Искусство Китая

Искусство. Славу искусства Древней Греции составляют ее архитектура, скульптура, вазопись и театр. В области архитектуры основным достижением греков было создание ордерной системы, в которой впервые последовательно и до конца осуществлено деление частей на несущие (колонны) и несомые (балки архитрава). Такая четкость позволила создать универсальный архитектурный язык, пригодный для выражения различного содержания. Главные ордера в Греции – дорический, ионический и коринфский. На их основе был создан тип греческого храма – основного типа постройки в это время.

Одним из высших достижений греческой архитектуры является комплекс Акрополя. Главное его сооружение – Парфенон – храм, богато украшенный скульптурой и рельефами. Акрополь был и святилищем, и укреплением, и общественным центром. Здесь хранилась государственная казна, находились библиотека и картинная галерея (пинакотека).

Греческая архитектура умела прекрасно выбирать места для своих построек.Храм возводился именно там, где ему было отведено место словно самой природой, и вместе с тем его спокойные строгие формы, гармоничные пропорции, светлый мрамор колонн утверждали превосходство человека над окружающим миром. Весь строй Афинского Акрополя пронизан благородной красотой, спокойно-торжественным величием, ясным чувством меры и гармонии.

Интересно
Греческие архитекторы, в отличие от египтян и персов, не стремились подавить зрителя гигантским, сверхчеловеческим масштабом. Наоборот, они старались соразмерить с человеком каждую часть своего сооружения. Нигде люди не ощущали себя такими большими, сильными и широкоплечими, как перед Парфеноном, ибо его строители, греческие зодчие Иктин и Калликрат, как и все греки, чувствовали себя и в самом деле подобными богам.
Вазопись. Подлинные произведения древнегреческой живописи до нас почти не дошли.

Судить о них помогают сохранившиеся расписные керамические вазы. Слово керамика произошло от греческого керамус – гончар. Одно из предместий Афин – Керамик – особенно славилось гончараминых художественных античных ремесел. Это была тонкостенная, хорошо обожженная керамика, сплошь покрытая рисунком. В период архаики рисунок наносился черным лаком. В эпоху поздней классики на смену чернофигурному стилю пришел краснофигурный, когда фон сосуда покрывался черным лаком, а фигуры оставались в цвете глины.

Скульптура. Преклонение греков перед красотой и мудрым устройством человеческого тела было так велико, что ни пейзаж, ни события реальной жизни не вдохновляли так мастеров, как показ обычного свободного человека. Греческое искусство стремилось к человеческой мере во всем: его излюбленный образ – стройный юноша-атлет. Глядя на Аполлонов, мы понимаем, что не так важно, хотел ли художник изобразить действительно Аполлона, или атлета, или героя. Он изобразил Человека!

Аполлон всегда молод – ни старость, ни детство тогда не привлекали ваятелей: ведь только в зрелой молодости жизненные силы находятся в полном расцвете и равновесии. Он всегда обнажённ, его целомудренная нагота не нуждается в прикрытиях. Его тело пронизано готовностью к движению, лицо не выражает никакого определенного переживания или индивидуальных черт характера. Условная улыбка его – чуть приподнятые уголки рта –только возможность улыбки, намек на радость бытия.

Иногда считают, что греческому искусству чужда психология, что оно не доросДействительно, античное искусство не знало того культа индивидуального, который возник в искусстве Нового времени. Но греки владели искусством так называемой типовой психологии – они передавали богатую гамму душевных переживаний на основе обобщенных человеческих типов.

Правильный, нежный овал, прямая линия носа продолжает линию лба, продолговатый разрез глубоко сидящих глаз, небольшой рот, полные выпуклые губы, круглый подбородок, волнистые волосы мягко и плотно облегают голову. Это классическая красота, которой достаточно для воплощения различных типов античного идеала. Немного больше энергии в складках губ – перед нами Афина. Больше мягкости в очертании щек, губы полуоткрыты, глаза затенены – перед нами чувственный лик Афродиты. Овал лица ближе к квадрату, шея толще, губы крупнее – это уже образ молодого атлета.

Интересно
Но главная выразительность греческой скульптуры заключалась не столько в лице, сколько в движении тела. Глядя на античные статуи, мы не замечаем ни отбитых голов, ни рук: пластическая музыка говорит достаточно о многом. Гармония и совершенство, являясь знаком
божественности, и создает своеобразие греческой скульптуры. Именно греки впервые “разглядели” человеческое тело, решили что оно прекрасно, и сделали красоту знаком божественности. Но такое понимание крсоты было чуждо Древнему Востоку.

От Древнего Египта до нас дошло огромное количество всякого рода изображений богов и людей. Но характеризовать их как прекрасные тела бло бы не верным. Не потому что они безобразны или пластически недостаточно проработаны. Просто в них выделено и привлекает другое.

Среди этих человеческих тел нередко можно встретить увенчанных головами шакала, кошки, ибриса, сокола и т.д. Это точно такие же тела, как и те, у которых на плечах человеческие головы. Головы здесь вполне взаимозаменимы. Но попробуем мысленно приставить к туловищу Аполлона Бельведерского голову шакала, а Афродиту Милосскую представить с головой кошки. Получится абсурд, нечто отвратительное. Почему? Да потому что греческие тела не только внешне, но и по сути очеловечеГермес.

Праксительны в каждой своей части и детали, в них присутствует своя собственная, а не чужая душа. Под душой имеется в виду внутренний мир человека, его самоощущение и мироотношение. Эта душа воплощена в теле. Тело тем самым есть образ души, внешнее выражение внутреннего мира человека. Подобных душ в древнеегипетском искусстве нет. Они бездушны – в том смысле что образуют собой только внешний мир.

Именно скульптура стала воплощением самых высоких представлений о человеке, созданных греческой культурой. Высшие достижения греческой скульптуры связаны с именами Фидия, Мирона, Праксителя.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)