Характеристика понятия технология

Термин «технология» восходит к двум греческим словам: techne – «искусство, мастерство, умение» и logos – «наука, учение», что позволяет трактовать технологию как науку или учение о мастерстве, искусстве практической деятельности.

Еще в середине ХIХ века понятие «технология» достаточно прочно укоренилось в инженерно-технической и промышленно-производственной сфере, где широко используется и до настоящего времени.

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля понятие «технология» трактуется во взаимосвязи с понятием «техника»: «Техника – искусство, знание, умения, приемы работы и приложение их к делу. Технология – наука техники».

По данным филологов, в педагогическом контексте понятие «технология» (от греч. techne – искусство, мастерство, умение; logos – учение) впервые было зафиксировано в русском языке в ХVIII веке, в работах Федора Поликарпова (1660-1731). Употреблялось для характеристики процесса обучения катехизисному чтению (ученик ищет ответы на вопросы учителя в тексте).

В узком смысле понятие «технология» обычно определяется следующим образом:

  • совокупность знаний о способах обработки чего-либо (материалов, изделий и пр.) и методах осуществления каких-либо действий;
  • совокупность операций, приемов деятельности, осуществляемых определенным образом и в определенной последовательности, из которых складывается процесс обработки чего-либо (материала, изделия и др.).

В широком смысле технологию рассматривают как систему средств организации и упорядочивания целесообразной практической деятельности в соответствии с целью, спецификой, логикой процесса преобразования (трансформации) того или иного объекта.

Основными параметрами любой технологии являются:

  • четкое и детальное определение конечного результата (процесса, деятельности и т.п.);
  • разделение процесса достижения намеченного результата на последовательные, взаимосвязанные этапы;
  • поэтапное выполнение конкретных (четко определенных) действий, операций, процедур и т.п.;
  • однозначность выполнения действий (процедур, операций), включенных в технологию;
  • тиражируемость (воспроизводимость), т.е. возможность использования технологии другим человеком после специального обучения.

Как уже отмечалось выше, в сфере материального производства понятие «технология» утвердилось прочно, ее многовековые традиции не вызывали никаких сомнений со стороны теоретиков и практиков технологизации тех или иных процессов по производству материальных благ, товаров и др.

В 50-60-ые годы ХХ века в теории и практике социологии, политологии активно стало использоваться понятие «социальные технологии» (например, технологии выборных компаний, технологии переписи населения, технологии массовых коммуникаций, технологии дипломатических переговоров и т.п.).

В России словосочетание «социальная технология» появилось в 80-ые годы ХХ века, в связи с усложнением общественно-политических, социально-экономических отношений в стране и возникновением потребностей в поисках новых подходов в разрешении социальных проблем в обществе.

Большое внимание теоретико-методологическому обоснованию понятия «социальная технология» уделял Н.Г. Стефанов (Болгария).

Ученый подчеркивал: «Какими бы сложными ни были социальные процессы, каждый из них поддается технологизации. Реальная проблема не в том, возможно ли в принципе технологизировать социальные процессы, а в том, как это сделать. … Чем больше усложняются виды человеческой деятельности, тем больше обязательным становится расчленение их на соответствующие этапы и операции. Чтобы деятельность получила право называться технологией, необходимо, чтобы она была сознательно и планомерно расчленена на элементы, реализующиеся в определенной последовательности. Ни этапы и операции, ни порядок и последовательность этих операций не могут быть установлены произвольно, поскольку каждая деятельность имеет свою внутреннюю логику развития и функционирования».

Таким образом, социальную технологии можно трактовать как специально подготовленную программу деятельности и систему последовательно реализуемых действий, направленных на решение (управление решением) социальной проблемы.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)