Концепция рефлексивных состояний исследователя

В немецком языке используются два термина: немецкое слово «сознание» и латинский термин «рефлексия» для обозначения способностей человека к образованию смысла (сознание) и слежения за ходом рассуждения (рефлексия).

Исследователь конструирует отношение к объекту своего исследования в обособлении от натурной эмпирической действительности.

Для этого в философской практике создается термин трансцендирование – выход за актуально (обыденно или школярски) данные пределы. Выход, но куда? Не в космос, не за дверь, как подсказал бы обыденный рассудок.

Рефлексия в гуманитарных науках обретает статус системного объекта, под которым понимается не взгляд на себя со стороны, а состояние целостности, надстраиваемое над выполнением деятельности.

Именно как целостное рефлексивное состояние противопоставляется физиологии, психологии, интроспекции, физическому «деланию руками» и даже не менее целостным поступкам.

Интересно
Рефлексивные состояния характеризуют исследование при любом его типе, любой процедуре. Исследование становится родом духовной практики. Начало исследования связано с установочной готовностью выполнять исследовательское действие.

Оно предполагает напряженное внимание к предмету исследования для того, чтобы породить его обмысливание как таковое, превратив исследовательское действие в операциональное и устойчивое.

Удерживать внимание – означает производить усилие, владеть собственной энергией .

Наличие способностей, особенно если это наличие отмечено «прилежной учебой», не может свидетельствовать об энергетической готовности к исследованию.

Рефлексивное состояние установления необходимо на первом шаге исследования – выборе явления из практики или опытного слоя знания человека о мире.

Оно сохраняет целостность и одновременно включает множественность проявлений в исследовании, так как выбор всегда есть исключение множества перебираемых вариантов, сохраняемых всегда в рефлексии как возможные траектории возвращения в случае ошибки или иллюзии.

Рефлексивное состояние может трансформироваться.

Оно преобразуется в иное рефлексивное состояние при встрече с проблемой. Проблема, воспринятая не только как вопрос, но как агент множества неявных смыслов, событий и фактов, становится вопрошанием – тревогой длительности испытания мыслью о предмете, называемой проблематизацией.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)