Значение федерального государственного образовательного стандарта в деятельности дошкольных учреждений

Стандарт (в переводе с английского – «образец, основа, мерило»). Федеральный государственный стандарт дошкольного образования был разработан впервые в истории российского образования, утвержден законом «Об образовании в Российской Федерации» в 2012 году и вступил в силу 1 сентября 2013 года.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования были разработаны примерные образовательные программы дошкольного образования.

Они направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, на достижение детьми уровня развития, необходимого для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода и специфичных для возраста видов деятельности.

Федеральный государственный образовательный стандарт включает в себя требования к:

  • структуре образовательных программ (объему обязательной основной части и части, формируемой участниками образовательных отношений);
  • условиям реализации дошкольных образовательных программ;
  • результатам освоения основных образовательных программ.

В отличие от других стандартов ФГОС дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации дошкольников.

В законе «Об образовании в РФ» выдвигается задача обеспечения качества всех видов образования, в том числе и дошкольного образования.

Базисное содержание дошкольного уровня образования должно отбираться и выстраиваться по следующим принципам:

  • развивающий характер образования, направленный на раскрытие индивидуальных возможностей детей;
  • системный характер образования (обеспечение взаимосвязи явлений, познаваемых ребенком);
  • интегративный характер образования (развитие детей на основе чувственного и рационального познания, соответствующего возрасту);
  • мультикультурный характер воспитания (приобщение детей как к собственной культуре, так и культуре других народов, воспитание чувства терпимости);
  • деятельностный характер образования (обеспечение различных видов деятельности в развитии);
  • здоровьесберегающий характер (формирование здорового образа жизни, гигиенических навыков, потребности в систематических занятиях спортом).

Задачей дошкольного образования является развитие новообразований дошкольного возраста – творческой активности, самостоятельности, произвольности, самосознания и др. Показателем эффективности дошкольного образования является уровень психического развития каждого ребенка.

Воспитание основ базиса личностной культуры включает в себя формирование общечеловеческих ценностей (красота, доброта, справедливость), представления о способах взаимодействия с миром, проявление эмоционально-оценочного отношения к окружающему миру с учетом возраста детей.

Комплекс соответствующих задач определяется исходя из вида дошкольного учреждения.

В зависимости от длительности пребывания детей дошкольные организации могут быть с кратковременным пребыванием (до пяти часов в день), сокращенного дня (восьми – десяти часов в день), полного дня (двенадцать часов в день), продленного дня (четырнадцать часов в день) и круглосуточным пребыванием детей.

Исходя из социального запроса населения, могут быть открыты группы кратковременного пребывания, семейные детские сады и другие виды дошкольных организаций различных форм собственности.

Могут существовать в виде структурных подразделений государственных образовательных учреждений, в том числе школ, учреждений дополнительного образования, отвечающих требованию санитарных правил.

Длительность пребывания детей в дошкольных организациях определяется возможностью организации для детей приема пищи и дневного сна:

  • до трёх – четырёх часов без организации питания и сна;
  • до пяти часов без организации сна и с организацией однократного приема пищи;
  • более пяти часов с организацией дневного сна и приема пищи с интервалом три – четыре часа в зависимости от возраста детей. Перерыв между приемом пищи для детей до одного года должен составлять не более трёх часов, от одного года и старше – не более четырёх часов.

Группы кратковременного пребывания открываются с целью:

  • подготовки детей пяти – семи лет к школе;
  • присмотра и ухода за детьми с полутора до пяти лет;
  • инклюзивного воспитания (организация работы с детьми особой заботы);
  • оказания услуг психолого-педагогической помощи и поддержки;
  • оказания коррекционно-логопедических, дидактических услуг и т. д.

В группах кратковременного пребывания семейных садов (дошкольных групп) оказываются услуги по присмотру, уходу за детьми и (или) осуществляется образовательная деятельность.

Наполняемость групп зависит от возраста детей и их состояния здоровья и не должна превышать норму, установленную санитарными правилами.

Стандарт дошкольного образования отличается от стандарта начального образования тем, что к дошкольному образованию не предъявляются жесткие требования к результатам освоения программы.

ФГОС ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игровую деятельность. Ведущими видами детской деятельности являются, кроме игры, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и коммуникативная деятельность.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)