Гуссерль и истинная природа сознания

Эдмунд Гуссерль, создатель феноменологии, начинал в науке как математик. Таким образом, у него был тот же профессиональный багаж, что и у философов Бертрана Рассела и Людвига Витгенштейна.

Никто из них не смог освободиться от той ненадежности, которая, как им казалось, содержится в основах математики.

Эта проблема заставила Рассела, а позднее Витгенштейна перейти от математики к философии. Это же подвигнуло Гуссерля в том же направлении десятью годами позже.

С этого он начинает свою попытку определить теоретические основы знания и его истинную неподдельную природу. Он собирался ни много ни мало переформулировать всю прежнюю философию и основать новое учение на основе абсолютной истины.

В чем же состояла та ненадежность, и как следовало достичь абсолютной истины? По Гуссерлю, эмпирические науки исходят из допущения, что имеется действительность, существующая «вне нас», то есть вне нашего сознания и независимоот него.

Действительность существует, и надо только исследовать и изучать ее и на основе опыта развивать общее знание.

Но наши наблюдения и наши заключения — это специфические действия. То обстоятельство, что они могут повторяться, не является достаточным для того, чтобы мы могли с уверенностью высказываться о них.

Гуссерль считает, что мы, наоборот, должны узнать те универсальные правила, с помощью которых мы конституируем наш опыт, чтобы достичь надежного знания.

Таким образом, действительность создают люди. По Гуссерлю, ненадежность состоит в том, что мы не знаем, посредством какого процесса конструируется знание.

 

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)