Характеристика понятия технология
Термин «технология» восходит к двум греческим словам: techne – «искусство, мастерство, умение» и logos – «наука, учение», что позволяет трактовать технологию как науку или учение о мастерстве, искусстве практической деятельности.
Еще в середине ХIХ века понятие «технология» достаточно прочно укоренилось в инженерно-технической и промышленно-производственной сфере, где широко используется и до настоящего времени.
По данным филологов, в педагогическом контексте понятие «технология» (от греч. techne – искусство, мастерство, умение; logos – учение) впервые было зафиксировано в русском языке в ХVIII веке, в работах Федора Поликарпова (1660-1731). Употреблялось для характеристики процесса обучения катехизисному чтению (ученик ищет ответы на вопросы учителя в тексте).
В узком смысле понятие «технология» обычно определяется следующим образом:
- совокупность знаний о способах обработки чего-либо (материалов, изделий и пр.) и методах осуществления каких-либо действий;
- совокупность операций, приемов деятельности, осуществляемых определенным образом и в определенной последовательности, из которых складывается процесс обработки чего-либо (материала, изделия и др.).
В широком смысле технологию рассматривают как систему средств организации и упорядочивания целесообразной практической деятельности в соответствии с целью, спецификой, логикой процесса преобразования (трансформации) того или иного объекта.
Основными параметрами любой технологии являются:
- четкое и детальное определение конечного результата (процесса, деятельности и т.п.);
- разделение процесса достижения намеченного результата на последовательные, взаимосвязанные этапы;
- поэтапное выполнение конкретных (четко определенных) действий, операций, процедур и т.п.;
- однозначность выполнения действий (процедур, операций), включенных в технологию;
- тиражируемость (воспроизводимость), т.е. возможность использования технологии другим человеком после специального обучения.
Как уже отмечалось выше, в сфере материального производства понятие «технология» утвердилось прочно, ее многовековые традиции не вызывали никаких сомнений со стороны теоретиков и практиков технологизации тех или иных процессов по производству материальных благ, товаров и др.
В 50-60-ые годы ХХ века в теории и практике социологии, политологии активно стало использоваться понятие «социальные технологии» (например, технологии выборных компаний, технологии переписи населения, технологии массовых коммуникаций, технологии дипломатических переговоров и т.п.).
Большое внимание теоретико-методологическому обоснованию понятия «социальная технология» уделял Н.Г. Стефанов (Болгария).
Ученый подчеркивал: «Какими бы сложными ни были социальные процессы, каждый из них поддается технологизации. Реальная проблема не в том, возможно ли в принципе технологизировать социальные процессы, а в том, как это сделать. … Чем больше усложняются виды человеческой деятельности, тем больше обязательным становится расчленение их на соответствующие этапы и операции. Чтобы деятельность получила право называться технологией, необходимо, чтобы она была сознательно и планомерно расчленена на элементы, реализующиеся в определенной последовательности. Ни этапы и операции, ни порядок и последовательность этих операций не могут быть установлены произвольно, поскольку каждая деятельность имеет свою внутреннюю логику развития и функционирования».
Таким образом, социальную технологии можно трактовать как специально подготовленную программу деятельности и систему последовательно реализуемых действий, направленных на решение (управление решением) социальной проблемы.
- Характеристики эффективного взрослого обучающегося в системе ДПО
- Правила для участников модерации
- Этапы реализации технологии модерации
- Технология модерации профессионально-ориентированного обучения
- Классификация кейсов
- Общая характеристика кейс-технологий
- Краткая история метода кейсов
- Кейc-технологии профессионально-ориентированного обучения
- Технологии контекстного обучения
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу