Характеристика самостоятельных внеаудиторных учебных профессионально-ориентированных занятий

Самостоятельная работа обучающихся под непосредственным руководством преподавателя занимает большое место в различных формах организации учебного профессионально-ориентированного процесса (в частности, в процессе выполнения лабораторных и практических работ, в курсовом проектировании и др.).

В дидактике условно выделяют четыре разновидности (вида) самостоятельной учебно-познавательной деятельности обучающихся в процессе профессионально-ориентированного обучения. Каждый из видов отличается спецификой целеполагания и планирования.

Первый вид самостоятельной учебно-познавательной деятельности обучающихся – постановка цели и планирования предстоящей самостоятельной деятельности обучающийся осуществляет с помощью преподавателя.

Второй вид самостоятельной учебно-познавательной деятельности обучающихся – только постановка цели осуществляется с помощью преподавателя, а планирование предстоящей работы выполняется обучающимся самостоятельно.

Третий вид самостоятельной учебно-познавательной деятельности обучающихся – постановка цели и планирование предстоящей работы осуществляется обучающимся самостоятельно в рамках данного преподавателем задания по конкретной проблематике.

Четвертый вид самостоятельной учебно-познавательной деятельности обучающихся – работа осуществляется обучающимся по собственной инициативе; он сам, без помощи преподавателя определяет содержание, цель, план работы и самостоятельно ее выполняет.

Дидактические цели самостоятельных внеаудиторных занятий:

  • закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний, полученных во время аудиторных занятий; самостоятельное овладение новым профессионально-ориентированным учебным материалом;
  • формирование и развитие профессиональных умений;
  • формирование и развитие умений и навыков самостоятельного умственного труда, научной организации самообразовательной деятельности;
  • развитие самостоятельности, критичности, логичности, аналитичности профессионального мышления;
  • развитие культуры самообразовательной деятельности в профессиональной сфере.

В настоящее время в связи с реализацией в реальной практике функционирования отечественных вузов положений Болонского согла-шения роль и значение самообразовательной, самостоятельной внеаудиторной учебной деятельности обучающихся особенно возрастает.

Важнейшим средством формирования навыков самостоятельной деятельности является выполнение обучающимися различных типов и видов самостоятельных работ.

Рассмотрим подробнее виды самостоятельных работ, построенных с учетом внутрипредметных и межпредметных связей изучаемого учебного профессионально-ориентированного материала.

Самостоятельные работы по образцу, требующие переноса известного способа решения в непосредственно аналогичную или отдаленно аналогичную внутрипредметную ситуацию. Эти работы выполняются на основе конкретных алгоритмов, ранее продемонстрированных преподавателем и опробованных обучающимся при выполнении предыдущих заданий.

Другими словами, речь идет о самостоятельном решении примеров и задач способом, показанным преподавателем или подробно описанном в учебном пособии.

Самостоятельные работы по образцу, требующие переноса известного способа решения задачи в непосредственно аналогичную или отдаленно аналогичную межпредметную ситуацию. Эти задания сходны с работами первого вида. Однако для их выполнения требуется знание способов решения задач из смежных учебных дисциплин.

Заметим, что все действия обучающегося при выполнении самостоятельных работ по образцу служат только основой для формирования умений планировать собственную познавательную деятельность, базой опыта учебно-познавательной самостоятельности. Этот опыт начинает формироваться только тогда, когда обучающийся выполняет уже не репродуктивные, а реконструктивно-вариативные самостоятельные работы на перенос известного способа (с некоторой модификацией) в необычную (нестандартную, нетиповую) внутрипредметную или межпредметную проблемную ситуацию.

Своеобразной формой организации профессионально-ориентированного обучения в вузе (ссузе) являются внеаудиторные самостоятельные занятия студентов по выполнению специализированных домашних заданий (желательно, имеющих профессионально значимый, профессионально и личностно развивающий характер).

Они представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучающихся и ус-танавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм ор-ганизации учебного процесса затраты времени на выполнение этой ра-боты не регламентируются расписанием.

Режим и продолжительность работы выбирает сам обучающийся в зависимости от своих способностей и конкретных условий, что требует от него не только умственной, но и организационной самостоятельности.

Домашняя учебная работа представляет собой самостоятельную учебную деятельность, которая по своему содержанию дополняет аудиторные занятия и является составной частью целостного цикла профессионально-ориентированного обучения.

Ее особые функции состоят в развитии умений самостоятельно учиться, находить необходимую достоверную информацию из различных источников, определять задачи и средства работы по изучению, осмыслению, усвоению необходимого учебного материала, планировать самообучение.

Также самостоятельное выполнение домашней учебной работы развивает мышление, волю, характер обучающегося. Домашняя работа выполняет и функцию подготовки будущих специалистов к непрерывному образованию. Но главное ее назначение состоит в закреплении знаний и умений, полученных на занятии, отработке навыков, усвоении нового материала.

Основными дидактическими условиями, которые определяют успешность домашней работы являются:

  • наличие у обучающихся прочно сформированных навыков планирования, организации и реализации содержания самостоятельной работы;
  • методически грамотное педагогическое руководство и контроль за выполнением домашних заданий.

Последнее требует целесообразного дозирования, ограничения объема домашних заданий, четкой формулировки задач и рекомендаций к выполнению, своевременной проверки и оценки.

Самостоятельные исследовательские работы, построенные с учетом внутрипредметных и особенно межпредметных связей, нацелены прежде всего на развитие опыта учебно-исследовательской и творческой деятельности обучающихся, они приучают видеть в необычных ситуациях уже известные законы, самостоятельно программировать собственную познавательную деятельность по применению знания в новых условиях, вскрывать единство фундаментальных теорий и законов природы при различных способах их выражения.

Таковы виды самостоятельных работ, которые лежат в основе обучения теоретическим знаниям и умениям планировать собственную познавательную деятельность, контролировать ее ход.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)