Институциональное социокультурное пространство просвещения

Наряду со сферой образования в современном обществе одной из важных областей кумуляции, трансляции и циркуляции социально значимой информации является институциональное пространство просвещения.

В дальнейшем речь пойдет об общих характеристиках специальных организаций, называемых учреждениями культуры и предназначеннных для трансляции дополнительной к образовательной социально значимой информации. Речь идет о  ценностях, формирующихся в рамках других институциональных областей.

В обществах и общностях, характеризующихся слабой диф- ференцированностыо, на уровне первичных групп культурные ценности передаются посредством традиции, т. е. прямо «из рук в руки, из уст в уста».

Закрепляются они через механизмы сравнения, оценки, отбора и конвенционального удержания в культуре определенных социокультурных образцов, складывающихся в процессах повседневной жизни.

В результате  формируются  стандартные   ситуации взаимодействия и паттерны социальных отношений, обеспечивающие традиционное воспроизведение культурных ценностей. Их циркуляция, передача, кумуляция осуществляется в процессах воспроизведения обрядов, обычаев, ритуалов, церемоний, сохраняющих здесь преемственность устойчивых черт и культурную идентичность.

В современной урбанизованной среде в ходе модернизации общества усиливаются процессы дифференциации, специализации в области общественного разделения функций, социокультурная изменчивость интенсифицируется. При этом происходит ослабление локальных и первичных социальных связей (семейных, родственных, соседских  и  т. п.).

И перестают действовать традиционные способы трансляции культурных ценностей. В этих условиях складываются иные, опосредованные и более массовые формы такого рода, называемые просветительскими. Наиболее показательным их институциональным  примером  следует  считать  учреждения культуры.

Говоря о функциональной доминанте области просветительского пространства, следует  отметить,  что  учреждения  культуры представляют собой государственные, общественные, частные организационные структуры,  которые  являются  проводниками различных совокупностей эталонных артефактов, признанных как профессионалами, так и широкой  общественностью  в  качестве социально значимых и достойных публично демонстрации и освоения.

Они представлены общественности в определенных специально выделенных ситуациях (зритель в музее, член клуба и т. п.). В рамках институциональной области просвещения сконцентрированы, сохраняются и ревитализуются ценности, составляющие фонд культурного наследия общества.

К учреждениям культурны  принято  относить  театрально- зрелищные (театры, кинотеатры, концертные организации), спортивные комплексы, библиотеки, музеи, клубы. Это организации с определенным штатом служащих и администрации, предназначенные для приобщения публики к социально значимым  культурным  ценностям,  для просвещения общественности,  трансляции  социокультурной информации, дополнительной по отношению к получаемой в области образования и в повседневной жизни.

Их функции, структура, цели и задачи определяются нормативными документами. Соответствие им реальной работы государственных учреждений такого рода контролируется специальными органами исполнительной власти.

«Входами» этой области можно считать наличный потенциал культурных объектов, относящихся как к прошлому, так и  к настоящему на «выходе» широкой аудитории представляются специальным образом отобранные те из них, которые признаны профессионалами и общественностью в качестве  социально  значимых  культурных ценностей. Они отбираются по ряду критериев и распределяются по особым  просветительским  каналом,  институционализированным  в форме учреждений культуры.

Программы трансформации культурных образцов в ценности, достойные публичной представленности, определяются  по  двум основным измерениям: временная отнесенность и принадлежность к определенной культурной категории.

С точки зрения временной отнесенности можно выделить объекты культурного  наследия и современные. Первая достаточно неопределенная категория обозначает необходимость отдавать дань культурным достижениям прошлого.

Во-первых,  речь  идет  о памятниках, т. е. объектах, символизирующих  определенные исторические эпохи, события, даты, факты религиозной жизни. Во- вторых, сюда же можно отнести эталонные образцы традиционной культуры, т. е. передающихся из поколение в поколения в непосредственном взаимодействии — ремесла, ритуалы, обряды, художественные направления, научные, философские школы и т. п.

В-третьих, заслуживающими публичной представленности всегда считались уникальные и экзотические объекты прошлого.

Другой класс культурных ценностей, представленных в просветительском пространстве, относится к настоящему  времени.  Это все те артефакты, которые по тем или иным основаниям представляются — обычно в профессиональных кругах — в качестве показательных примеров текущих культурных достижений. Критерии  предпочтений могут быть различными.

По принципу инновативно- сти, авангардности отбираются объекты,  определяющие  возможные  перспективы культурных  изменений. Демонстрация  следования  традиции подтверждает жизнеспособность, функциональность в современных условиях эталонов прошлого.

В соответствии с идеологическими соображениями выделяются те артефакты, которые, по предположениям заинтересованных групп, помогут повлиять на общественное мнение и поведение в нужном им направлении.

Принадлежность  к определенной  культурной  категории  фиксируется распределением отобранных артефактов по учреждениям, предназначенным для кумуляции и распространения различных классов просветительской информации. Так, библиотеки концентрируют письменные источники прошлого и настоящего.

В музеях хранятся специально подобранные художественные произведения, документы, мемориальные вещи и т. п. Выставки,  сменные  экспозиции демонстрируют текущие культурные достижения. Театры и концертные залы суть места для представления классических и современных произведений драматического и музыкального искусства, с  одной стороны, и исполнительского мастерства — с другой.

Клубы помогают людям объединятся по интересам к определенным видам культурной активности — профессиональной, любительской, связанной с коллекционированием или рекреацией.

Таким образом, в каждый период времени в современном обществе существует дифференцированное социокультурное пространство, где концентрируются институционально признанные культурные ценности.

Логика                    трансляции         такого        рода        ценностей         определяется необходимостью их представленности в доступной аудитории и упорядоченной форме, соответствующие каждому из типов учреждений культуры.

Так,  в    библиотеках          поиск         информации  облегчают специальным образом составленные каталоги, согласно которым шифруются все единицы хранения. Это дополняется постоянными выставками печатных изданий к определенным случаям, а также новых поступлений.

Кроме                              того,       здесь                      есть                       штатные     консультанты, помогающие читателям ориентироваться в библиотечном пространстве. В театрах и концертных организациях принята система тематических абонементов. Каждый из них составлен по определенному плану, позволяющему его держателю получить более углубленное представление об определенном художественном стиле или жанре, отдельном авторе, мировых шедеврах и т. п.

Кроме того, здесь приняты специальные представления и концерты, предназначенные для детей и юношества. Обычно они сопровождаются  комментариями искусствоведов. В музеях и на выставках подготовка экспозиций обусловливает отбор и расположение в интерьере демонстрируемых артефактов.

Далее, опытные экскурсоводы интерпретируют содержание экспонатов. Для этого же  предусмотрены  специальные  каталоги. Наконец, при многих музеях существуют  структуры,  предназначенные для любительских занятий. Клубная деятельность организована в соответствии с двумя базовыми моделями.

Закрытые  заведения  для узкого круга людей, объединяющихся по профессиональной, политической, социально-групповой  принадлежности,  предназначены для конфиденциальных бесед и уединения. Их организация обусловлена целью создания  максимально  комфортабельных  условий  для выполнения этих функций.

Клубы второго рода — это открытые объединения людей по любительским интересом. Соответственно здесь деятельность организована так, чтобы  любители  получали  возможность не только заниматься интересующими их видами деятельности (драматическим, вокальным, изобразительным искусством, спортом, механическим конструированием, киносъемками, фотографией  и пр.),  но и публично демонстрировать свои достижения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)