Государственное регулирование развитием регионов: инструментарий и организационно-рыночные условия

Современные тенденции регионализации требуют новых способов управления. Одним из основных направлений управленческой деятельности является переход от отраслевого к региональному (территориальному) управлению, эффективность которого связана с повышением конкурентоспособности территории и качества жизни ее населения.

Пока деятельность администраций большинства субъектов федерации направлена на привлечение крупных инвесторов через использование в основном налоговых инструментов. Недооцененными остаются иные возможности работы по повышению уровня жизни в регионе и изменению качества экономического роста – в том числе, на базе использования активности малого и среднего бизнеса, расширения доли экономики услуг, развертывания дополнительной системы сервисов и т.д.

Только в нескольких субъектах началось реальное внедрение индикативных и программно-целевых методов управления, направленных на оптимизацию и повышение эффективности бюджетных расходов.

Особой проблемой регионального управления применительно к Калужской области является и то, что региону сложно актуализировать и реализовать свои особенности и конкурентные преимущества в окружении схожих по многим характеристикам субъектов федерации. Это выдвигает особые требования к точности анализа ситуации и адекватности принимаемых решений.

Использование управленческих инструментов на базе принципа пространственного развития позволит региональной администрации более эффективно использовать ресурсы территории. Этому блоку задач отвечает формирование пространственно организованных кластеров, создание благоприятных условий для «нового расселения» и поиск инвесторов для развития инновационного сектора.

В соответствии со сценариями социально-экономического развития Калужской области определены следующие подходы. Для определения сценарного развития Калужской области сформулированы две пары возможных альтернатив, которые являются результатом анализа ситуации с учетом внутренних и внешних факторов, оказывающих наибольшее влияние на перспективы социально-экономического развития.

При выборе этой первичной диспозиции принимались во внимание следующие обстоятельства:
конкурентные преимущества и недостатки территории, с учетом специфики макрорегиональной ситуации (прежде всего, в Центральном федеральном округе и в зоне влияния Московской агломерации);

наличие специализированных ресурсов и видов деятельности, которые отличают Калужскую область от близлежащих и похожих территорий;

глобальные и макрорегиональные тенденции, которые могут способствовать реализации того или иного варианта;

«развилки» развития, которые предлагают соразмерные выгоды в ближней и среднесрочной перспективе.

Для практического анализа были выбраны 2 пары альтернативных стратегий управления территорией.
Первая альтернатива.
Выбор между: а) вертикально интегрированными видами экономической деятельности и б) пространственно организованными кластерами. А) Крупные промышленные производства являются экономическими и социальными ядрами региона, «градообразующими предприятиями», но их интересы формируются за пределами территории расположения.

Возможности влияния на эти интересы и даже взаимодействия с центрами принятия решений у региона весьма ограничены.

Б) Альтернативой является ставка на пространственно организованные кластеры, когда социально-экономическая деятельность организуется в целостном пространстве региона. Элементы кластера могут находиться в конкурентных отношениях, но синергический эффект их воздействия, как правило, позитивно сказывается на экономическом климате и качестве жизни.

Эта альтернатива может быть понята как выбор между отраслевым развитием, с одной стороны, и территориальным развитием, с другой. Преимущество первого варианта состоит в достаточно быстром наращивании экономических показателей (особенно – на первом этапе); преимущество второго – в более эффективной конвертации экономического роста в образ и качество жизни на территории.

Риски связаны с высокой вероятностью пространственных дисбалансов в первом случае и повышенной сложностью управления и более отложенными во времени эффектами – во втором.
Вторая альтернатива.

Стратегическая альтернатива состоит в выборе между: а) стихийной диверсификацией экономической деятельности в регионе и б) макрорегиональной специализацией.

А) Стремление привлечь инвестиции заставляет регионы наращивать количество аутсорсинговых предприятий, расположенных на их территории. Однако этот процесс может повысить диверсификацию региона до такой степени, что будет способствовать размыванию его экономического и, в конечном итоге, культурного своеобразия. Могут возникнуть сложности с накоплением ресурсов на стратегических направлениях.

Б) Выбор макрорегиональной специализации относится к классу наиболее сложных стратегических решений и имеет временную глубину не менее 15 – 20 лет.

В основе выбора лежит сочетание ключевых внутренних и внешних факторов, влияющих в долгосрочном плане на общую конкурентоспособность территории.

Так, например, для регионов вокруг Московской агломерации нахождение в створе транспортных коридоров, близость к емкому потребительскому рынку, наличие культурно-исторического потенциала и т.д. является, безусловно, позитивным фактором, но не может рассматриваться как уникальное преимущество – применительно к ситуации конкуренции в центральной части России.

Оптимальный сценарий социально-экономического развития должен отвечать ряду условий, важных для ситуации Калужской области в части решения наиболее важных проблем ее социально-экономического развития.

Условия выбора оптимального сценария:

экономический рост должен быть направлен на повышение качества жизни на территории;

социально-экономическое развитие должно сопровождаться ростом человеческого капитала;

территории области должны определить свою возможную специализацию, а область в целом получает возможность выравнивать пространственные дисбалансы;

обеспечение эффективности на всю временную глубину стратегии (до 20– 25 лет);
реалистичность: соотнесенность, как с внутренними ресурсами территории, так и с внешними процессами.

Оптимальный сценарий представляет собой совокупность всех «идеальных сценариев».
Причем основная фокусировка делается на «Многофокусное развитие», которое дополняется сценариями «Внешнее тождество» и «Флагманские проекты». Сценарий «Региональный анклав» может быть актуальным для отдельных территорий, находящихся в стороне от всех основных процессов развития и имеющих минимальные ресурсы для включения в них.

Это могут быть отдельные территории (или поселения) в северных и юго-западных районах области. Если в долгосрочной перспективе наиболее привлекателен и эффективен сценарий «Многофокусного развития», то в краткосрочной перспективе более целесообразно использование элементов первого сценария («Внешние тождества»).

Он обеспечивает достаточно стабильное развитие в течение первых 7–10 лет, которые необходимы для того, чтобы сценарий «Многофокусное развитие» набрал «проектную мощность».

Для отдельных территорий области, имеющих предприятия, связанные с заказами естественных монополий, будут актуальны элементы второго сценария, «Флагманские проекты».

Одна из важнейших характеристик оптимального (сборного) сценария состоит в своевременных переходах от одних преобладающих элементов к другим, что будет определять этапность выбранной стратегии. Такая конструкция предполагает последовательное накопление различных ресурсов, которые ложатся в основание каждого последующего этапа.

Программно-целевое планирование – это один из видов планирования, в основе которого лежит ориентация деятельности на достижение поставленных целей. По сути, любой метод планирования направлен на достижение каких- либо конкретных целей. Но в данном случае в основе самого процесса планирования лежит определение и постановка целей и лишь, затем подбираются пути их достижения.

Программно-целевое планирование построено по логической схеме «цели –пути – способы – средства». Сначала определяются цели, которые должны быть достигнуты, потом намечаются пути их реализации, а затем – более детализированные способы и средства. В конечном итоге, поставив перед собой какие-то цели, организатор разрабатывает программу действий по их достижению.

Отсюда следует, что особенностью данного метода планирования является не просто прогнозирование будущих состояний системы, а составление конкретной программы достижения желаемых результатов. Программно-целевой метод планирования «активен», он позволяет не только наблюдать ситуацию, но и влиять на ее последствия, что выгодно отличает его от большинства других методов.

Особенностью программного планирования является также способ влияния на планируемую систему. Во главу угла ставится не система сама по себе, ее составные элементы и сложившаяся организационная структура, а управление элементами программы, программными действиями.

Программно-целевой метод планирования состоит в отборе приоритетных целей экономического, социального, научно-технического развития, разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в заданные сроки с максимальной эффективностью при требуемом обеспечении ресурсами. Метод включает разработку программ с учетом стратегических целей, определение путей, средств и организационных мероприятий по их достижению.

Программа – это научно обоснованное представление о состоянии какого- либо отдельного, локального объекта управления через определенный период времени (5, 10 лет или более) на основании реализации поставленной цели и выполнения комплекса мероприятий, согласованных по ресурсам, срокам и исполнителям.

По содержанию выделяют экономические, социальные, научно-технические, инновационные, инвестиционные и иные программы. Они могут быть направлены на решение политических, национальных, чрезвычайных, религиозных задач, проблем преступности и т.д.

По временному периоду программы бывают: долгосрочные (свыше 10 лет), среднесрочные (3–5 лет) и краткосрочные (до года). Планирование осуществляется с соблюдением конкретных принципов, т. е. правил формирования, обоснования и организации разработки плановых документов.

Основными из них являются: научность, социальная направленность, повышение эффективности производства, пропорциональность и сбалансированность, приоритетность, согласование кратко-, средне – и долгосрочных целей.

Принцип научности реализуется в том, что плановые документы должны разрабатываться с использованием законов общественного развития, анализа тенденций и прогнозов социально-экономического функционирования общества, НТП. Принцип социальной направленности планирования подразумевает первоочередной учет интересов человека и общества, направленность планов на удовлетворение их потребностей.

Принцип повышения эффективности производства требует, чтобы результаты выполнения планов достигались максимальной экономией труда и ресурсов на единицу продукции.

Принцип пропорциональности и сбалансированности заключается в том, что рост производства должен сопровождаться улучшением структуры хозяйства, уменьшением доли отсталых производств, расширением применения высоких технологий и др. При этом должны увеличиваться объемы продукции, имеющей максимальный спрос на мировом рынке.

Предпочтение отдается товарам с большей долей добавленной стоимости.
Приоритет общественного развития должен господствовать при составлении планов. В связи с тем, что в государстве всегда есть ограниченность в каких-либо ресурсах (трудовых, материальных, природных и др.), правительство должно определять такие направления в развитии страны, которые имеют первоочередное значение для общества в данный период.

Принцип согласования краткосрочных и долгосрочных целей по существу является продолжением принципа пропорциональности, но здесь главное внимание уделено учету целей при планировании на временных отрезках. Задаваемые результаты планов при этом должны согласовываться со стратегическими целями общества.

Программно-целевое управление начинается с выявления и четкой постановки конечных целей. Цели отражают обычно желаемую ситуацию, к которой должна перейти система управления из заданной ситуации через определенный период времени, после решения ряда проблем, отделяющих заданную ситуацию от желаемой ситуации.

Таким образом, уже на стадии постановки цели создается обобщенная модель будущего. Завершается этот этап рассмотрением альтернативных вариантов решения и выбором окончательного решения. После того как оно принято, начинается этап разработки программ. На этом этапе достижение стратегической цели подразделяется на подцели.

На каждом этапе выделяются задачи и приоритеты их решения, а также осуществляется их увязка с ресурсами (материальными, трудовыми, финансовыми). При этом выполнение каждого этапа четко определяется по основному результату, объему и сроку.

На стадии формирования программы крайне важно, сохраняя главную целевую установку, обеспечить преемственность и последовательность промежуточных этапов и решений путем выявления и анализа их влияния на конечные результаты реализации программы.

Принятая программа подлежит исполнению. Однако в процессе ее реализации могут возникнуть изменения в системе управления и в окружающей среде, которые отсутствовали (или не были учтены) в момент принятия программы.

Нередко эти изменения вызывают серьезные затруднения в реализации, как всей программы, так и отдельных, ее этапов. Поэтому необходим постоянный комплексный контроль над ходом реализации всей программы и каждого ее этапа.

Обычно для осуществления такого контроля создаются специальные подразделения, которые включаются в матричную систему управления. По результатам контроля проводится анализ, в ходе которого сопоставляются полученные результаты с целями (подцелями) программы и в случае отклонений выясняются их причины, а затем принимаются меры либо по корректировке программы, либо по устранению отклонений.

Причем принятию решения о корректировке программы или об устранении отклонений должна предшествовать диагностика проблем, вызвавших отклонение от заданных целей (подцелей) программы.

В стране накоплен существенный опыт программно-целевого управления на всех уровнях. Однако далеко не все программы были осуществлены в полном объеме и в установленные сроки. Среди причин невыполнения заданий программ можно отметить недостаточную организацию контроля, низкий уровень ответственности и отсутствие должной мотивации участников реализации программ.

Аспекты стратегии социально-экономического развития России в XXI веке были изложены в правительственной программе «Основные направления социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу», в докладе рабочей группы Государственного совета при Президенте России «Концепция стратегического развития России до 2010 года». Можно выделить ряд главных целей стратегии социально – экономического развития страны:

– обеспечение гражданам России необходимых условий для нормальной, цивилизованной жизни, свободного развития и самовыражения;
– укрепление единого экономического пространства, политической целостности безопасности страны;
– гармоничное развитие всех регионов на основе их оптимальной специализации в общероссийском и международном разделении труда, использование ресурсного потенциала и других конкурентных преимуществ;
– разработка механизмов регулирования согласованными действиями правящих структур и научного сообщества;
– обеспечение открытости российской экономики как существенного фактора движения в направлении пост индустриализации.

Правительством Российской Федерации разработаны и реализованы четыре приоритетных национальных проекта: «Развитие АПК», «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», «Здоровье» и «Образование». Они включают в себя следующие направления:

Приоритетный национальный проект «Развитие АПК»:
– ускоренное развитие животноводства;
– стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе:
– обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе. Приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России»:
– совершенствование нормативной правовой базы;
– развитие кредитно-финансовых механизмов в строительстве и предоставлении жилья;
– финансовую поддержку субъектов Российской Федерации за счет федерального бюджета в рамках федеральной целевой программы «Жилище».

Приоритетный национальный проект «Здоровье»:
-укрепление здоровья населения России, снижение уровня заболеваемости, инвалидности, смертности;
-повышение доступности и качества медицинской помощи;
-укрепление первичного звена здравоохранения, создание условий для оказания эффективной медицинской помощи на догоспитальном этапе;
-развитие практической направленности здравоохранения;
-удовлетворение потребностей населения в высокотехнологичных видах медицинской помощи.

Приоритетный национальный проект «Образование»:

-повышение качества профессионального образования;
-обеспечение доступности качественного общего образования;
-развитие современной системы профессионального непрерывного образования;
-повышение инвестиционной привлекательности сферы образования;
-переход на принцип подушевого финансирования и формирование эффективного рынка образовательных услуг.

Инновационное содержание Приоритетных национальных проектов, реализуемых в России с 2006 года, проявляется в ряде положений.
В-первых, в расширении полномочий специализированного органа управления проектами при Президенте РФ.
Во-вторых, в высокой степени политического контроля над осуществлением проектов.
В-третьих, в публичности и персонализированной ответственности за реализацию проектов.
В-четвертых, в минимизации рисков реализации национальных проектов за счет расширения применения программно-целевых технологий, своевременного межбюджетного согласования, регулярного получения информации о достижении заданных значений.

В-пятых, важной инновационной составляющей является возможность совершенствования национальных проектов за счет расширения горизонта планирования. Реализация проектов продемонстрировала, что переход страны на новый качественный уровень цивилизации невозможен без наличия национальной экономики интеллектуальных услуг.

Этим обусловлено принятие к реализации Правительством РФ Концепции социально – экономического развития России до 2020 года. Данная концепция является логическим продолжением национальных проектов и ориентирована на инновационный прорыв.

В документе сформулирована главная цель – вывод России в число высокоразвитых стран по уровню социально–экономического развития. Обеспечение достижения поставленной цели возможно только путем инновационного перехода к обществу, генерирующему высокие технологии, научные идеи и развивающемуся за счет интеллекта, творчества, свободы.

Остановимся на показательных примерах деятельности региональных органов власти в данном направлении. Администрацией Белгородской области разработана и реализовывается
программа «Улучшение качества жизни населения Белгородской области». Цель программы – формирование организационно-управленческого механизма, обеспечивающего достижение для населения Белгородской области достойного человека качества жизни и его постоянное улучшение в долгосрочной перспективе.

Задачи программы:
1. Увеличение продолжительности жизни, минимизация всех видов угроз ее безопасности.

2. Формирование благоприятных условий для самореализации человека в профессиональной и социальной сфере, осуществление целевых поддерживающих и стимулирующих программ социально-экономического развития.

3. Создание условий для духовного благополучия и здоровья человека, утверждение в обществе норм нравственности и морали.

На каждом из этапов ежегодные областные бюджеты разрабатывались как бюджеты качества, показатели которых определяются с учетом промежуточных и конечных целей программы.

Перечень основных подпрограмм и направлений:

-Взаимодействие органов власти, других субъектов социального управления и граждан, направленное на обеспечение права на жизнь.
-Взаимодействие органов власти, других субъектов социального управления и граждан, направленное на формирование благоприятных внешних условий жизнедеятельности человека. Направления реализации:
– Взаимодействие органов власти, других субъектов социального управления и граждан, направленное на достижение духовного благополучия.

Достигнутые эффекты:

1. Социально-демографический. Стабилизация демографической ситуации в области, увеличение продолжительности жизни.

2. Социальный эффект. Постоянное и устойчивое снижение доли малоимущих в обществе, увеличение представительства среднего класса, то есть тех, кто за счет своего труда и доходов от собственности способен обеспечить достойное человека существование. Сохранение социальной стабильности в регионе.

3. Экономический. Обеспечение устойчивого роста экономического потенциала области не только за счет инвестиций, но, прежде всего, вследствие активизации человеческого фактора экономического развития.

4. Политический. Повышение уровня общественно-политического единства региона, активизация гражданского политического участия населения, формирование и развитие институтов гражданского общества.

5. Духовный. Преодоление большинством населения чувства социальной растерянности, дискомфорта, обретение душевного благополучия и веры.

6. Геополитический. Сохранение и повышение авторитета региона как одного из субъектов Российской Федерации, успешно реализующих эффективную стратегию устойчивого развития.

Система управления программой:
Управление программой встраивается в текущую работу органов государственной и муниципальной власти области и имеет вертикальную структуру.

Для этого:
– определяется координатор программы в администрации области;

– при главе администрации Белгородской области создается Совет по контролю над реализацией программы улучшения качества населения. В структуре Совета образуется экспертная группа, осуществляющая анализ всей совокупности индикаторов, позволяющих оценить процесс улучшения качества жизни населения;
– для оперативного управления процессом осуществления программы в департаменте организационной и кадровой работы администрации Белгородской области создается специальное структурное подразделение;
– в администрациях районов создаются аналогичные советы, образуются отделы или выделяются специалисты, занимающиеся управлением процессом реализации муниципальных программ улучшения качества жизни.

Информационно-аналитическое сопровождение управления программой возлагалось на научно-исследовательскую лабораторию по проблемам качества жизни населения Белгородской области при Белгородском филиале РАНХ и ГС и Белгородский институт региональной политики и законодательства, информационного агентства.

Целевые ориентиры, стратегические направления и задачи региональной стратегии до 2025 года.

Стратегической целью развития области является достижение для населения Белгородской области достойного человека качества жизни и его постоянное улучшение на основе инновационной ориентированной экономической и социальной политики, развития наукоемких и конкурентоспособных производств с учетом геостратегических приоритетов на юго-западе Российской Федерации.

Достижение стратегической цели как на среднесрочную (до 2012 года), так и на долгосрочную перспективу (до 2025 года) может быть обеспечено за счет сбалансированного социально-экономического развития региона. Для этого определяются приоритетные стратегические направления развития Белгородской области и основные задачи, обеспечивающие их реализацию.

1. Обеспечение конкурентоспособности экономики региона за счет перехо- да к инновационному социально ориентированному типу развития в условиях глобализации российской экономики:
-устойчивого инновационного развития региона на основе сбалансированности развития экономического потенциала, социального благополучия и сохранения окружающей среды;

-повышения конкурентоспособности продукции, товаров и услуг региональных товаропроизводителей на основе развития высоких технологий и инноваций, модернизации существующих производств, обеспечивающих возможность интеграции в глобальную экономику;

-структурной диверсификации экономики региона на основе инновационного технологического перевооружения, выделения приоритетных секторов и сегментов специализации, развития новых инновационно ориентированных производств;

-формирования территориальных кластеров, позволяющих интенсифицировать экономический рост и конкурентоспособность региона в целом, индуцировать значительный прирост добавленной стоимости, в том числе и за счет мультипликативного эффекта;

-формирования и развития модели сбалансированного пространственного развития на основе совершенствования системы расселения и размещения производительных сил, интенсивного развития агломераций, создания новых территориальных центров роста и повышения степени однородности социально-экономического развития муниципальных районов и городских округов посредством максимально полной реализации их потенциала и преимуществ;

-повышения устойчивости экономики области за счет совершенствования условий и стимулирования развития малого бизнеса и перехода его на качественно новый уровень участия в формировании валового регионального продукта;

-создания высокоэффективного конкурентоспособного сельскохозяйственного производства на основе финансовой устойчивости, модернизации и интенсификации производства, сохранения и воспроизводства используемых и других природных ресурсов.

2. Становление благоприятной социальной среды и создание условий для эффективной реализации человеческого потенциала и обеспечения качества жизни населения на основе динамичного развития экономики региона, включая:

-опережающий рост отраслей экономики, обеспечивающий развитие человеческого потенциала, на основе модернизации и развития здравоохранения, образования, повышения доступности жилья, экологических условий жизни человека;

-развитие демографического потенциала области, стимулирование подъема рождаемости, формирование социально-экономических предпосылок для дальнейшего демографического роста, поддержку молодых семей и молодежи;

-развитие многоуровневой системы образования по стандартам нового поколения, отвечающей требованиям инновационной экономики, современным потребностям общества, каждого человека, и совершенствование системы целевой контрактной подготовки специалистов в соответствии с потребностями предприятий и организаций области для достижения сбалансированности рынка труда и образовательных услуг;

-улучшение состояния здоровья населения области, формирование здорового образа жизни, увеличение продолжительности жизни на основе системных изменений в организации медицинской помощи и развития сети медицинских учреждений, оснащенных новейшим оборудованием, применяющих высокотехнологичные методы лечения, а также усиления массовости физкультуры и спорта;

-достижение качественных изменений в уровне материального обеспечения и социального самочувствия населения области, формирование массового среднего класса;

-создание гибкого рынка труда, обеспечивающего максимально полное и эффективное использование трудового потенциала области;

-формирование единого культурного пространства области, обеспечение многообразия и высокого качества услуг культуры, сохранение и популяризацию культурного наследия, укрепление нравственных ценностей населения области;

-создание и совершенствование правовых, экономических, организационных условий и механизмов для обеспечения достойного качества жизни молодых жителей региона;

-увеличение темпов роста жилищного строительства, в том числе индивидуального, инженерного обустройства микрорайонов жилой застройки;

-социальное обустройство сельских поселений с уровнем комфорта не ниже городского на основе формирования многофункциональных сельских кластеров;

-воссоздание окружающей среды, благоприятной для жизнедеятельности человека, повышение уровня безопасности населения области.

3. Формирование институциональной среды, индуцирующей инновационную активность и привлечение капитала в экономику, и социальную сферу, за счет:
-разработки и внедрения новых механизмов государственного регулирования и управления социально-экономическими процессами, системного подхода к решению социально-экономических проблем программно-целевым методом и методом проектного управления;

-формирования системы стратегического управления, позволяющей обеспечить гармоничность развития институтов, направленной на согласование социальной, экономической и бюджетной политики при решении системных проблем и поиска ответа на внешние вызовы в условиях глобализации экономики;

-формирования системы институтов и институциональной среды инновационного развития для обеспечения согласованной и эффективной политики, регулирующей социальные и экономические аспекты развития региона;

-развития эффективной региональной инновационной системы (РИС) для генерации, распространения и использования знаний, их воплощения в новых продуктах, технологиях и услугах во всех сферах жизни общества и создания благоприятной внешней среды,  формирования внутренних стимулов для роста человеческого капитала, технологической модернизации традиционных производств и развития отраслей новой экономики;

-развития государственно-частного партнерства при реализации экономической и социальной политики и совершенствования механизмов обратной связи между властью и бизнесом с формированием рыночных институтов;

-проведения институциональных реформ, способствующих увеличению инвестиций в человеческий капитал;

-обеспечения высокого качества и доступности государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти.

Подходы к разработке системы среднесрочного и стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования «Город Калуга Решение большого количества накопившихся социальных проблем требует формирования новых подходов к муниципальному управлению социально-экономическим развитием.

Главная и достаточно трудная задача муниципального управления – определить свое место в новом экономическом пространстве, обеспечить развитие сферы муниципальных услуг через эффективную социально ориентированную экономику.

Так как основным инструментом реализации социально-экономической политики городов-столиц субъектов Федерации являются программы социально-экономического развития, то несомненный научный и практический интерес представляет поиск новых подходов к их формированию и реализации с целью повышения эффективности использования как бюджетных, так и внебюджетных средств на развитие сферы муниципальных услуг.

Одновременно практически необходимо совершенствование механизма формирования и использования платных услуг с привлечением инструментов бюджетного планирования и контроля.

По мнению ведущих экономистов, регионы страны обречены на два сценария:
Первый – превращение в сырьевой придаток с устаревшими оборудованием и инфраструктурой, а также неразрешенными проблемами.
Второй – создание инновационной экономики с современной инфраструктурой и новыми рабочими местами для специалистов, обеспеченных комфортными условиями проживания.

Основные тренды мирового развития в долгосрочной перспективе связаны с усилением глобальной интеграции и ростом ее влияния на жизнь людей. Наблюдается усиление тенденций поиска новых форм регионализации и градостроительства. Происходят процессы изменения среды обитания с акцентом на качество жизни, культурной идентичности, «перетекания» человеческого капитала и конкуренции территорий городов и регионов за ресурсы развития.

Переход на качественно новый уровень развития возможен только при наличии значимой экономики интеллектуальных услуг. Культура, наука и образование должны стать основой экономики и политики муниципалитета. А инновационная экономика невозможна вне творческой среды.

Поэтому, главным достоянием города должны стать умные, здоровые и свободные люди, действующие в сложном, открытом, неустойчивом, быстром мире.

Главной целью социально-экономического развития муниципального образования должно стать стимулирование высокопроизводительного труда, который обеспечит наивысшую эффективность использования производственных ресурсов и повысит качество и уровень жизни населения.

Требуется разработка проблем: по оценке современного состояния муниципальной деятельности; по внедрению инноваций в градостроительной сфере; по повышению роли социально-ориентированных направлений развития городов – столиц.

Разработка проблем невозможна без учета мнения бизнеса, экспертных и общественных организаций, жителей города.

Повышение уровня ожиданий граждан в отношении качества муниципальных услуг и городской среды, ускорение темпов развития технологий, растущие требования инвесторов к качеству делового климата ставят новые задачи перед органами местного самоуправления города Калуги и повышают актуальность тех проблем, которые не были решены в прошлые периоды.

Обеспечение сбалансированного устойчивого социально- экономического развития города требует системных, скоординированных усилий органов местного самоуправления, бизнеса и общества, направленных на повышение конкурентоспособности города, как в экономическом, так и в социальном отношении.

В городе существует целый ряд проблем, требующих решения:

Износ основных фондов;
Износ коммунальной инфраструктуры города;
Социальное неравенство и уровень бедности;
Недостаточное развитие среднего и малого бизнеса;
Низкая заработная плата работников бюджетной сферы;
Преждевременное старение жилищного фонда;
Низкая обеспеченность жильем;
Увеличение объемов твердых бытовых отходов;
Высокая зависимость от автомобильной отрасли;
Низкая энергетическая эффективность промышленных предприятий города;
Низкая конкурентоспособность транспортных организаций;
Транспортные ограничения.

Стратегическое планирование становится важнейшей составной частью общей системы стратегического управления муниципальным образованием. В отсутствие такого документа возрастают риски проведения нескоординированной политики в различных сферах и отраслях, ограничения возможностей диверсификации городской экономики, непоследовательности в принятии решений, снижения эффективности.

Основные положения Стратегии развития города Калуги до 2030 года разработаны в соответствии со следующими документами: 

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р.

Стратегия социально-экономического развития Калужской области на период до 2030 года, утверждена Постановлением Правительства Калужской области № 250 от 29 июня 2009 г.

Проектом Стратегии социально-экономического развития Центрального федерального округа на период до 2020 года.
Отраслевыми стратегиями, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В результате обеспечения преемственности стратегических документов будет обеспечено улучшение демографической ситуации в городе, увеличение продолжительности жизни горожан, социальная поддержка граждан, устойчивый рост экономического потенциала города не только за счет внешних инвестиций, но прежде всего вследствие активизации человеческого фактора экономического развития, повышения уровня общественно-политического сознания,
формирования и развития институтов гражданского общества.

Новая экономика предполагает новое качество жизни населения, а именно: повышение комфортности проживания посредством развития жилищного строительства; расширение перечня оказываемых услуг; совершенствование качества образования, здравоохранения, усиление материальной базы социальной сферы; привлечение большего числа жителей к услугам учреждений культуры, физической культуры и спорта; повышение уровня благоустройства города.

Сложившаяся экономическая ситуация требует четко ориентированного стратегического подхода с целью организации поступательного развития города при условии ограниченности различных видов ресурсов и необходимости решения накопившихся проблем.

Стратегия, учитывая существующие повседневные задачи, позволит реализовывать долгосрочные цели, ориентированные на кардинальные изменения социально-экономических показателей.

Эти изменения продиктованы вызовами внешней среды предстоящего периода – для Калуги они означают повышение конкурентоспособности города не только в масштабах области, но и в сравнении с относительно схожими по социально-экономическим показателям, конкурентным преимуществам городами России и мира.

Исходные конкурентные возможности
В настоящее время в Калуге наблюдается экономический рост, обусловленный как выходом из кризиса, так и результатами активной политики руководства города и области по привлечению инвестиций и развитию реального сектора в городе.

К бесспорным конкурентным преимуществам города можно отнести:

1. Выгодное географическое положение города, в том числе близость к крупным рынкам сбыта продукции (Москва и Московская область).
2. Относительное улучшение демографической ситуации, в том числе за счет миграционного прироста населения.
3. Положительная динамика инвестиций в основной капитал, открытие новых предприятий.
4. Благоприятная экологическая ситуация в городе по сравнению с другими областными центрами ЦФО, позитивные тенденции показателей, характеризующих состояние окружающей среды.
5. Сокращение доли расходов на содержание органов местного самоуправления в структуре местного бюджета свидетельствует о повышении эффективности бюджетных расходов.

У города есть несколько сценариев социально-экономического развития: Инерционный сценарий – сохранение сложившихся тенденций социально-экономического развития и особенностей состояния городской системы, проецируя эти тенденции на перспективу до 2030 года.

Динамический сценарий – рост социально-экономического развития города, в большей мере, за счет развития как уже существующих, так и новых промышленных предприятий; по сравнению с «инерционным» сценарием, предусматривается более широкая диверсификация экономики за счет умеренного развития транспортной инфраструктуры, туризма, сферы услуг.

Инновационный сценарий – деятельность науки и производства на основе внедрения высоких технологий в промышленность, в том числе в малый бизнес, инфраструктуру города в долгосрочной перспективе: высокие темпы роста экономики (до 7,5 – 8% ежегодно),
рост реальной заработной платы (до 7 – 7,5% ежегодно).

Инновационный сценарий наиболее близок к выбранному сценарию развития Калужской области, что в значительной мере будет способствовать его успешной реализации.
Инновационный сценарий рекомендуется в качестве базового (рекомендуемого к реализации) сценария социально-экономического развития Калуги на долгосрочную перспективу.
Условия реализация инновационного сценария:

1. Создание благоприятных условий для привлечения (сохранения) высококвалифицированных трудовых ресурсов.
2. Улучшение инвестиционного климата в Калуге.
3. Снятие инфраструктурных ограничений.

Залогом успеха при реализации Стратегии развития Калуги до 2030 года является активное участие деловых кругов, общественных и экспертных организаций и бизнеса в разработке данного документа, определении ключевых проблем и ориентиров развития города на долгосрочную перспективу.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)