Характеристика и оценка критериев конкурентоспособности

Обобщенный показатель качества услуги рассчитывали на основе четырех комплексных показателей услуги торговли:

  1. качества реализуемых товаров;
  2. рациональности ассортимента товаров;
  3. культуры обслуживания;
  4. условий обслуживания.

На основе комплексных показателей выбирались единичные показатели.

Значение комплексных показателей определялось как сумма единичных показателей. Для разработки критериев оценки единичных показателей была использована 3-балльная шкала с градациями «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» и присвоением каждой из них соответственно 4, 3, 2 балла.

В табл. 33 для примера дана расшифровка одного из комплексных показателей — рациональности ассортимента.

Рассмотрим подробнее содержание и значение показателей ассортимента, поскольку они являются специфичными и особо важными при оценке конкурентоспособности услуги розничной торговли.

Рациональность ассортимента (далее — Ас) как набора товаров характеризуется пятью его свойствами: полнотой, устойчивостью, широтой, структурой и обновляемостью.

Дадим краткую характеристику показателей полноты, устойчивости и широты, представленных в табл. 33. Развернутая характеристика свойств и показателей Ас дана в работах.

Свойство Ас — это отличительная особенность набора товаров. Показатель

Ас – количественная характеристика состояния набора товаров.

Как известно, одно из принципиальных положений науки об управлении заключается в следующем: управлять можно только тем, что измеримо. Следовательно, управлять Ас, обеспечивать его рациональность можно, только умея измерять его показатели.

По аналогии с методологией расчета относительного показателя качества (уровня качества) относительную характеристику Ас ) можно установить, сравнив фактическое значение показателя (Пф) с базовым (Пб): К = Пф/П6. За базовое значение принимают норматив или наиболее предпочтительное значение.

В работе по ряду показателей за базовое значение принималось значение показателя Ас в магазине, превосходящем другие торговые организации по данному свойству Ас. Относительное значение показателя свойства Ас этого магазина принималось равным единице.

Например, показатель фактической полноты Ас в магазине «Базис» был равен 384, в «Звезде» — 187, в «Аисте» — 246. За базовое значение было принято значение показателя полноты в магазине «Базис». Коэффициенты полноты в магазинах «Звезда» и «Аист» оказались равными соответственно: Кп = 0,48 и Кп = 0,64.

Полнота Ас — общая численность набора товаров. О полноте судят по числу разновидностей (марок, моделей, артикулов, сортов) товара в наборе.

Показатель полноты Ас — определяющая характеристика предприятия. О коммерческих возможностях открывающихся супермаркетов судят именно по этому критерию.

Если в ассортименте одного супермаркета насчитывается 5000 наименований товаров, а в другом — 20 000, то это означает, что второй магазин значительно полнее удовлетворяет спрос населения.

Полнота Ас определяет возможность удовлетворения альтернативного спроса. Чем выше полнота Ас, тем больше вероятность того, что покупатель совершит в магазине покупку.

Этот показатель вполне пригоден для сопоставления магазинов по конкурентоспособности. Причем полнота ассортимента как критерий

конкурентоспособности предприятия розничной торговли играет такую же важную роль, как качество для товаров. Из рис. 37 очевидно, что в квадранте 4 представлены наиболее конкурентоспособные предприятия.

Рис. 37. Позиционирование магазинов детских товаров

Устойчивость Ас — степень колебания численности набора товаров. Показатель устойчивости характеризует величину размаха колебаний численности (широты и полноты) набора.

Этот показатель определяет уровень обслуживания покупателей и свидетельствует о ритмичности поставки. Исходными данными для расчета являются значения абсолютных показателей полноты (широты), установленные в отдельные периоды дня, месяца, квартала.

Колебания величины показателя измеряются широко известным статистическим показателем — коэффициентом вариации (V). Чем выше его значение, тем ниже устойчивость Ас. Оценка показателя устойчивости ) дается по формуле

Ky=1-V.  

Рассмотрим для примера расчет показателя устойчивости.

В двух магазинах № 1 и № 2 «Булочная-кондитерская» в течение рабочего дня, в частности утром (8.00—12.00), днем (12.00—16.00) и вечером (16.00— 19.00), находилось в продаже следующее число наименований (сортов) хлеба:

№ 1: 8; 5; 2.

№ 2: 9; 7: 5.

Коэффициент вариации значения полноты в магазине № 1 равен 0,6, а К, = 1,0

– 0,6 = 0, 4. Для магазина № 2 соответствующее значение V= 0,29, а К’, = 0,71. Отсюда в магазине № 2 устойчивость значительно выше.

Широта Ас — численность набора товаров, выделенных по определенному признаку и представленных в виде классификационной группировки. Можно и нужно оценивать широту на любом иерархическом уровне системы классификации.

Например, на верхних ступенях оценивается численность набора товаров, выделенных по общим признакам, допустим, по назначению (товары мясные, рыбные, молочные и пр.), а на самых нижних ступенях численность оценивается по частным признакам — размеру, цвету (например, число вариантов обуви определенной модели и цены исходя из признака «размер»).

Широта Ас определяет его способность удовлетворять фиксированный спрос (т.е. спрос, не допускающий взаимозаменяемости товаров) определенных категорий потребителей. Допустим, наличие больших размеров обуви позволяет удовлетворить спрос «богатырей».

И наоборот, отсутствие отдельных размеров («белые пятна» в Ас) приводит к неудовлетворенному спросу отдельных категорий потребителей.

Широта Ас анализировалась для социально значимых товаров. В некоторых городах их перечень устанавливается администрацией, становится объектом регионального законодательства.

Для обследованных в работе магазинов этот перечень не был установлен. Поэтому нами был взят норматив, установленный для торговых организаций в других городах (17 видов).

В магазине «Аист» перечень насчитывал 14 видов против 11 в двух других магазинах. Отсюда относительное значение широты ш) оказалось равным в «Аисте» 0,80, а в «Базисе» и «Звезде» — 0,65.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)