Зарождение крупной индустрии на калужской земле: «Мальцовский промышленный округ»

Настоящий прорыв в хозяйственной деятельности Российской Империи, был связан с промышленным переворотом, на волне которого Мальцовы основали сначала паровозостроительное, а затем и машиностроительное производство.

В этом большая заслуга Сергея Ивановича Мальцова, генерала и творца, рискнувшего на основе достижений легкой промышленности создать с нуля тяжелую индустрию. Ему удалось создать в рамках одного округа самобытное национальное производство, на которое многие предприниматели смотрели как на образец отечественных фабрично-заводских предприятий.

В мальцовском заводском округе на землях Калужской, Орловской и Смоленской губерний трудились 100 тысяч человек, производя машины всех видов, стройматериалы, мебель, сельхозпродукты и т. д. Там даже ходили свои деньги, была своя полиция, своя железная дорога в 202 версты и своя система судоходства.

Социальный пакет работников опережал все и российские, и западные нормы. На «горячих» участках рабочий день был восьмичасовой. Рабочие получали квартиры на 3–4 комнаты в добротных деревянных или каменных домах; за хорошую работу «жилой» долг порядка 500 рублей по тем деньгам с них списывался.

Топливо и медобслуживание для всех были бесплатными. В школах для мальчиков и девочек кроме всего преподавались пение и рисование, а желавшие учиться дальше шли в пятилетнее техническое училище – «мальцовский университет». Его выпускники обычно становились директорами и управляющими на мальцовских предприятиях.

В 1874–1875 годах Мальцов по заказу Департамента железных дорог заключил договор на изготовление в течение шести лет 150 паровозов и 3 тысяч вагонов, платформ и угольных вагонов из отечественных материалов. В новое дело С. И. Мальцов вложил более двух миллионов рублей, были построены мастерские, выписаны из Европы машины, построены печи Сименса для выплавки рессорной стали (ранее в России не производившейся), приглашены мастера во
главе с французскими инженерами Фюжером и Басоном.

И в этот момент чиновники из Департамента железных дорог разместили заказы за границей, ничем этого решения не мотивируя. Таким образом, на складах Мальцова к 1880 году оказалось готовой продукции на сумму 1,5 миллиона рублей. Для того чтобы как-то поддержать дело, Мальцов заложил свои крымские имения.

Жена Мальцова, оставшаяся с детьми в Петербурге, получавшая самое приличное содержание и не пропускавшая ни одного придворного бала, стала распускать слух, что её муж сошел с ума. «Поёт в мужицком хоре, тратит на этих мужиков все деньги». В 1882 году Мальцова объявили сумасшедшим.

В начале 1883 года по дороге из Людинова в Дятьково Мальцов разбился и с тяжелой черепно-мозговой травмой полгода лечился. Тем временем его семья добилась через суд признания его недееспособным и лишила прав собственности на промышленные предприятия.

Целесообразно обратиться к этому положительному историко-экономическому опыту формирования промышленных округов в губерниях Российской Империи.

Результаты проведенного историко-экономического и монографического анализа социально-экономического развития Калужской губернии, позволяют сделать вывод о том, что, в начале двадцатого века, свыше 90% населения региона составляли крестьяне.

О демографических процессах, протекавших на территории Калужской губернии основных их тенденциях, последствиях, факторах, породивших те, или иные проблемы в губернии, можно судить по следующим цифрам, основанным на данных дореформенной статистики.

В губернии в 1863 году числилось 964,8 тыс. жителей, в 1897 году – 1132,8 тыс., на 1 января 1914 года – 1147,6 тыс. человек. Таким образом, прирост за полвека составил 5,3%. Накануне отмены крепостного права абсолютное большинство населения жило в сельской местности и занималось сельским хозяйством. По данным Х ревизии, в Калужской губернии крестьянское податное население составляло 87,5%, городские сословия – 8,04%, население, состоящее на льготе – 0,44% и неподатное – 4,0%.

В период с 1863 по 1914 год наблюдался рост городов, но 9/10 населения по-прежнему проживало в сельской местности. В абсолютных цифрах численность сельского населения возросла в полтора раза. В городах Калужской губернии насчитывалось всего 132,8 тыс. жителей
(9%).

Численность населения росла за счет естественного прироста. В среднем, с 1861 по 1913 год, ежегодно рождалось 48,3 человека на 1000 населения. На динамику численности населения большое влияние оказывали миграции. Калужская губерния, как и многие другие, стала крупным поставщиком рабочей силы в промышленные районы страны. В 1906-1910 годах в среднем отход по пятидесяти губерниям Европейской России составлял 94 человека на
1000 сельского населения, а в Калужской губернии – 254 человека.

В 1902 году в Москве проживало 772,6 тыс. пришлых крестьян, в том числе из Калужской губернии – 67,4 тыс. человек. В Петербурге в 1910 году проживало 1076,4 тыс. крестьян, в том числе из Калужской губернии – 24,9 тыс.

На динамику численности населения оказывало влияние и переселенческое движение.
После создания в 1896 году Переселенческого управления и увеличения расходов на переселение (в частности введения льготных тарифов на проезд по железной дороге) поток переселенцев за Урал, в Сибирь резко вырос.

Из Калужской губернии за период с 1896 по 1914 год проследовало в Сибирь 25,4 тыс. человек. До 4/5 из них остались жить на новых местах. В переселении части крестьян в Сибирь царское правительство видело один из способов решения аграрного вопроса.

Об остроте стоящих проблем пишет в своем исследовании Ю.А. Шушкевич:
«Не имеющее основных гражданских прав крестьянское сословие, из поколения в поколение, нищенствующее на давно утративших плодородие землях, не могло – за исключением сезонных подработок сделаться ни источником регулярной рабочей силы, ни платежеспособным потребителем отечественной промышленной продукции».

Шушкевич приводит следующие данные о потоке добровольной эмиграции в азиатские владения в России в конце ХIХ – начале ХХ веков. По его сведениям, этот поток абсолютно доминировал над эмиграцией в дальнейшее зарубежье.

Так, в период с 1899 по 1914 год в США и Канаду уехало всего 165 тыс. русских (великороссов, украинцев, и белорусов), а с 1886 по 1910 год эмигрировали 1,3 млн. евреев. Переселенческий поток в Сибирь был выше суммарной эмиграции за рубеж на 32%.

Он же отмечает, что для сибиряков (русских, крестьян-переселенцев) высшим социальным благом были личный успех и трудом заработанное богатство, в то время как в создании у центрально – русского крестьянина в качестве социального идеала выступала коллективная уравнительность.

В тоже время, продолжает Шушкевич, по-настоящему сибирское предпринимательство проявило себя не семейными империями или акционерными обществами, а небывалым развитием бизнеса в наиболее массовых и социально ответственных малых формах хозяйствования. Калужские селяне пытались улучшить свое материальное положение за счет занятия промыслами.

Самыми распространенными являлись обработка дерева, производство колес, дуг, корыт, бочек, телег, саней. Но, особенно славилась губерния самопрялочным промыслом, 60%, или 300
тысяч самопрялок Российской Империи производились калужанами.

Печальную картину крестьянского хозяйства Калужской губернии во второй половине ХIХ – начале ХХ век отчетливо доводят до нас архивные документы.

По расчетам русского статиста Ю.Э. Янсона, для того чтобы можно было вести самостоятельное хозяйство в нечерноземной зоне при трехпольном земледелии, необходимо было, по крайней мере, иметь душевой надел не мене 8 десятин, и при том, если земля не так уж плоха.

В Калужской губернии на один двор приходилось земли примерно в два раза меньше нормы.
Земли в регионе было достаточно, но она находилась в руках дворян и казны. Крестьянам было выделено в наделы несколько более половины всех площадей.

У помещичьих крестьян восьми уездов губернии надел составлял в расчете на каждую мужскую душу 3,25 десятины, в остальных трех уездах (наиболее лесистых) – 4 десятины. В связи с ростом населения во второй половине ХIХ века происходило систематическое снижение обеспеченности надельной землей.

С 1860 по 1880 и 1900 годы средний душевой надел всех разрядов крестьян сократился в Калужской области с 3,6 до 2,7 и 2,1 десятин. Показательны архивные материалы за 1876 год по Лихвинскому уезду, где крестьянское население получало от земельного надела ровно половину всего своего дохода.

Другую же половину составляли: отхожий промысел (25%); работа на полях частных землевладельцев (12%); работа на фабриках (7%); кустарный промысел (6%). Условия крестьянского труда почти одинаковы во всех местностях Калужской губернии, поэтому, цифры, представленные по Лихвинскому уезду, отражают общую картину по губернии.

В статье «О народном кредите», напечатанной в газете «Калужские губернские ведомости» (№ 5, 1876 г.), отмечалось следующее: «Земля сама по себе недостаточна для того, чтобы создать прочное благосостояние крестьянского населения. Особенно ощутительно это теперь, после перехода от крепостного труда к свободному».

Одним из первых в российской истории универсальным промышленным районом, выступает “Мальцовский промышленный округ, который базировался на территориях нынешних Брянской и Калужской областей. 

Основы промышленного района были заложены благодаря деятельности, осуществлявшейся при государственной поддержке, сподвижником Петра Великого – Демидовым Н.Н., который в 1755 году приступил к строительству Людиновского, Сукремльского, Бытовшеского, Ясенковского заводов.

В 1820 году И.А. Мальцов выкупает демидовские заводы, и продолжает расширять свой бизнес на территориях расположенных на землях смежных уездов Орловской, Калужской и Смоленской губерний по реке Болве – притоку Десны и реке Жиздре – притоку Оки.

Вводятся в строй ряд стекольных фабрик, винокуренные заводы, предприятие по производству хрусталя. Продолжая расширять виды бизнеса, Мальцев организовывает кирпичные, канатные, маслобойные, сахароваренные, мукомольные производства.

Около Брянска строится новый паровозостроительный завод, который стал называться Сергиево-Радицким. Владения насчитывают 240 тыс. гектаров земли под лесами и сельскохозяй-
ственными угодьями, десятки крупных фабрично-заводских предприятий и сотни вспомогательных мелкотоварных хозяйств, где производился весь ассортимент товаров необходимых населению территории.

Его сын С.И. Мальцов, реализуя идею «освобождения от иностранной зависимости», формирует новый технологический и социально-экономический уклад.

Для обеспечения развития российских железных дорог, в 1814 году, устраивается первое в стране рельсопрокатное дело.

На Людиновском заводе организована первая железопрокатная мастерская. Не отказываясь от идеи «освобождения от иностранной зависимости», Мальцев для механического дела приглашает известного изобретателя станков француза Ж.М. Жаккара.

Изобретатель впервые внедрил перфокарты, которые использовались в аналитических машинах и других механических изобретениях, его станки были оснащены счётными механизмами.

Кроме того, были привлечены специалисты по газовым мартеновским печам, ткацким станкам и др. Одновременно с внедрением нового оборудования, организовывалось обучение рабочих разным специальностям. В 1870 году выпускается первый русский товарный паровоз. В 1858 году, впервые в России, производятся три парохода для осуществления судоходства
на крупнейших речных бассейнах.

Установленные на Тульском оружейном заводе и петербургском заводе «Арсенал» паровые машины, а также винтовой двигатель для корвета «Воин», произведены в Людиново.
На заводах Мальцова получило развитие русское пароходное дело. Для его становления на заводы был приглашен шведский ученый и строитель, инженер Нистрэм, который прославился своей формулой устойчивости пароходов на воде.

Известным английским инженером Кинкелем – изобретателем новой системы сталеварения и так называемой «сименсовской» стали, на мальцевских заводах была выстроена и первая мартеновская печь.

Были построены новые или модернизированы старые мастерские, выписаны машины, устроены печи Сименса для выработки рессорной стали, до того не выделывавшейся в России. Приглашены опытные конструкторы и мастера во главе со знаменитыми
французскими инженерами Фюжером и Бассоном, спроектировавшими лучший тип узкоколейной железной дороги. Такая дорога была построена в 1877 году. Протяженностью в 203 версты она связала весь заводской округ.

Было проложено также отличное шоссе длиною в 100 верст, связавшее главные центры мальцевского округа: Песочню, Любохну, Людиново и Дятьково. На нем было организовано регулярное сообщение, почтовое и экипажами, построены станции.

С. И. Мальцов вносил предложение императору выкупить изобретение нового вида пули у французского инженера Минье. Был получен положительный ответ, но бюрократические проволочки не позволили внедрить изобретение.

Результатом диверсификации деятельности Мальцовых, стало создание одного из первых в России универсальных промышленных районов. Промышленный округ располагал своими вотчинными заводами и фабриками, своей нормативно-правовой базой и деньгами, полицией и особой формой одежды для рабочих.

На его территории производилось все необходимое для жизни: строительные материалы, посуда, мебель, сельскохозяйственные продукты, напитки и т. п. Извне покупали только мануфактурные и колониальные товары.

Немирович-Данченко В. И. в работе «Америка в России» (1882 г.) писал о подъеме этого промышленного района: «Царство это является оазисом среди окружающего бездорожья и бескормицы. Тут работают более ста заводов и фабрик, на десятках образцовых ферм обрабатывается земля.

Тут люди пробуравили землю и, как черви в орехе, копошатся в ней, вынося на свет Божий сея скрытые богатства. Отсюда добрая часть нашего отечества снабжается стеклом, фаянсом, железом, сталью, паровозами, вагонами, рельсами, паркетами, всевозможными машинами, земледельческими орудиями.

Здесь нет роскоши и излишеств, – нет и нищеты, нет и голодовок». К 1875 году в «Мальцовский промышленный округ» входили до сотни заводов, фабрик, мельниц, лесопилок и предприятий малых форм хозяйствования. Для улучшения стекольного дела открывается содовый завод и осуществляется техническое переоснащение предприятий.

На них ставятся новые шлифовальные станки, приводимые в действие паровыми двигателями. Вводятся пескоструйная обработка стеклянных поверхностей и тиснение хрусталя с помощью механического пресса, созданного во Франции.

Кроме выпуска уникального оборудования, осуществлялась добыча сырья и топлива, производство товаров широкого потребления. На территории округа развернута своя торговая сеть, снабжавшаяся товарами от собственных предприятий, полностью обеспечивавшая потребности в муке, ткани, пиве, водке, иных продовольственных и непродовольственных группах товаров.

За пределами округа были учреждены торговые дома со служащими в разных городах Российской империи. Перечень городов, в которых реализовывалась мальцевская продукция, достаточно обширен: Петербург, Москва, Киев, Одесса, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород и другие. Например, дятьковский хрусталь продавался на всем юге, и в центральных
губерниях Европейской России.

Сформирована кредитная система, удовлетворявшая потребности населения, как в потребительских кредитах, так и в ресурсах на жилищное строительство.

Последнее осуществлялось для рабочих и служащих компании в рассрочку, по льготным ценам. Предпочтение отдавалось небольшим каменным домам с прилегающим земельным участком для занятия садоводством и огородничеством. Топливом жилье обеспечивалось бесплатно.

Показательно, что первый в России частный телеграф с телеграфной линией, протяженностью свыше трехсот верст, открыт С.И. Мальцовым в 1871 году. Активно развивалась инфраструктура универсального промышленного района. Мальцовы занимались строительством дорог, возведением церквей, мостов, плотин, шлюзов, водохранилищ.

Осуществлено строительство сети благоустроенных школ и домов общественного призрения. Отстроено техническое училище. Сформированная система образования обеспечила поголовную грамотность населения округа.

Кадровая политика на предприятиях строилась на балансе частного богатства и общественного благосостояния. Рабочие и служащие промышленного района, с подачи владельцев компании, были уверены в том, что они, пусть в малой доле, но являются хозяевами предприятий.

Это находило реальное подтверждение, когда проявившие свою энергию и активность в деле рабочие, назначались управляющими заводов, а мастеровые со своими проблемами могли обратиться напрямую к владельцам.

Рабочий день на предприятиях округа составлял 10-12 часов, более того, на сложных работах устанавливался 8-часовой рабочий день, в то время как на других российских предприятиях он длился до 16 часов.

Расценки заработной платы в мальцевском промышленном районе были доведены до возможного максимума и превосходили среднюю норму потребностей семей рабочих и служащих. Положительный опыт деятельности одного из первых в Российской Империи универсального промышленного района полезен для разработки и реализации региональной политики в современных субъектах федерации.

Использование системного историко-логического подхода к исследованию инновационных процессов, происходивших в региональных системах управления, позволяет с новых позиций рассмотреть процессы, протекающие на территориях Брянской и Калужской областей.

В современной российской хозяйственной практике применяется целый ряд инструментов стимулирования предпринимательской активности. Наибольшее распространение получили следующие: промышленные округа; индустриальные промышленные парки; технопарки; инновационные кластеры; особые экономические зоны; территории опережающего развития и прочее.

При этом реализация различного государственного инструментария направлена на преодоление диспропорций в социально-экономическом развитии территорий региона.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)