Значение федерального государственного образовательного стандарта в деятельности дошкольных учреждений
Стандарт (в переводе с английского – «образец, основа, мерило»). Федеральный государственный стандарт дошкольного образования был разработан впервые в истории российского образования, утвержден законом «Об образовании в Российской Федерации» в 2012 году и вступил в силу 1 сентября 2013 года.
Они направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, на достижение детьми уровня развития, необходимого для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода и специфичных для возраста видов деятельности.
Федеральный государственный образовательный стандарт включает в себя требования к:
- структуре образовательных программ (объему обязательной основной части и части, формируемой участниками образовательных отношений);
- условиям реализации дошкольных образовательных программ;
- результатам освоения основных образовательных программ.
В отличие от других стандартов ФГОС дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации дошкольников.
В законе «Об образовании в РФ» выдвигается задача обеспечения качества всех видов образования, в том числе и дошкольного образования.
Базисное содержание дошкольного уровня образования должно отбираться и выстраиваться по следующим принципам:
- развивающий характер образования, направленный на раскрытие индивидуальных возможностей детей;
- системный характер образования (обеспечение взаимосвязи явлений, познаваемых ребенком);
- интегративный характер образования (развитие детей на основе чувственного и рационального познания, соответствующего возрасту);
- мультикультурный характер воспитания (приобщение детей как к собственной культуре, так и культуре других народов, воспитание чувства терпимости);
- деятельностный характер образования (обеспечение различных видов деятельности в развитии);
- здоровьесберегающий характер (формирование здорового образа жизни, гигиенических навыков, потребности в систематических занятиях спортом).
Задачей дошкольного образования является развитие новообразований дошкольного возраста – творческой активности, самостоятельности, произвольности, самосознания и др. Показателем эффективности дошкольного образования является уровень психического развития каждого ребенка.
Комплекс соответствующих задач определяется исходя из вида дошкольного учреждения.
В зависимости от длительности пребывания детей дошкольные организации могут быть с кратковременным пребыванием (до пяти часов в день), сокращенного дня (восьми – десяти часов в день), полного дня (двенадцать часов в день), продленного дня (четырнадцать часов в день) и круглосуточным пребыванием детей.
Исходя из социального запроса населения, могут быть открыты группы кратковременного пребывания, семейные детские сады и другие виды дошкольных организаций различных форм собственности.Могут существовать в виде структурных подразделений государственных образовательных учреждений, в том числе школ, учреждений дополнительного образования, отвечающих требованию санитарных правил.
Длительность пребывания детей в дошкольных организациях определяется возможностью организации для детей приема пищи и дневного сна:
- до трёх – четырёх часов без организации питания и сна;
- до пяти часов без организации сна и с организацией однократного приема пищи;
- более пяти часов с организацией дневного сна и приема пищи с интервалом три – четыре часа в зависимости от возраста детей. Перерыв между приемом пищи для детей до одного года должен составлять не более трёх часов, от одного года и старше – не более четырёх часов.
Группы кратковременного пребывания открываются с целью:
- подготовки детей пяти – семи лет к школе;
- присмотра и ухода за детьми с полутора до пяти лет;
- инклюзивного воспитания (организация работы с детьми особой заботы);
- оказания услуг психолого-педагогической помощи и поддержки;
- оказания коррекционно-логопедических, дидактических услуг и т. д.
В группах кратковременного пребывания семейных садов (дошкольных групп) оказываются услуги по присмотру, уходу за детьми и (или) осуществляется образовательная деятельность.
Наполняемость групп зависит от возраста детей и их состояния здоровья и не должна превышать норму, установленную санитарными правилами.
ФГОС ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игровую деятельность. Ведущими видами детской деятельности являются, кроме игры, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и коммуникативная деятельность.
- Технология организации контроля в дошкольной образовательной организации
- Организация воспитательно-образовательной работы в детском саду
- Планирование целостного педагогического процесса в детском саду
- Структура педагогического процесса в детском саду
- Принципы построения развивающей среды в детском саду
- Технологии развивающего обучения
- Инновационные технологии в детском саду
- Общепедагогические технологии
- Программы дополнительного образования для дошкольников
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу