Гуманитарное знание как область научного интереса

Гуманитарно-социальное знание как область научного интереса становится в XIX в. Оно приобретает значимый контур через различение естествознания и наук, интерес которых обращен к человеку, его культуре и обществу.

Представители естественных наук (Дж. С. Милль) распространяли знание о природе на историю и общественные процессы.

Метафизическая философия (Д. Локк, Д. Юм) связывала человеческое познание с миром идеальных сущностей на основе причин (природные процессы) и следствий (их идеальное отображение в сознании).

И. Кант считал, что однозначные причинно-следственные связи между природой (физиологией) и мышлением человека отсутствует. Мышление – это сложный инструмент познания, в котором заложены родовые установки, и действуют механизмы накопления опыта.

Человек способен стать гармоничным, опираясь на разум и уникальный аппарат восприятия, пролагающий пути к мыслящим мирам и жизни в них. Мышление проявляет себя как комплексная интегративная конструкция в культуре и обществе.

Проявления человеческой культуры, следовательно, и мышления, немецкие философы связывали с явлением «Духа».

Дух есть так же, как и мышление, синтетическое понятие, включающее в себя понимание человеком сакрального мира, трансцендентный мир, включающий мышление, язык, символы и сверхфизические явления, мир человека (говорят о духовных проявлениях его жизни) и социальный мир (нравы, обычаи, традиции).

Интересно
Когда произносят слово «дух» применительно к этим моментам, обычно не возникает трудностей понимания. Сложенные в единое целое они создают духовную компетенцию человека.

Основываясь на цельности этого явления и одновременно его раздельности (на составляющие моменты), ученые пытались вывести генезис гуманитарносоциального знания.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)