Хозяйственные партнерства

Гражданский кодекс РФ относит хозяйственные партнерства к коммерческим корпоративным юридическим лицам и этим ограничивается (п. 2 ст. 50 и п. 1 ст. 65.1 ГК РФ). Каких-либо иных норм, касающихся хозяйственных партнерств, в ГК РФ не содержится.

Подробное регулирование хозяйственного партнерства осуществляет Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. № 380-ФЗ «О хозяйственных партнерствах» (далее – Закон о партнерстве), призванный, по мысли его разработчиков, создать благоприятные условия для осуществления предпринимательства в сфере инновационной экономики, максимально соответствующей международным стандартам венчурной проектной деятельности. Достичь этой цели, однако, не удалось. Характерно, что указанная сфера деятельности вообще не обозначена в Законе о партнерстве. Все, что касается инноваций и интеллектуальной собственности в законе представлено фрагментарно.

Рассматриваемая организационно-правовая форма коммерческой корпоративной организации совершенно не востребована в России. Всего их насчитывается чуть более 40.

Рассмотрим особенности правовой регламентации хозяйственного партнерства в сравнении с правовой регламентацией общества с ограниченной ответственностью и хозяйственного товарищества, черты которых просматриваются в партнерстве.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона о партнерстве таковым признается коммерческая организация, созданная двумя или более лицами, в управлении деятельностью которой принимают участие как участники партнерства, так и иные лица в пределах и объеме, которые предусмотрены соглашением об управлении партнерством.

Закон не поясняет, кто относится к иным лицам, которые могут привлекаться к управлению партнерством. По всей видимости, этими загадочными лицами могут быть все те, кто заинтересован во вложении денежных средств в достижение целей, ради которых создавалось партнерство. Такое понимание иных лиц роднит их с вкладчиками в товариществе на вере.

Следует подчеркнуть, что учреждение партнерства возможно только по решению учредителей путем его первичной регистрации. Создание партнерства путем реорганизации другого юридического лица закон не предусматривает, что, как известно, допускается в отношении общества с ограниченной ответственностью и хозяйственного товарищества (ст. 52 Закона об ООО, ст. 106.6 ГК РФ). Причины такого ограничения остаются неясными.

Законом может быть запрещено или ограничено участие в партнерствах отдельных категорий граждан и юридических лиц (п. 1 ст. 4 Закона о партнерствах)

Относительно участия в партнерстве государственных органов и органов местного самоуправления в Законе о партнерстве по непонятной причине не упоминается. Как представляется, в нем необходимо было бы указать, что публично-правовые образования не вправе выступать участниками хозяйственных партнерств, если иное не установлено законом, то есть продемонстрировать такой же подход к данному вопросу, как и применительно к обществу с ограниченной ответственностью (п. 2 ст. 7 Закона об ООО).

Партнерство может иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом, если это не противоречит его уставу и соглашению об управлении партнерством (п. 3 ст. 2 Закона о партнерстве). Аналогичные нормы об общей правоспособности регулируют деятельность ООО (абз. 2 п. 2 ст. 2 Закона об ООО) и хозяйственных товариществ (ст. 49 ГК РФ).

Провозглашая универсальную правоспособность хозяйственного партнерства, закон в то же время неоправданно запрещает ему осуществлять эмиссию облигаций и иных ценных бумаг, размещать рекламу своей деятельности, быть учредителем других юридических лиц, за исключением союзов и ассоциаций (п. 4, 5, 7 Закона о партнерстве). Указанные ограничения по отношению к юридическому лицу, преследующему цель извлечения прибыли, выглядят нелогичными. Представители рынка отмечают, что снятие этих ограничений сделали бы хозяйственные партнерства более привлекательными для участия в них.

Фирменное наименование партнерства должно содержать его наименование и слова «хозяйственное партнерство».

Количественный состав партнерства не может насчитывать менее двух и более пятидесяти участников. В противном случае оно в течение года должно быть преобразовано в акционерное общество. Если этого не произойдет и количество участников не будет доведено до требуемого уровня, то партнерство подлежит ликвидации в судебном порядке (п. 2 и п. 3 ст. 4; п. 1 ст. 24 Закона о партнерстве).

Такое же требование при численности, превышающей 50 участников, установлено для ООО (п. 1 ст. 88 ГК РФ), но оно может быть и компанией одного лица. Хозяйственное товарищество не может состоять из одного участника, в противном случае оно в течение шести месяцев должно быть преобразовано в любой из видов хозяйственного общества (абз. 1 ст. 81 ГК РФ).

Решения о преобразованиях партнерства должны приниматься всеми участниками реорганизуемого партнерства единогласно.

Интересно
Единственным учредительным документом хозяйственного партнерства является его устав (ст. 9 Закона о партнерстве), который содержит стандартный набор сведений, предписываемых учреждаемым юридическим лицам (п. 4 ст. 52 ГК РФ).

Одновременно с уставом закон предусматривает заключение соглашения об управлении партнерством, которое должно регулировать широкий круг вопросов, касающихся функционирования партнерства. В этой связи указанное соглашение представляется не менее важным документом, чем устав партнерства (ст. 6 Закона о партнерстве). В обществе с ограниченной ответственностью и хозяйственном товариществе наличие соглашения об управлении не предусмотрено.

Государственной регистрации соглашение об управлении партнерством не подвергается. Соответственно, в ЕГРЮЛ положений, иллюстрирующих соглашение, не содержится. Согласно п. 2 ст. 6 Закона о партнерстве, соглашение и все изменения, вносимые в него, подлежат нотариальному удостоверению и хранению у нотариуса по месту нахождения партнерства.

Минимальный размер складочного капитала партнерства законом не установлен, однако в соответствии с п. 9 ст. 2 Закона о партнерстве правительство РФ может устанавливать нормативы достаточности собственных средств партнерств, осуществляющих определенные виды деятельности. Для хозяйственных товариществ размер складочного капитала также не установлен.

Минимальный размер уставного капитала общества с ограниченной ответственностью определен в 10 тысяч рублей, что является чисто символической суммой (абз. 1 и 2 п. 1 ст. 14 Закона об ООО).

Складочный капитал партнерства формируется за счет вкладов участников партнерства, которые могут вноситься как сразу в полном объеме, так и по частям. Закон не требует оплаты складочного капитала в какой-либо части на момент государственной регистрации партнерства и завершения его формирования в течение определенного срока, как это имеет место применительно к обществу с ограниченной ответственностью (п. 1 ст. 16 Закона об ООО) и хозяйственному товариществу (п. 2 ст. 73 ГК РФ).

Все вопросы, касающиеся условий о размере, составе, сроках и порядке внесения участниками партнерства вкладов в складочный капитал определяются только в соглашении об управлении партнерством, а оно может отнести обязанность участников по внесению вкладов на весьма отдаленную перспективу (подпункт 1 п. 2 ст. 5 и п. 1–3 ст. 10 Закона о партнерстве).

Такой подход законодателя чреват появлением партнерства без собственного имущества, что недопустимо, поскольку ст. 48 ГК РФ в качестве основного признака юридического лица указывает на наличие у него обособленного имущества. Кроме того, п. 4 ст. 65.2 ГК РФ предписывает устанавливать размер, порядок, способ и сроки образования имущества корпорации законом или учредительным документом, каковым в партнерстве является устав, а не соглашение об управлении.

Интересно
Вкладом в складочный капитал могут быть деньги, вещи, имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку. Ценные бумаги не могут вноситься в складочный капитал партнерства, за исключением облигаций хозяйственных обществ.

Соглашением об управлении партнерством могут устанавливаться виды имущества и иных объектов гражданских прав, которые не могут быть внесены в качестве вклада в складочный капитал партнерства (п. 4 ст. 10 Закона о партнерстве).

Закон не требует обязательного привлечения оценщика к определению стоимости неденежных средств, вносимых в оплату складочного капитала партнерства. Такую оценку участники партнерства производят самостоятельно и утверждают единогласным решением. При недостижении согласия по этому вопросу внесение вклада должно осуществляться в денежной форме (п. 4 ст. 10 Закона о партнерстве).

В обществе с ограниченной ответственностью независимый оценщик должен в обязательном порядке привлекаться при оплате уставного капитала неденежными средствами на сумму более 20 тысяч рублей) (абз. 2 п.2 ст. 15 Закона об ООО). В хозяйственном товариществе такое требование отсутствует.

При неисполнении обязанности по первоначальному или последующему внесению партнерского вклада в складочный капитал закон предусматривает более жесткие меры к участнику партнерства, чем это имеет место в обществах с ограниченной ответственностью (п. 3 ст. 16 Закона об ООО) и товариществах (п. 2 ст. 73 ГК РФ).

Так, при невнесении первоначального вклада, если предусматривается его последовательное внесение, участник обязан уплатить проценты на сумму задолженности по ставке рефинансирования Центрального Банка России, а также неустойку в размере десяти процентов годовых с невнесенной части вклада за каждый день просрочки.

При невнесении последующей части вклада часть доли участника, соответствующая невнесенной части вклада, переходит к другим частникам пропорционально размеру или стоимости принадлежащих им долей в складочном капитале, с переходом на них обязанности по оплате соответствующего вклада.

В обществе с ограниченной ответственностью за неисполнение обязанности по оплате долей в уставном капитале может быть (а может и не быть) предусмотрено взыскание (штрафа, пени) (ст. 16 Закона об ООО).

В хозяйственном товариществе неоплата складочного капитала полным товарищем влечет взыскание десяти процентов годовых с невнесенной части вклада (п. 2 ст. 73 ГК РФ)

Ответственность вкладчиков законом не регламентирована. Это отнесено на усмотрение учредителей при заключении ими учредительного договора (п. 2 ст. 83 ГК РФ).

Неисполнение обязанности по первоначальному или последующему внесению партнерского вклада в складочный капитал является основанием для исключения участника из партнерства (п. 2 и п. 3 ст. 10 Закона о партнерстве).

Положения об одновременном взыскании процентов и неустойки за невнесенную часть вклада в складочный капитал представляется избыточными, нарушающими принцип соответствия ответственности последствиям нарушения обязательства.

Закон о партнерстве не устанавливает процедуру увеличения и уменьшения размера складочного капитала, как это имеет место применительно к обществу с ограниченной ответственностью (ст. 19 Закона об ООО). В хозяйственном товариществе аналогичная процедура может быть предусмотрено в учредительном договоре. Также мог бы быть решен этот вопрос и в хозяйственном партнерстве (в уставе или в соглашении об управлении партнерством).

Хозяйственное партнерство несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не отвечает по обязательствам своих участников. Последние, как и участники общества с ограниченной ответственностью и вкладчики в товариществе на вере, не отвечают по обязательствам партнерства и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах сумм внесенных ими вкладов. Ни о какой субсидиарной солидарной ответственности участников партнерства, как это имеет место в отношении полных товарищей в хозяйственных товариществах, речи не идет (ст. 76 ГК РФ).

Закон содержит неизвестные для обществ с ограниченной ответственностью и хозяйственных товариществ нормы, которые позволяют партнерствам прекращать обязательства перед кредиторами при наступлении условий, указанных в договоре (п. 3 ст. 3 Закона о партнерстве). При этом не указывается на какую-либо ответственность партнерства за неисполнение взятых на себя обязательств.

Таким образом, закон предусматривает возможность ухода партнерства от ответственности при описанных в нем обстоятельствах. Ясно, что потенциальные контрагенты вряд ли согласятся заключать договоры с партнерством на таких условиях.

Пункт 4 ст. 3 Закона о партнерстве содержит нормы, которые позволяют в случае отсутствия или недостаточности у партнерства имущества для удовлетворения требований кредиторов, обращающих взыскание на принадлежащие партнерству исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, исполнить соответствующие обязательства от имени партнерства одним, несколькими или всеми участниками партнерства.

Участники, исполнившие обязательства партнерства, имеют право регрессного требования к нему в размере удовлетворенного требования.

Приведенные нормы закона рассчитаны на защиту прав партнерств, занимающихся инновационно-венчурной деятельностью и являются тем немногим, что прямо в нем касается сферы инноваций и интеллектуальных прав.

Права и обязанности участников партнерства за некоторыми исключениями такие же, как и применительно к обществам с ограниченной ответственностью и хозяйственным товариществам.

Так, они вправе участвовать в управлении партнерством; получать информацию о его деятельности и знакомиться с его бухгалтерской и иной документацией; продать или осуществить отчуждение иным образом своей доли в складочном капитале участникам либо другому лицу с соблюдением преимущественного права покупки других участников и партнерства; получить при ликвидации партнерства часть имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами или его стоимость; выйти из партнерства, если такая возможность предусмотрена для участника или потребовать приобретения партнерством, его участниками или иными лицами принадлежащей им доли в складочном капитале.

Однако залог доли возможен лишь в том случае, если это прямо допускается соглашением об управлении партнерством (ст. 16 Закона о партнерстве).

Интересно
Участники партнерства обязаны вносить вклады в складочный капитал партнерства в порядке, размерах и сроки, которые предусмотрены соглашением об управлении партнерством, и не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности партнерства (ст. 5 Закона о партнерстве).

Сторонами соглашения должны быть все участники партнерства и могут быть лица, не являющиеся его участниками, а также само партнерство, если это предусмотрено уставом (п. 2 ст. 6 Закона о партнерстве).

В отличие от соглашения об управлении партнерством ст. 67.2 ГК РФ допускает применительно к обществу с ограниченной ответственностью возможность заключения договора об осуществлении своих корпоративных прав не только всеми участниками общества, но и некоторыми из них (п. 1), а также заключения с кредиторами и иными третьими лицами договора, в соответствии с которым участники общества обязуются осуществлять свои корпоративные права определенным образом или воздерживаться от их осуществления (п. 9).

То есть в обществе с ограниченной ответственностью также существует возможность для третьих лиц в своих интересах влиять на корпоративное управление обществом, но выражена она в гораздо меньшей степени, чем в хозяйственном партнерстве.

В соглашении об управлении партнерством отражаются:

  • сведения о предмете деятельности партнерства;
  • о размере, составе, сроках и порядке внесения вкладов в складочный капитал, порядке изменения долей участников в складочном капитале;
  • об ответственности участников партнерства за исполнение обязанностей по внесению вкладов в складочный капитал;
  • о порядке разрешения споров между участниками соглашения;
  • обеспечении конфиденциальности информации об условиях участия в партнерстве, о содержании его деятельности и ответственности за нарушение конфиденциальной информации (п. 6 ст. 6 Закона о партнерстве).

Применительно к обществам с ограниченной ответственностью и хозяйственным товариществам указанные положения, за исключением обеспечения конфиденциальности информации о партнерстве, отражаются в уставе общества и учредительном договоре хозяйственного товарищества.

Остановимся на проблеме конфиденциальности информации о партнерстве, поскольку применительно к обществам с ограниченной ответственностью и хозяйственным товариществам закон не предъявляет требований об обеспечении такой конфиденциальности.

Очевидно, что закрытость информации о партнерстве затрудняет контрагентам решение вопроса о полномочиях участника партнерства на заключение той или иной сделки. Порядок исключения ситуации неопределенности в этом вопросе достаточно сложен, поскольку в отношениях с третьими лицами партнерство и участники соглашения об управлении партнерством не вправе ссылаться на его положения (п. 4 ст. 6 Закона о партнерстве).

Для ознакомления с соглашением об управлении партнерством контрагентам необходимо обратиться к нотариусу, у которого оно хранится, предварительно получив на это письменное согласие единоличного исполнительного органа партнерства, подпись которого должна быть удостоверена нотариусом (п. 2 ст. 19 Закона о партнерстве).

На практике данное неудобство обходится посредством ознакомления с копией соглашения, полученной в партнерстве, а не в помещении нотариальной конторы.

Представляется, что такой порядок можно было бы узаконить, уточнив п. 5 ст. 6 Закона о партнерстве в части вменения в обязанность руководителя партнерства знакомить контрагентов с содержанием соглашения об управлении партнерством. Это позволит как сохранить частный характер соглашения, так и соблюсти права контрагентов партнерства.

Информация о содержании корпоративного договора, заключенного участниками общества с ограниченной ответственностью, также является конфиденциальной и не подлежит раскрытию, однако ст. 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (в ред. от 11.05.2020 г.) предусматривает внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о наличии в обществе корпоративного договора, если он определяет объем правомочий участников непропорционально размерам принадлежащих им долей в уставном капитале, и о предусмотренном таким договором объеме правомочий участников.

Помимо сведений, обязательных к отражению в соглашении об управлении партнерством, в нем, согласно п. 7 ст. 6 Закона о партнерстве, могут содержаться положения, касающиеся:

  • права участников на участие в управлении партнерством непропорциональное размеру их долей в складочном капитале, включая право вето по определенным вопросам;
  • права на непропорциональное участие в распределении прибыли и покрытия расходов, связанных с деятельностью партнерства;
  • ограничений на свободное отчуждение доли в складочном капитале;
  • ограничений права на применение либо неприменения права преимущественной покупки доли в складочном капитале;
  • порядка выхода из партнерства участников и вступления в него новых участников;
  • наличия особых прав участников при выходе из партнерства в зависимости от наступления или ненаступления определенных условий;
  • порядка, сроков и условий вовлечения в деятельность партнерства других юридических и физических лиц;
  • обязательств, ограничивающих в течение определенного срока права участников или иных лиц на участие в деятельности других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, аналогичную предмету деятельности партнерства, а также ответственности за нарушение таких обязательств;
  • случаев, порядка и условий приобретения партнерством принадлежащих его участникам долей в складочном капитале;
  • порядка и условий осуществления участниками своих прав и исполнения своих обязанностей, в том числе связанных с участием в управлении партнерством, распоряжением долями в складочном капитале, включая права требовать продажи другими участниками своей доли в партнерстве заранее определенным участникам или третьим лицам;
  • случаев, порядка и условий выкупа (в том числе принудительного) принадлежащей участнику доли в складочном капитале другими участниками партнерства;
  • сроков и условий, при которых происходит реорганизация или ликвидация партнерства, а также условий распределения складочного капитала между участниками при прекращении партнерства после удовлетворения требований кредиторов;
  • порядка образования органов управления, создание которых не является обязательным в соответствии с Законом о партнерстве, определения компетенции, порядка осуществления и прекращения деятельности этих органов, порядка подготовки, созыва и проведения очередных (внеочередных) собраний таких органов, принятия ими решений, в том числе путем проведения заочного голосования, порядка обжалования их решений;
  • размера вознаграждений и (или) размера компенсаций расходов членов органов управления партнерства;
  • образования ревизионной комиссии или ревизора партнерства;
  • случаев и порядка отчуждения партнерством принадлежащей ему доли в складочном капитале;
  • случаев и порядка приобретения партнерством доли участника по его требованию.

Соглашение об управлении партнерством может предусматривать способы обеспечения исполнения обязательств, вытекающих из него, и меры гражданско-правовой ответственности в связи с нарушением соглашения (п. 8 ст. 6 Закона о партнерстве).

Вне зависимости от того, предусмотрены меры гражданско-правовой ответственности или не предусмотрены, участник вправе требовать понуждения к исполнению соглашения об управлении партнерством стороной, нарушившей его.

Участник может в судебном порядке требовать признания недействительными решений органов управления партнерства и сделок, совершенных партнерством, не согласующихся с положениями соглашения об управлении партнерством, но в последнем случае необходимо доказать, что другая сторона по договору знала или должна была знать об ограничениях, предусмотренных соглашением (п. 9 ст. 6 Закона о партнерстве).

Согласно Закону о партнерстве, управление в партнерстве осуществляет единоличный исполнительный орган, избираемый на основе единогласного решения из числа участников на срок, указанный в уставе, а если этот срок не указан, то на весть срок действия партнерства.

В качестве единоличного исполнительного органа может выступать только физическое лицо (п. 3 ст. 18 Закона о партнерстве). Это требование может представлять определенные сложности для тех, кто непосредственно реализует свои проекты с использованием партнерства. Думается, что сами участники должны выбирать, будет ли руководить партнерством один из них, либо наемный менеджер или управляющая организация, как это предусмотрено для общества с ограниченной ответственностью (п. 2 ст. 40 и п. 1 ст. 42 Закона об ООО).

Единоличный исполнительный орган действует от имени партнерства без доверенности; издает приказы о назначении на должности и увольнении сотрудников; применяет к ним меры поощрения и наказания; предоставляет информацию кредиторам и другим лицам, вступающим в гражданско-правовые отношения с партнерством, сведения о содержании соглашения об управлении партнерством, в том числе о своих полномочиях и полномочиях других органов партнерства в отношении совершаемых ими действий либо сделок; ведет реестр участников партнерства.

Сведения о единоличном исполнительном органе и все изменении, касающиеся него, вносятся в ЕГРЮЛ

Порядок деятельности единоличного исполнительного органа устанавливается в уставе, а также в договоре, заключаемом между партнерством и лицом, избранным на эту должность. Договор от имени партнерства подписывает лицо, уполномоченное решением учредителей, либо лицом или органом управления партнерством, определенными соглашением об управлении партнерством (п. 4 ст. 18 Закона о партнерстве).

В законе указывается на возможность определения в соглашении об управлении партнерством видов, системы, структуры и полномочий других его органов (п. 1, 2, 3 ст. 18 и ст. 19 Закона о партнерстве). Обращает на себя внимание, что наличие общего собрания участников, без чего не может функционировать ни одно хозяйственное общество, не является обязательным для партнерства.

Интересно
В отличие от приведенных законоположений договор об осуществлении прав участников ООО не может устанавливать структуру органов общества и их компетенцию и касается, в основном, порядка осуществления участниками своих корпоративных прав (ст. 67.2 ГК РФ).

Единоличный исполнительный орган и члены органов управления партнерства несут ответственность за убытки, причиненные партнерству их виновными действиями. Иные основания и размер ответственности могут быть установлены соглашением об управлении партнерством. Если ответственность должны нести несколько лиц, то она является солидарной (ст. 22 Закона о партнерстве).

В обществах с ограниченной ответственностью члены органов управления за причиненные обществу убытки также отвечают при наличии виновных действий, но иные основания ответственности могут быть установлены только федеральными законами. Предусмотрена и солидарная ответственность членов органов управления общества за совместные действия, причинившие обществу убытки (ст. 44 Закона об ООО).

Особенностью организации управления в партнерстве является возможность снижения роли участников партнерства в принятии управленческих решений

Дело в том, что, хотя Закон о партнерстве и предусматривает право участника на участие в управлении партнерством (п. 1 ст. 5) и даже запрещает устранение от управления деятельностью партнерства всех его участников, но фактически он же сводит это право к минимуму, разрешая устанавливать порядок такого участия в соглашении и определять роль участников в управлении непропорционально размеру принадлежащих им долей в складочном капитале (п. 3 ст. 5).

Об этом же свидетельствуют и нормы, касающиеся изменения условий соглашения об управлении партнерством, в соответствии с которыми при внесении соответствующих корректив в соглашение каждый участник имеет только один голос вне зависимости от размера принадлежащей ему доли в складочном капитале (абз. 2 п. 2 ст. 6 Закона о партнерстве).

На снижение роли участников в принятии управленческих решений влияет и участие в управлении партнерством, так называемых, иных лиц, которые не формируют складочный капитал, не несут никаких обязанностей ни перед партнерством, ни перед участниками, а их ответственность может быть исключена соглашением об управлении партнерством.

В законе имеется недоговоренность относительно одобрения решений, принимаемых единоличным исполнительным органом, и порядка такого одобрения (ст. 19 Закона о партнерстве).

Непонятно, в частности, каким конкретно органом должны одобряться эти решения? Ведь при отсутствии в партнерстве общего собрания участников действенность этой нормы весьма сомнительна, поскольку назначает на должности работников органов управления, смещает их с должности, применяет к ним меры поощрения и налагает на них дисциплинарные взыскания именно единоличный исполнительный орган (подпункт 3 п. 1 ст. 19 Закона о партнерстве) (исключением является аудитор, который утверждается при учреждении партнерства учредителями) (п. 3 ст. 8 Закона о партнерстве).

Все это говорит о том, что при реализации возможности иметь в партнерстве систему органов управления необходимо четко определять в соглашении их компетенцию, срок полномочий, структуру и порядок формирования, включая величину кворума, обеспечивающего принятие решений по тем или иным вопросам, входящим в компетенцию соответствующего органа партнерства.

Имеются особенности в порядке исключения участника из партнерства. Так же, как и в обществах с ограниченной ответственностью и хозяйственных товариществах, участник может быть исключен из партнерства за нарушение возложенных на него обязанностей либо за действия, которые существенно затрудняют или делают невозможной деятельность партнерства.

Исключение участника из партнерства возможно в судебном и внесудебном порядке

В первом случае соответствующий иск вправе подать любой участник партнерства (п. 1 ст. 7 Закона о партнерстве).

Во втором случае необходимо единогласное решение остальных участников и только в случае, если участник партнерства не исполняет в установленный срок обязанностей по первоначальному или последующему внесению вклада (части вклада) в складочный капитал.

Решение об исключении, принятое во внесудебном порядке, может быть обжаловано исключенным участником в суд (п. 2 ст. 7 Закона о партнерстве).

В обществе с ограниченной ответственностью и хозяйственном товариществе исключение из числа участников возможно только в судебном порядке (ст. 10 Закона об ООО и п. 2 ст. 76 ГК РФ).

Прием в партнерство новых участников осуществляется в таком же порядке, как и в обществе с ограниченной ответственностью (п. 2 ст. 19 и ст. 21 Закона об ООО) и хозяйственном товариществе (ст. 79 ГК РФ): по единогласному решению всех участников партнерства (п. 1 ст. 11 Закона о партнерстве). Отказ от участия в партнерстве возможен только, если такой отказ допускается соглашением об управлении партнерством (п. 1 и п. 2 ст. 12 Закона о партнерстве). Аналогичные нормы действуют в обществе с ограниченной ответственностью и хозяйственном товариществе (ст. 79 ГК РФ).

Исключение участника из партнерства, выбытие участника из партнерства по различным основаниям, прием в партнерство новых участников ставит вопрос о перераспределении долей в складочном капитале.

Так, доля участника, исключенного из партнерства и выбывшего из партнерства по различным основаниям, переходит к партнерству. Исключенному и выбывшему из партнерства участникам выплачивается действительная стоимость их долей в складочном капитале, определяемая на основании бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, предшествующую соответственно дате вступления в законную силу решения суда об исключении участника из партнерства и дате подачи заявления о выходе из партнерства (п. 5 и 6 ст. 11 Закона о партнерстве).

Законом об ООО и ГК РФ установлены схожие выплаты исключенным и выбывающим из общества с ограниченной ответственностью и хозяйственного товарищества участникам (полным товарищам), однако, кроме выплаты действительной стоимости доли, предусмотрена также возможность выдачи имущества в натуре (абз. 1 п. 6.1 ст. 23 Закона об ООО и ст. 78 ГК РФ).

Интересно
Норма п. 4 ст. 11 Закона о партнерстве, как и норма п. 4 ст. 26 Закона об ООО, устанавливает, что выход участника из партнерства не освобождает его от обязанности перед партнерством по внесению вклада в складочный капитал, возникшей до подачи заявления о выходе из партнерства. Как представляется, эта норма совершенно излишня, с учетом возвращения участнику причитающейся ему стоимости доли в складочном капитале.

При выходе участника из партнерства исключительные права, переданные таким участником в качестве вклада в складочный капитал партнерства, остаются в пользовании партнерства в течение срока, на который данные права были переданы. Законом об ООО и ГК РФ каких-либо специальных положений о защите интеллектуальной собственности в обществах с ограниченной ответственностью и хозяйственных товариществах не предусмотрено, однако они могут быть включены в учредительные документы.

Партнерство вправе приобретать и отчуждать доли в складочном капитале, если только в результате такого приобретения и отчуждения общее количество участников будет составлять не менее двух лиц (п. 1 ст. 17 Закона о партнерстве).

Возможны ограничения на приобретение и (или) отчуждение долей, либо запрет на их приобретение, если это установлено соглашением об управлении партнерством (п. 2 ст. 17 Закона о партнерстве).

Соглашением об управлении партнерством может быть установлена обязанность партнерства по отчуждению принадлежащих ему долей в складочном капитале (п. 3 ст. 17 Закона о партнерстве), а также право или обязанность приобрести долю участника партнерства по его требованию (п. 5 ст. 17 Закона о партнерстве). Аналогичных норм в законодательстве относительно обществ с ограниченной ответственностью и хозяйственных товариществ не имеется.

Доли в складочном капитале, принадлежащие партнерству, не предоставляют ему прав, связанных с участием в управлении партнерством, не учитываются при распределении прибыли партнерства и распределении имущества партнерства в случае его ликвидации (п. 4 ст. 17 Закона о партнерстве).

Если участник выбыл из партнерства без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства и без отчуждения своей доли партнерству, иным участникам или третьему лицу, то доли оставшихся участников в складочном капитале увеличиваются пропорционально принадлежащим им долям в складочном капитале партнерства (подпункт 3 п. 2 ст. 11 Закона о партнерстве).

Аналогичным образом увеличиваются доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью (п. 2 ст. 24 Закона об ООО) и в складочном капитале хозяйственного товариществе (п. 3 ст. 78 ГК РФ).

Если иное не предусмотрено соглашением об управлении партнерством, участник вправе передать свою долю в складочном капитале путем ее продажи или отчуждения иным образом другому участнику, партнерству либо третьему лицу.

Что касается перехода доли к третьему лицу, то в соглашении об управлении партнерством может быть предусмотрен различный порядок получения согласия участников партнерства на это в зависимости от оснований такого перехода или от иных обстоятельств (п. 8 ст. 11 Закона о партнерстве).

В обществе с ограниченной ответственностью продажа или иное отчуждение доли в уставном капитале другому участнику или третьему лицу также может быть ограничена (п. 2 ст. 21 Закона об ООО).

В хозяйственном товариществе законом предусмотрено право полных товарищей на передачу доли в складочном капитале только с общего согласия других товарищей (ст. 79 ГК РФ); вкладчики в товариществе на вере вправе передать свою долю в складочном капитале любому другому вкладчику или третьему лицу, и согласия кого-либо на это не требуется (п. 4 ст. 85 ГК РФ).

Все права и обязанности участника партнерства, передавшего долю, в том числе приобретенные им в соответствии с соглашением об управлении партнерством, переходят к лицу, которому передана доля с момента уведомления партнерства о совершении сделки (п. 3 ст. 12 Закона о партнерстве). Доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью и в складочном капитале хозяйственного товарищества переходят к приобретателю с момента внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ.

Приобретатель доли в складочном капитале партнерства принимает условия соглашения об управлении партнерством путем присоединения к нему в целом (подпункт 2 п. 1 ст. 12 Закона о партнерстве).

Участники партнерства и само партнерство пользуются преимущественным правом покупки доли в складочном капитале по цене предложения третьему лицу или по цене, отличной от нее и заранее определенной соглашением об управлении партнерством. Участники партнерства приобретают отчуждаемую долю пропорционально размерам своих долей в складочном капитале партнерства.

Партнерство вправе приобрести отчуждаемую долю, если другие участники не использовали свое преимущественное право ее покупки (подпункт 2 п. 1 ст. 12 Закона о партнерстве).

Положения о преимущественном праве приобретения продаваемой доли участника другими участниками и обществом с ограниченной ответственностью предусмотрены абз. 2 п. 4 ст. 21 Закона об ООО; в хозяйственном товариществе такое право может быть предусмотрено для полных товарищей в учредительном договоре (абз. 5 п. 1 ст. 6 ГК РФ).

Соглашением об управлении партнерством может быть исключено преимущественное право участника и (или) партнерства на покупку доли в складочном капитале, предусмотрена возможность уступки преимущественного права покупки доли в складочном капитале, установлен иной порядок реализации преимущественного права, чем тот, который установлен в законе (ст. 15 Закона о партнерстве).

Цена отчуждаемой доли может устанавливаться соглашением об управлении партнерством в твердой денежной сумме или на основании сведений о чистых активах партнерства

Цена доли может быть различной для разных лиц (п. 3 ст. 15 Закона о партнерстве). В обществе с ограниченной ответственностью цена отчуждаемой доли в уставном капитале может заранее устанавливаться в уставе, однако она является одинаковой для любых категорий лиц (п. 4 ст. 21 Закона об ООО). В хозяйственном товариществе цена отчуждаемой доли в складочном капитале определяется по соглашению сторон, каких-либо ограничений на этот счет закон не предусматривает (ст. 79 ГК РФ).

Сделка, направленная на отчуждение доли, должна быть совершена в нотариальной форме (п. 3 ст. 12 Закона о партнерстве).

Обращение взыскания на долю участника партнерства в складочном капитале допускается только на основании решения суда и только при недостаточности иного его имущества для покрытия собственных долгов (п. 1 ст. 13 Закона о партнерстве).

Партнерство или иные лица, если это предусмотрено соглашением об управлении партнерством, вправе выплатить кредиторам действительную стоимость доли участника партнерства, на имущество которого обращается взыскание (п. 2 ст. 13 Закона о партнерстве). Аналогичная норма содержится в п. 2 ст. 25 в Законе об ООО. Применительно к участникам хозяйственных товариществ такой нормы нет (ст. 80 ГК РФ).

Имеются особенности в порядке ликвидации партнерства. Так, основанием для ликвидации могут быть сведения, предоставленные нотариусом по месту нахождения партнерства, о нарушении требований к его количественному составу (п. 3 ст. 25 Закона о партнерстве). Что касается общества с ограниченной ответственностью и хозяйственного товарищества, то нотариус сведений об их количественном составе представить не может, поскольку ими не располагает.

Интересно
Особенностью ликвидации партнерства является также удовлетворение требований кредиторов в пределах согласованного с ними размера, если между сторонами заключался договор, в котором оговаривалось прекращение обязательств в случае ликвидации партнерства (п. 5 ст. 25 Закона о партнерстве). Для обществ с ограниченной ответственностью и хозяйственных товариществ такой нормы не предусмотрено.

Следующей особенностью ликвидации партнерства является преимущественное право лица, имеющего регрессное требование к партнерству, на получение исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности за счет имущества партнерства, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов (п. 4 ст. 3 Закона о партнерстве).

Подводя итог рассмотрению правового регулирования хозяйственного партнерства, можно сделать следующие выводы:

Цель обеспечения инновационного развития экономики, заявленную при принятии Закона о партнерстве, достичь не удалось; все, что касается интеллектуальной собственности, в законе представлено фрагментарно.

Правовая регламентация партнерства страдает:

  • пробелами (не установлено, кто такие иные лица, участвующие в управлении партнерством; не определена процедура увеличения и уменьшения размера складочного капитала; не указан орган, одобряющий решения единоличного исполнительного органа);
  • неоправданными ограничениями (запрещены выпуск облигаций, рекламная деятельность, создание дочерних юридических лиц; установлена усложненная процедура ознакомления контрагентов с соглашением об управлении партнерством);
  • наличием норм, противоречащих ГК РФ (регламентация имущественной основы осуществляется соглашением об управлении партнерством, а не уставом; допускается возможность появления партнерств без первоначального имущества; имеется возможность прекращения партнерством взятых на себя обязательств без значимых для него отрицательных последствий);
  • предоставлением неограниченной свободы в организации внутреннего управления при весьма ограниченной ответственности лиц, управляющих партнерством, что несет повышенный риск утраты активов инвесторами.

Партнерство сочетает в себе черты общества с ограниченной ответственностью и хозяйственного товарищества и поэтому является как бы пограничным между ними; соответственно появляется возможность выбрать одну из этих организационно-правовых форм ведения бизнеса, учтя в учредительных документах интересы защиты интеллектуальных прав учредителей и избежав неоправданных рисков, связанных с участием в партнерстве.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)