Информационные технологии управления

Известно, что развитие человеческой цивилизации осуществляется путем эволюционного или революционного изменения всех основных элементов его структуры, содержания, организационных форм. Также известны определения “индустриального” и “постиндустриального” типов общества; на смену последнему, по мнению отечественных и зарубежных исследователей, идет информационное общество.

Несмотря на некоторую неопределенность этого понятия, многие специалисты сходятся в том, что информационное общество есть историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства становятся информация и знания.

Этот тип общества характеризуется:

  • увеличением роли и места информации, знаний и информационных технологий во всех сферах жизни государства и общества;
  • ростом числа людей, занятых в сфере IT (информационных технологий и коммуникаций);
  • нарастанием информатизации общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;
  • возникновением и развитием всемирного информационного пространства, обеспечивающего не только эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам, но и удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.

Однако развитие информационного общества содержит и ряд угроз развитию человека, социальных групп, государств в целом. Одна из наиболее существенных угроз – разделение на тех, кто имеет доступ к информации, владеет информационными и коммуникационными технологиями, включен в глобальные информационные системы, и на тех, кто не имеет ничего подобного и зачастую не умеет даже пользоваться персональным компьютером. Отставание сегодня в информационных и коммуникационных технологиях для человека становится реальной угрозой потери завтра своего рабочего места и даже потенциальной возможности устроиться на работу послезавтра.

Другая угроза развития информационного общества – потеря анонимности человека, личностной автономности в системе информационных потоков и баз данных. Причем речь идет не только о потери анонимности человека перед другими специалистами в области IT, но и перед специальными службами государства и корпораций, замкнутыми социальными группами, бизнес-структурами, которые проявляют большую заинтересованность в мониторинге активности человека в информационном мире, поскольку это даст возможность создать детальные портреты потребительского поведения. Компиляция коммерческими или финансовыми организациями сведений о том, как и когда люди покупают, представляет серьезную потенциальную угрозу.

Однако потенциальные возможности развития информационного общества (как позитивные, так и негативные) весьма велики, и этот процесс уже является необратимым как в большинстве зарубежных государств, так и в России. По мнению специалистов (У. Мартин), информационное общество проявляется в разных аспектах.

Так, технологический его аспект связан с внедрением информационных технологий в производство, учреждения, систему образования, быт, управление.

Социальный аспект информационного общества связан с тем фактором, что информация выступает в качестве важного стимулятора изменения качества жизни, формирует и утверждает “информационное сознание” при широком доступе людей к информации.

Экономический аспект находит свое отражение в том, что информация безусловно выступает в качестве ресурса, услуг, товара, источника добавленной стоимости и занятости населения. Политический аспект связан со свободой информации, ведущей к изменению политических процессов путем растущего участия социальных слоев населения в обсуждении деятельности государственных структур и политических партий, органов управления различными министерствами и ведомствами, учреждениями, в том числе и в системе социальной защиты населения. И наконец, культурный аспект связан с признанием культурной ценности информации посредством содействия утверждению информационных ценностей в интересах развития отдельного индивида и общества в целом.

Глобализационные процессы в мировом масштабе инициируют развитие процессов информатизации как на уровне общественного взаимодействия (неформальное развитие информационной культуры человека, социальных групп), так и на уровне государственного управления, что находит свое отражение в формировании государственной информационной политики.

Под государственной информационной политикой понимается регулирующая деятельность государственных органов, направленная на развитие информационной сферы общества, которая охватывает не только телекоммуникации, информационные системы или средства массовой информации, а всю совокупность производств и отношений, связанных с созданием, хранением, обработкой, демонстрацией, передачей информации во всех ее видах – деловой, развлекательной, научно-образовательной, новостной и т.п.

Такая расширительная трактовка информационной политики представляется сегодня обоснованной, так как цифровизация информации и новейшие телекоммуникационные и компьютерные технологии интенсивно размывают барьеры между различными секторами информационной индустрии.

Анализ зарубежной практики регулирования информационной сферы общества позволяет выделить ряд направлений, к числу которых относятся:

  • поощрение конкуренции, борьба с монополизмом (контроль за концентрацией собственности в СМИ, выдача разрешений на слияния компаний, решения по дезинтеграции крупных компаний-монополистов);
  • обеспечение права и технических возможностей на доступ к информации и информационным ресурсам для всего населения;
  • соблюдение свободы слова;
  • защита интересов национальных меньшинств, подрастающего поколения в информационной сфере;
  • защита национального культурного наследия, языка, противостояние культурной экспансии других стран
  • ; обеспечение информационной безопасности;
  • охрана интеллектуальной собственности, борьба с пиратством;
  • борьба с компьютерными и высокотехнологичными преступлениями;
  • контроль за использованием информационных и телекоммуникационных технологий в государственных учреждениях;
  • цензура в глобальных компьютерных сетях и др.

Европейское сообщество с 1994 г. поставило задачу построения информационного общества и реализации Плана действий (Europe and the global information society.

Recommendations to the European Council, May 1994) в число наиболее приоритетных. Правительство США разработало планы развития национальной информационной инфраструктуры (НИИ) и глобальной информационной инфраструктуры (ГИИ) приоритетами своей политики.

В 2002 г. постановлением Правительства РФ от 28 января 2002 г. № 65 была принята Федеральная целевая программа “Электронная Россия (2002–2010 гг.)”, целью которой явилось создание условий для развития демократии, повышение эффективности функционирования экономики, государственного управления и местного самоуправления за счет внедрения и массового распространения информационных и коммуникационных технологий, обеспечения прав па свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, расширения подготовки специалистов по информационным и коммуникационным технологиям и квалифицированных пользователей.

Задачами Программы явились:

  • совершенствование законодательства и системы государственного регулирования в сфере информационных и коммуникационных технологий;
  • обеспечение открытости в деятельности органов государственной власти и общедоступности государственных информационных ресурсов, создание условий для эффективного взаимодействия между органами государственной власти и гражданами на основе использования информационных и коммуникационных технологий;
  • совершенствование деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления на основе использования информационных и коммуникационных технологий;
  • совершенствование взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с хозяйствующими субъектами и внедрение информационных и коммуникационных технологий в реальный сектор экономики;
  • развитие системы подготовки специалистов по информационным и коммуникационным технологиям и квалифицированных пользователей;
  • содействие развитию независимых средств массовой информации посредством внедрения информационных и коммуникационных технологий;
  • развитие телекоммуникационной инфраструктуры и создание пунктов подключения к открытым информационным системам;
  • разработка и создание системы электронной торговли;
  • формирование общественной поддержки выполнения мероприятий Программы.

Принятие Федерального закона от 27 июля 1996 г. № 19-ФЗ “Об информации, информационных технологиях и защите информации” позволило регулировать отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; применении информационных технологий; обеспечении защиты информации.

В ст. 2 данного Закона сформулированы следующие основные понятия:

  • информация – сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления;
  • информационные технологии – процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов;
  • информационная система – совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих обработку информационных технологий и технических средств;
  • информационно-телекоммуникационная сеть – технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники;
  • обладатель информации – лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким- либо признакам;
  • доступ к информации – возможность получения информации и ее использования;
  • конфиденциальность информации – обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя;
  • предоставление информации – действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц;
  • распространение информации – действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц;
  • электронное сообщение – информация, переданная или полученная пользователем информационнотелекоммуникационной сети;
  • документированная информация – зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством РФ случаях ее материальный носитель;
  • оператор информационной системы – гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных.

Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. № Пр-212 определила основу для подготовки и уточнения доктринальных, концептуальных, программных и иных документов, определяющих цели и направления деятельности органов государственной власти, а также принципы и механизмы их взаимодействия с организациями и гражданами в области развития информационного общества в Российской Федерации.

Интересно
Разработана долгосрочная целевая Программа “Информационное общество 2010–2021 гг.”, включающая шесть основных направлений: “электронное правительство”, повышение качества жизни граждан и улучшение условий ведения бизнеса, преодоление “информационного неравенства”, безопасность информационного общества, развитие рынка информационно-коммуникационных технологий, сохранение культурного наследия.

Учитывая, что компьютер, телефония, средства массовой информации и т.п. являются средством развития информационного общества, его технологической основой, в массовом сознании информационное общество чаще всего ассоциируется с ИКТ – информационными и коммуникационными технологиями.

Государственное регулирование в сфере применения информационных технологий предусматривает:

  • регулирование отношений, связанных с поиском, получением, передачей, производством и распространением информации с применением информационных технологий (информатизации), на основании принципов, установленных настоящим Законом;
  • развитие информационных систем различного назначения для обеспечения граждан (физических лиц), организаций, государственных органов и органов местного самоуправления информацией, а также обеспечение взаимодействия таких систем;
  • создание условий для эффективного использования в Российской Федерации информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет и иных подобных информационно-телекоммуникационных сетей.

Государственные органы, органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями участвуют в разработке и реализации целевых программ применения информационных технологий, создают информационные системы и обеспечивают доступ к содержащейся в них информации на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации.

Информационная технология – процесс, использующий совокупность методов и средств реализации операций сбора, регистрации, передачи, накопления и обработки информации на базе программно-аппаратного обеспечения для решения управленческих задач экономического объекта.

Главной целью автоматизированной информационной технологии является получение посредством переработки первичных данных информации нового качества, на основе которой вырабатываются оптимальные управленческие решения.

По степени централизации технологического процесса информационные технологии управления делятся на централизованные, децентрализованные и комбинированные технологии:

  • централизованные технологии характеризуются тем, что обработка информации и решение основных функциональных задач производятся в центре обработки – центральном сервере, организованной на предприятии вычислительной сети либо в отраслевом или территориальном информационно-вычислительном центре;
  • децентрализованные технологии основываются на локальном применении средств вычислительной техники, установленных на рабочих местах пользователей для решения конкретной задачи специалиста;
  • комбинированные технологии характеризуются интеграцией процессов решения функциональных задач на местах с использованием совместных баз данных и концентрацией всей информации системы в автоматизированном банке данных.

Одним из примеров применения комбинированной информационной технологии управления является деятельность Центра автоматизированного начисления социальных выплат и подготовки аналитической информации по социальной защите населения города Москвы (ЦСВ), функциями которого являются:

  • обеспечение гражданам Москвы, состоящим на учете в органах социальной защиты населения, своевременного централизованного автоматизированного начисления ежемесячных и единовременных социальных выплат (компенсаций, пособий, ежемесячных денежных выплат, доплат к пенсиям, пособиям и др.), установленных в соответствии с федеральным и городским законодательством, с последующим выпуском выплатных, отчетных и статистических документов о начисленных и выплаченных суммах;
  • обеспечение своевременного автоматизированного перерасчета пособий и других социальных выплат в связи с принятием соответствующих нормативных документов, влекущих изменение их размеров;
  • осуществление предусмотренной действующим законодательством бухгалтерской и статистической отчетности перед Департаментом социальной защиты населения города Москвы, Управлением федерального казначейства по городу Москве, Отделением пенсионного фонда России по Москве и Московской области в расходовании средств по выплате пособий, доплат к пенсиям и другим социальным выплатам из федерального и городского бюджетов, а также внебюджетных источников финансирования.

По степени охвата автоматизированной информационной технологией задач управления выделяют автоматизированную обработку информации на базе использования средств вычислительной техники, автоматизацию функций управления, информационную технологию поддержки принятия решений, которые предусматривают использование экономико-математических методов, моделей и специализированных пакетов прикладных программ для аналитической работы и формирования прогнозов, составления бизнес-планов, обоснованных оценок и выводов по изучаемым процессам.

К данной классификационной группе относится также организация электронного офиса как программно-аппаратного комплекса для автоматизации и решения офисных задач, а также экспертная поддержка, основанная на использовании экспертных систем и баз знаний конкретной предметной области.

По классам реализуемых технологических операций ИТ рассматриваются в соответствии с решением задач прикладного характера и имеющимся прикладным программным обеспечением, таким, как текстовые и графические редакторы, табличные процессоры, системы управления базами данных, мультимедийные системы, гипертекстовые системы и др.

По типу пользовательского интерфейса автоматизированные информационные технологии подразделяются в зависимости от возможностей доступа пользователя к информационным, вычислительным и программным ресурсам, соответствующей используемой на экономическом объекте автоматизированной информационной технологии.

Пакетная информационная технология не предоставляет возможности пользователю влиять на обработку данных, в то время как диалоговая технология позволяет ему взаимодействовать с вычислительными средствами в интерактивном режиме, оперативно получая информацию для принятия управленческих решений.

В повседневной практике зачастую широко используется выражение “новые информационные технологии”, под которыми далеко не всегда понимаются собственно технологии, да и их новизна весьма субъективна: человек впервые вошел в Интернет, и считает эту технологию “новой”.

Возможно, что для него она и является новой, однако объективно таковой не является. Вместе с тем в системах управления, в том числе в системе управления социальной защиты населения, существуют технологии, которые объективно являются новыми, так как отмечено только начальное и узкое их использование, несмотря на их высокий потенциал.

Среди таких технологий выделяются следующие.

Видеотехнология (технология использования изображений) обеспечивает визуализацию представления полученной информации посредством организации видеоконференций (проведение совещаний между удаленными пользователями на базе использования их движущихся изображений) в режиме реального времени.

Мультимедиа технология (мультисреда) основана на комплексном представлении данных любого типа. Такая технология обеспечивает совместную обработку символов, текста, документов, звука, речи, что создает мультисреду. Изображение может быть выдано на экран с текстовым и звуковым сопровождением.

Использование мультимедиатехнологии особенно эффективно в обучающих системах. Это связано с тем, что при активной работе в мультисреде пользователь запоминает 75% воспринимаемой информации. В то время как из услышанной информации запоминается лишь 25%. Мультимедиатехнология использует текстовые файлы; растровую и векторную графику; гипертекст; звуковые файлы; трехмерную графику и анимацию; видео; виртуальную реальность. Некоторым примером могут служить технологии использования программ Word, Power Point, Adobe Photoshop, Video Clip и др.

Нейрокомпьютерные технологии используют взаимодействующие друг с другом специальные нейрокомпоненты на базе микропроцессоров. Такой подход основан на моделировании поведения нервных клеток (нейронов). Нейротехнология применяется в создании искусственного интеллекта для решения сложных задач: распознавание образов, управление кредитными рисками, прогноз фондовых ситуаций, определение стоимости недвижимости с учетом качества зданий, их состояния, окружающей обстановки и среды, автоматическое распознавание чеков и др.

Объектно-ориентированная технология основана на выявлении и установлении взаимодействия множества объектов и используется при создании компьютерных систем на стадии проектирования и программирования.

В качестве объектов в ней выступают пользователи, программы, клиенты, документы, файлы, таблицы, базы данных и т.д. В системе социального обслуживания населения начинают использовать базы данных специального назначения, содержащие разнообразную информацию, например, об основных характеристиках клиентов-потребителей социальных услуг.

Технология управления знаниями позволяет создать не просто автоматизированную систему с единым информационным пространством, а среду, в которой знания одного работника становились бы достоянием всех.

Такой вариант необходим при решении особенно сложных комплексных задач в процессе подготовки и принятия решений в специально созданной технологической среде. Управление знаниями осуществляется с использованием базы знаний, которая является организованной совокупностью по какой- либо предметной области.

Интернет-технология основана на объединении информационных сетей в глобальную информационную структуру. Иными словами, Интернет – это глобальная международная ассоциация информационных сетей, которая имеет информационные центры, обслуживающие пользователей: они предоставляют документацию, распространяют программы, текст книг, иллюстрации, коммуникационный сервис (ICQ, Skype), электронную почту, службу новостей, передают файлы и т.д.

Информатизация органов государственного управления стала рассматриваться руководством и должностными лицами органов власти как неотъемлемое технологическое средство, обеспечивающее своевременную обработку запросов и способствующее выработке и принятию обоснованных решений.

Пользователями информационных систем являются Администрация Президента РФ, Государственная Дума, Совет Федерации, правительственные структуры, законодательные органы власти всех уровней, руководство и аппарат федеральных министерств и ведомств, руководство и администрация органов власти субъектов РФ.

Основная роль в информационном обслуживании структур органов государственной службы отводится информационным и информационно-аналитическим центрам, которые составляют, как правило, ядро ИС организационного управления. Информатизация административной деятельности руководящих работников предусматривает внедрение и использование справочно-правовых систем, безбумажных технологий делопроизводства, электронного документооборота, а также ряда других офисных и административных программных средств и имеющегося на рынке программного обеспечения.

Интересно
В качестве примеров можно привести программные средства для ведения делопроизводства, позволяющие осуществлять регистрацию и контроль исполнения нормативно-распорядительных документов, проверку исполнения постановлений и распоряжений органов управления различного уровня и нормативно-правовых актов вышестоящих органов власти; осуществлять информационно-аналитическое и программное сопровождение деятельности руководителей управлений, отделов, служб; обеспечивать информационное взаимодействие со структурными подразделениями учреждений, управлениями, общественными объединениями.

В системе социального обслуживания населения основной задачей информатизации является организация информационного сопровождения движения бюджетных и других финансовых средств, которые предназначены для охраны здоровья и гарантированной доступной медицинской помощи населению города, выделяются бюджетом на гарантированную поддержку семьи, пожилых граждан, инвалидов, а также на развитие системы социальных служб, пенсионного обеспечения.

Подсистема “Социальная защита” кроме общесистемных баз данных предусматривает использование большого разнообразия специализированных БД, необходимых для ведения в электронном виде документации по денежному содержанию пенсионеров различных групп.

Так, например, создаются базы данных “Ветераны”, “Инвалиды”, “Слепые”, “Многодетные”, “Матери-одиночки”, “Блокадники”, “Репрессированные”, “Военные узники”, “Военные пенсионеры” и др. Создаются автоматизированные рабочие места (АРМ), которые оснащаются программным обеспечением для комплексного решения задач по начислению и выплате пенсий.

Анализ процессов информатизации общества показывает, что развитие информационных технологий все более направлено в область интеллектуальных, наукоемких проблем. Следовательно, от усилий любого руководителя во многом зависит динамика реализации этих процессов в конкретном учреждении социальной защиты населения.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий в системы социальной защиты населения необратимо, так как оно вызвано не законотворческой деятельностью, нс желанием субъектов управления облегчить себе жизнь, а реальными социально-экономическими потребностями конкретного человека, специалиста, социозащитного учреждения.

Одной из важнейших задач информатизации является задача подготовки каждого специалиста к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению им современными средствами, методами и технологией работы, задача формирования умений и навыков поиска, сохранения, обработки и передачи информации.

Кроме того, информационные и коммуникационные работы порождают зависимость деятельности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания.

Следовательно, владение информационными и коммуникационными технологиями предполагает необходимость освоения им определенным уровнем культуры по обращению с информацией. Для отражения этой закономерности был введен термин “информационная культура специалиста”.

Существуют различные определения информационной культуры. В узком смысле – это уровень достигнутого в развитии информационного общения людей, а также характеристика информационной сферы жизнедеятельности людей, в которой отражается степень достигнутого, количество и качество созданного, тенденции развития, степень прогнозирования будущего.

Информационная культура связана с социальной природой человека и является продуктом разнообразных творческих способностей человека.

Она проявляется:

  • в конкретных навыках по использованию технических устройств (от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей);
  • в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты;
  • в умении извлекать информацию из различных источников: как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать;
  • во владении основами аналитической переработки информации; в умении работать с различной информацией;
  • в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности.

Концепция информационной культуры позволяет отнести информационную подготовку личности к сфере культуры, что дает возможность обеспечить синтез и целостность традиционной книжной (библиотечной) и новой (компьютерной) информационных культур, избежать в информационном обществе конфронтации двух полярных культур – технократической и гуманитарной.

Естественно, далеко не все вопросы, связанные с информационными и коммуникационными технологиями в управлении, в том числе в управлении системой социальной защиты населения, отражены в данном материале, который в то же время не является справочным или методическим. Овладение информационной культурой представляется в значительной мере процессом самообразования специалиста.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)