Государство и общество с позиции системы международных отношений

Существование современного человечества с современной численностью населения невозможно вне искусственно созданной окружающей среды — техносферы, поддержание которой требует кооперации больших масс людей, задействованных в сложноорганизованных социально-экономических и политических процессах.

Однако в силу целого комплекса причин (исторических, географических, кибернетических, экономических, социальных, культурных, и политических) общественные институты и кооперационные механизмы способны объединять ограниченное количество людей в пределах ограниченного пространства.

Превышение пределов эффективного контроля ведёт к политической дестабилизации — снижается эффективность управления, увеличиваются транзакционные издержки в процессе коммуницирования, возникают альтернативные структуры в периферийных центрах. Поэтому существование единого глобального общественного пространства в прошлом и настоящем было невозможно. И, несмотря на развитие коммуникационных и транспортных сетей, облегчающих интеграционные процессы, вряд ли будет возможно в обозримом будущем.

С точки зрения социобиологического подхода это связано с законами эволюции — чем шире генерация, тем выше вариативность, и, как следствие, адаптивность. Также с этим связан целый комплекс политических и культурных «механизмов самоликвидации», со временем разрушающих общественную надстройку.

Интересно
Еще Т. Гоббс сравнивал государство с Левиафаном. С точки зрения социобиологического подхода человеческое общество также подобно живому существу, которое рождается, проходит этапы своего развития, и, в конечном счете, гибнет. А система международных отношений представляет своеобразную «экосистему», в которой и существуют эти «Левиафаны», вступающие друг с другом в отношения конкуренции, симбиоза, и паразитизма.

Соответственно, внутри этой международно-политической «экосистемы» существуют свои «экологические» ниши и роли. Однако нужно понимать, что социобиологический подход вскрывает лишь один из аспектов международных отношений — а именно, все увеличивающуюся роль системного фактора и социальной инерции. Общая обстановка в обществе определяет условия, в которых вынуждены функционировать политические институты и политическая элита, или, говоря о системе международных отношений, те ее агенты и акторы, которые связанны с этим обществом.

То есть, «Левиафану» требуются особые «органы» для эффективной и оперативной международной реакции. И если в исторической ретроспективе общество было устроено значительно проще: популяция — меньше, а «рычаг влияния» на общество у представителей политической элиты — длиннее, то сегодня социальная инерция и системные процессы все сильнее вмешиваются в процесс формирования внешней политики и происходящие в мире международные процессы.

Если в прошлом на передний план выходили конкретные персоналии, затмевающие собой внутренние процессы, в XX веке их роль уменьшилась до этаких «рулевых», стоящих во главе больших государственных машин, обладающих чудовищной инерцией, то сегодня они все больше превращаются в винтики в большой системе. Конечно, у них есть свое «окно возможностей», конечно, они могут допускать ошибки, но цена им может быть высока и выражаться в виде потери своей власти и своих позиций в системе.

Поэтому «фоном» реальности международных отношений было, есть и будет «лоскутное одеяло» локальных территорий с населением, организуемым локальными общественными структурами. Каждая такая структура вынуждена поддерживать циркуляционный контур взаимодействия с внешней средой (как извлечение ресурсов из окружающей среды, так и взаимодействие с международным окружением).

Этот контур поддерживает процессы потребления во внутреннем социальном окружении (в обществе, как совокупности отдельных индивидов). Потребляются продукты и услуги (в частности, услуга защиты), производимые адаптационной подсистемой общества (экономическим базисом, силовыми структурами и научной отраслью).

При недостаточной удовлетворённости социального окружения процессами потребления происходит формирование реакции, образующей контур внутренней адаптации.

Получившийся импульс, модифицированный культурной подсистемой и социальной структурой общества, поступает в политическую систему, внутри которой трансформируется в политические решения, призванные стабилизировать ситуацию внутри общества ради сохранения политической стабильности и власти политических элит.

Стоит также отметить, что общество само по себе представляет весьма «громоздкое» явление, а потому не способно выступать в качестве полноценного актора. В качестве такового выступает такая общественная надстройка как государство. Перед государственным актором стоит целый перечень задач. С одной стороны, государственный актор должен обеспечить тенденции стабильности внутри общества, в том числе и за счет внешнего взаимодействия. В долгосрочной перспективе этот процесс обеспечивается идеологией, национальными интересами, геополитическими императивами и парадигмами.

С другой стороны, также требуется сохранять стабильность внутри самой политической системы, что, в свою очередь, выливается в различные ситуативные шаги, в реалполитик. Причём дестабилизирующий фактор может возникать как в обществе, так и в самой политической системе. Наконец, остается ещё и третий уровень: уровень интересов элит как социальной группы. Таким образом, с точки зрения системы международных отношений, политика, проводимая государственным актором, является результирующей трёх уровней. При этом, формируемые государственным актором отношения могут находится и в сфере международной политики.

Отдельным типом акторов международных отношений можно считать акторы-агрегаторы. Это различные международные площадки, такие как международные правительственные организации и некоторые интеграционные образования, а также ряд международных неправительственных организаций.

Акторы данного типа выполняют различные посреднические функции — координационные, переговорные, интеграционные, функцию агрегации ресурсов, функцию арбитража и некоторые другие.

Особенность работы акторов данного типа состоит в том, что их деятельность протекает преимущественно на международно-политическом уровне.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)