Среда деятельности по управлению инновационным проектом

Под инновационной политикой государства понимается совокупность форм, методов и направлений воздействия на бизнес с целью интенсификации разработки и выпуска новых видов изделий и технологий.

Государственная инновационная политика – это составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к инновационной деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти РФ в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.

Представляется в разрабатываемой правительством Российской Федерации концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу и программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.

Государственная инновационная политика РФ формируется и осуществляется исходя из следующих основных принципов:

• признание приоритетного значения инновационной деятельности для повышения эффективности уровня технологического развития общественного производства, конкурентоспособности наукоемкой продукции, качества жизни населения и экономической безопасности;

• обеспечение государственного регулирования инновационной деятельности в сочетании с эффективным функционированием конкурентного механизма в инновационной сфере;

• концентрация государственных ресурсов на создании и распространении базисных инноваций, обеспечивающих прогрессивные структурные сдвиги в экономике;

• создание условий для развития рыночных отношений в инновационной сфере и пресечение недобросовестной конкуренции в процессе инновационной деятельности;

• создание благоприятного инвестиционного климата при осуществлении инновационной деятельности;

• активизация международного сотрудничества РФ в инновационной сфере;

• укрепление обороноспособности и обеспечение национальной безопасности государства в результате осуществления инновационной деятельности.

Формирование и осуществление государственной инновационной политики Российской Федерации обеспечивают органы государственной исполнительной власти Российской Федерации, назначаемые Правительством Российской Федерации.

Инновационная политика субъектов Российской Федерации формируется и реализуется органами государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом государственной инновационной политики Российской Федерации и интересов регионов.

К разработке и реализации государственной инновационной политики могут привлекаться лбщественные объединения, действующие в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Политика в области инновационной деятельности как элемент системы государственного
регулирования имеет:

• четко определенные цели и приоритетные направления инновационной деятельности;
• органы управления, реализующие функции, которые обеспечивают достижение сформулированных целей;
• информационную систему, формирующую информационный образ объекта регулирования, достаточную для реализации функций управления;
• инструменты регулирования и поддержки, с помощью которых органы государственного управления воздействуют на предприятия и среду в рамках выполнения своих функций.

Характерной особенностью современного развития России является расширение мирохозяйственных связей, являющихся материальной основой формирования мировой экономики. На масштабы внешнеэкономических отношений существенное влияние оказывает стабильность экономического развития, производственно-технический, природный, кадровый и оборонный потенциал каждой страны.

Многообразие форм социально-общественного развития отдельных стран и регионов обусловливает достаточно неоднородную картину сложного, противоречивого и, в то же время, взаимосвязанного мира. В современных условиях все в большей мере просматривается целостность мира, проявляющаяся в переплетении межгосударственных и межрегиональных интересов и проблем.

Причем ряд проблем приобретает в настоящее время общечеловеческий мировой
характер.

Одним из важнейших проявлений усиливающейся взаимосвязи и целостности мира выступают международные экономические отношения. Движение цен на мировом рынке, изменение экспортных потенциалов отдельных стран, структурные сдвиги в мировой экономике и деятельность международных монополий затрагивает интересы всех стран мира.

Зависимость стран от мировых тенденций в торговле, в производстве, в валютно-финансовой сфере является объективной реальностью. Взаимозависимость стран достаточно быстро углубляется и несет с собой весьма противоречивые социально-экономические последствия.

Одновременно становится все более очевидным, что в современных условиях невозможно полноценное гармоничное развитие любой, даже сильно развитой в экономическом отношении страны без вовлеченности в мирохозяйственные связи.

Попытки самоизоляции или взаимоизоляции во внешнеэкономических отношениях приносят значительный ущерб национальным экономикам ряда стран, нередко приводят их к существенному отставанию в экономическом развитии, а то и к социально-экономическим взрывам.

Развитие взаимовыгодного международного экономического сотрудничества имеет большое значение, а именно способствует повышению уровня использования экономического потенциала стран – участников международного разделения труда, более полному удовлетворению потребностей населения в товарах и услугах, ускорению развития научно-технического прогресса, сближению культур разных народов, снижению угрозы и даже предотвращению международных конфликтов.

Состояние экономики страны, а так же уровень благосостояния населения в значительной степени зависят от научно-обоснованной внешней политики, от глубины обоснованности внешнеэкономической деятельности предприятий, специализированных внешнеэкономических служб, государственных ведомств и правительства.

Во второй половине двадцатого столетия мирохозяйственные связи получили свое дальнейшее развитие. Наряду с такими традиционными формами международного сотрудничества как международная торговля, международная миграция трудовых ресурсов и капиталов, появились и динамично развиваются лизинг, инжиниринг, франчайзинг, международный обмен технологиями и объектами интеллектуальной собственности.

Последовательно развиваются валютно-кредитные отношения.

В тоже время, реальное положение дел четко сформулировал В.В. Путин:
«Мы живем в период кардинальных перемен в экономической жизни всего мира. Никогда еще столь быстро не обновлялись технологии. Многое из того, что нас сегодня привычно окружает, казалось фантастикой лет 15-20 назад. Никогда не была столь острой борьба за лидерство в глобальной конкуренции, и мы видим как страны, позиции которых еще вчера казались незыблемыми, начинают уступать тем, к которым еще недавно относились со снисходительным
пренебрежением».

Для изучения данной проблемы использованы термины, приведённые в нормативно-правовых актах Российской Федерации. Так, в соответствии с Концепцией, “инновационная деятельность” – это выполнение работ и (или) оказание услуг, направленных на:

– создание и организацию производства принципиально новой или с новыми потребительскими свойствами продукции (товаров, работ, услуг);
– создание и применение новых или модернизацию существующих способов (технологий) производства, распространения и их использования;
– применение структурных, финансово-экономических, кадровых, информационных и иных инноваций (нововведений) при выпуске и сбыте продукции (товаров, работ, услуг), обеспечивающих экономию затрат или создающих условия для такой экономии.

Кроме того, в Концепции были приведены следующие определения, которые целесообразно использовать при освоении дисциплины:
– инновационная продукция – результат инновационной деятельности (товары, работы, услуги), предназначенный для реализации;

– инновационная система – совокупность субъектов и объектов инновационной деятельности, взаимодействующих в процессе создания и реализации инновационной продукции и осуществляющих свою деятельность в рамках проводимой государством политики в области развития инновационной системы;

– инфраструктура инновационной системы – совокупность субъектов инновационной деятельности, способствующих осуществлению инновационной деятельности, включая предоставление услуг по созданию и реализации инновационной продукции. К инфраструктуре инновационной системы относятся центры трансферта технологий, инновационно-технологические центры, техно-парки, бизнес инкубаторы, центры подготовки кадров для инновационной деятельности, венчурные фонды и др.;

– комплексные проекты – проекты, предусматривающие работы по опытно-конструкторским, экспериментальным и технологическим разработкам, проводимые в рамках Перечня критических технологий Российской Федерации;

– наукоёмкие высокотехнологичные отрасли – отрасли, сферы или виды экономической деятельности, результатом которой является продукция (товары, работы, услуги) со значительной добавленной стоимостью, полученной за счёт применения достижений науки, технологий и техники, характеризующаяся высокой долей внутренних затрат на исследования и разработки в стоимостном объёме производства такой продукции;

– центры превосходства – конкурентоспособные научно-исследовательские организации, обладающие, в частности, приборно-технологической базой мирового уровня, высококвалифицированным персоналом, которые обеспечивают приоритет Российской Федерации по отдельным критическим технологиям.

Основными задачами инновационной системы являются:
– воспроизводство знаний, в том числе с потенциальным рыночным спросом, путём проведения фундаментальных и поисковых исследований в Российской академии наук, других академиях наук, имеющих государственный статус, а также в университетах страны;

– проведение прикладных исследований и технологических разработок в государственных научных центрах Российской Федерации и научных организациях промышленности, внедрение научно-технических результатов в производство;

– промышленное и сельскохозяйственное производство конкурентоспособной инновационной продукции;

– развитие инфраструктуры инновационной системы;
– подготовка кадров по организации и управлению в сфере инновационной деятельности.

Основные показатели, характеризующие инновационную систему:

– доля внутренних затрат на исследования и разработки в валовом внутреннем продукте;

– доля предприятий, осуществляющих инновационную деятельность, в общем числе предприятий в Российской Федерации;

– доля инновационной продукции в общем объёме продаж продукции на внутреннем и мировом рынках; – сальдо экспорта-импорта технологий.

Группой российских и зарубежных ученых (В.В. Иванова, Н.И. Ивановой, Й. Розебума, Х. Хайсберса и др.) сформулированы научные рекомендации по использованию финансовых инструментов для поддержки развития национальной инновационной системы России:

• Повышение заработной платы научным сотрудникам и преподавательскому составу. Президентом Российской Федерации уже объявлено, что Правительство России планирует повысить заработную плату лицам, занятым в государственном научном секторе.

Это позитивный шаг, однако, он требует еще серьезной работы для того, чтобы реализовать данную задачу. Кроме того, речь должна идти не только о механическом росте заработной платы, а о выработке политики мотивации персонала НИИ и образовательных учреждений.

• Стимулирование деятельности, связанной с коммерциализацией технологий. Рекомендуется использовать практику соглашений по трансферу и коммерциализации технологий, которые составляются таким образом, чтобы ощутимое вознаграждение получали не только ведущие ученые, но и все участники, включая младших научных сотрудников.

Рекомендуется также распространять образцы контрактов, соглашений о найме, а также руководства по распределению коммерческих доходов. Существует эффективная практика прозрачности минимальных ставок по частной работе по контракту и схем выплаты бонусов
за поддержку «спин-аутов» и прочей коммерческой деятельности, которая может быть использована в России.

• Стимулирование компаний инвестировать НИОКР. В целях продвижения в инновационном направлении, а также для увеличения объемов инвестиций в научно-техническую сферу, необходимо стимулировать компании вкладывать средства в НИОКР. В большинстве стран стимулирование частного бизнеса с целью увеличения его вложений в НИОКР осуществляется с использованием налоговых льгот.

Рекомендуется рассмотреть вопрос о предоставлении компаниям права относить собственные расходы на НИОКР к затратам (себестоимость продукции) и возможность получения ими налогового кредита.

Преимущество такого кредита состоит в том, что его величина может быть определена
заранее и, следовательно, он действительно может воздействовать на решение компаний об увеличении затрат на НИОКР. Особенно такие льготы необходимы для начинающих компаний и компаний, которые находятся в процессе реструктуризации, т.е. в условиях, когда они не могут получить прибыль.

Кроме того, целесообразно предоставлять малым компаниям более высокий, по сравнению с крупным бизнесом, налоговый кредит.

• Развитие технологических венчурных фондов. Существует ряд российских регионов, в которых на высоком уровне проводится хорошо спланированная деятельность по коммерциализации технологий и развитию инноваций.

Однако на ранних стадиях рыночного развития им часто мешает недостаток финансовой поддержки. Поэтому рекомендуется разработать программу развития действительно активных региональных технологических венчурных фондов.

Региональные венчурные фонды могли бы заполнить разрыв между исследовательским финансированием и более крупным венчурным финансированием, что является эффективным стимулом.

Примером подхода, ориентированного на преодоление проблемы недостатка капитала в регионах является программа Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере СТАРТ, обеспечивающая источники капитала.

• Гарантии по кредитам для иностранных инвесторов. Рекомендуется разработать систему гарантий по кредитам для иностранных инвесторов. В настоящее время в России такая система отсутствует. Для того чтобы иностранные инвесторы могли бы покупать ценные бумаги, а потом реализовать их на иностранных рынках, российское правительство должно гарантировать определенные принципы работы с ценными бумагами, позволяющие сократить риски
для иностранных инвесторов, обеспечить возможность возврата вложенных
средств.

• Создание национальной системы научно-технической оценки исследований, финансируемых государством. Рекомендуется разработать систему объективной оценки исследований, финансируемых государством, исходя из тенденций внутреннего и международного рынка.

Для обеспечения признанного на национальном и международном уровне (как государственными, так и частными организациями) ориентира / стандарта, определяющего качество исследований и исследовательской команды, рекомендуется использовать рейтинги и бенчмаркинг исследовательских подразделений.

Сформулирована Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года «Инновационная Россия – 2020».

В разработанном документе Россия ставит перед собой амбициозные, но достижимые цели долгосрочного развития – обеспечение высокого уровня благосостояния населения, закрепление геополитической роли страны как одного из глобальных лидеров, определяющих мировую политическую повестку дня.

Единственным возможным способом достижения этих целей является переход экономики на инновационную социально-ориентированную модель развития. Формирование экономики лидерства и инноваций к 2020 году отражено в следующих общих показателях:

– занятие существенной доли (в 5-10%) на рынках высокотехнологичных и интеллектуальных услуг по 5–7 позициям;
– повышение в два раза доли высокотехнологичного сектора в ВВП (с 10,9 до 17-20%);
– увеличение в пять-шесть раз доли инновационной продукции в выпуске промышленности;
– увеличение в четыре-пять раз – доли инновационных, активных предприятий (с 9,4 до 40-50%).

Интенсификация товарно-рыночных отношений, развитие в условиях международной конкуренции, благоприятствование экономическому развитию каждого региона заставляют региональные органы власти и представителей отечественного бизнеса заниматься всей системой экономических отношений и совершенствовать процессы производства и управления.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)