывается вполне закономерным отказ от антропоцентризма. Именно поэтому искусство этого века расширяет сферу своих интересов.

Получают новую интерпретацию мифологические и религиозные Особое значение приобретают такие жанры, как портрет и пейзаж. Идеал гармонии и ясности, характерный для Ренессанса, оказывается недосягаемым. Но образ человека по-прежнему остается в центре внимания художника. Титаны, воспетые в искусстве Возрождения, уступают место человеку, сознающему зависимость от общественной среды, от объективных законов мира. Его воплощение становится более конкретным, психологически сложным.

Если Возрождение давало пример заметного перевеса пластических искусств – архитектуры, скульптуры, живописи, – то в XVII веке сложилась иная ситуация. Теперь трудно говорить о преобладании одного или даже двух главных видов искусства над всеми другими. Бурное интенсивное развитие характерно для многих отраслей художественного творчества.

В литературе – это время расцвета трагедии и комедии (Шекспир, Лопе де Вега, Мольер). Непосредственно с литературой связан театр. Важно, что произведения драматургов XVII века стали достоянием такой широкой аудитории, на которую в ту пору еще не могла претендовать печатная литература.

Уже по своей специфике театр – самое общественное из искусств, и это качество,столь ярко раскрывшееся еще в античную эпоху, было возвращено ему на рубеже XVI–XVII веков. Возникают и узакониваются постоянные театральные труппы; выдающиеся актеры приобретают широкую популярность. Процесс активного формирования типов театральных зданий становитсязадачей архитектуры; расширяются постановочные средства – техническая оснащенность сцены, декорационное оформление.

Интересно
Музыка – из всех видов искусства в наибольшей мере связана с развитой субъективной сферой человеческого сознания и занявшая подобающее ей место в кругу остальных искусств именно теперь, на этом этапе духовной эволюции. В это время закладываются основы для мощного подъема, который переживет музыка в следующем, XVIII веке, когда значительностью своих достижений музыка не только сравняется с пластическими искусствами, но и превзойдет их.

XVII век – конец гегемонии церковной музыки. Неуклонно растет значение музыки светской. Новые музыкальные жанры получают дальнейшую разработку – разные формы инструментальной музыки, оркестровой, камерно-ансамблевой. Параллельно развивается музыка вокальная – от камерных лирических форм до таких жанров, как оратория. С 1630-х годов выходит на сцену опера – новый, синтетический по своему характеру жанр драматического музыкального представления. Первыми крупнейшими мастерами оперы в XVII веке были Монтеверди в Италии, Люлли во Франции и Персел в Англии.

Наиболее ярким представителем музыкального искусства XVII века является Антонио Вивальди. Пластические искусства. В искусстве этого периода важное значение приобретает не только человек, но и среда его обитания.

Поэтому в архитектуре – это время осуществления смелых градостроительных идей, период расцвета садово-паркового искусства, создание грандиозных дворцовых ансамблей, в которых в нерасторжимое единство объединяются все виды пластических искусств. Широкое распространение получают бытовой, исторический жанры, темы античной истории. Впервые получают самостоятельное значение натюрморт и изображения животных. Искусство этого времени уже нельзя определить единым стилистическим понятием. Даже в рамках одной национальной школы можно нередко отметить существование различных, порой противоположных, тенденций и течений.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)