Современные региональные подходы к раскрытию потенциала малого бизнеса

Современная ситуация, в которой находится экономика России, требует всесторонней модернизации, ориентированной на нужды и потребности большинства населения. Только максимальное вовлечение человеческих ресурсов страны в социально-экономические реформы, позволит обеспечить гармонизацию отношений и экономический рост.

Еще в работах исследователя феномена предпринимательства П.Ф. Друкера подчеркивается мысль о том, что частное предприятие невозможно отделить от общества, или рассматривать последнее лишь, как внешнюю среду, в которой осуществляется предпринимательская деятельность.

Предпринимательская и социальная функции неотделимы, поэтому, даже мелкие предприятия и их руководители несут ответственность за проводимую политику и отвечают за социальную стабильность и обороноспособность своей страны.

В настоящее время исследователями выявлена проблема отсутствия единого подхода к определению такой категории, как “институт малого и среднего бизнеса”, а также общих оснований по составу и содержанию функций малого и среднего бизнеса, заложенных в само понятие, что является наиболее значимым условием при определении данного понятия. В тоже время, представлено наиболее объективное понятие института малого и среднего бизнеса как определенного класса хозяйствующих субъектов, осуществляющих инициативную предпринимательскую деятельность.

В ряде исследований рассматриваются вопросы необходимости развития малого бизнеса России. Выделены основные его проблемы, определены варианты функционирования субъектов малого предпринимательства; на основании обобщения зарубежного опыта предложены формы государственной и региональной поддержки развития малого бизнеса, а также модели наиболее выгодного взаимодействия государства и малого предпринимательства; изложены мероприятия долгосрочной целевой программы поддержки экономики малых и средних предприятий.

Выделен ряд факторов, сдерживающих развитие внешнеэкономической деятельности малого предпринимательства в конкретных субъектах федерации.

Выявлены основные тенденции, особенности, характерные для данных регионов. Для устранения проблем и стимулирования деятельности предприятий малого бизнеса на внешних рынках, предложены основные направления и меры, а также инструменты, способствующие повышению эффективности малого бизнеса, как на внешних, так и на внутренних рынках.

Показательна ситуация по Калужской области, которая выступает в роли лидера по созданию положительного инвестиционного климата и качественным показателям роста, даже в условиях современной, достаточно сложной социально-экономической ситуации.

Властные структуры региона прошли сложный путь, допустив, первоначально, ряд грубых недочетов в использовании творческого потенциала человека и гражданского общества в целях.

На территории субъекта федерации длительный период сохранялась напряженность во взаимоотношениях власти и малого бизнеса, связанная с принятием неадекватных решений по увеличению страховых взносов для бизнеса, и запрету торговли в нестандартных павильонах.

В результате была прекращена хозяйственная деятельность нескольких тысяч предпринимателей. Негативную реакцию вызвало намерение закрыть центральный рынок областного центра. В совокупности, все это, привело калужское предпринимательское сообщество к организации протестных акций не только в Калуге.

Конфликтная ситуация выплеснулась в центр столицы на Пушкинскую площадь, где 31 марта 2014 года предприниматели Калужской области высказали свое недоверие властным структурам региона, чьи действия вели к утрате работы свыше пяти тысяч представителей малого бизнеса.

Вместо того, чтобы искать компромисс и решения накопившихся проблем, чиновники объясняли свои просчеты кознями «пятой колонны» и госдепа.

Регион, веками выступавший «форпостом Великого Московского княжества», «калужской провинцией Московской губернии», а сегодня несомненным лидером новой индустриализации, по вине недалеких чиновников погрузился в раздоры.

Информационно-коммуникационное обеспечение прекращения противостояния со стороны ряда властных структур, не отвечало ни каким требованиям. Данные, которые предоставлялись представителям предпринимательского сообщества и жителям Калуги, отличались нечеткостью, размытостью, бессистемностью.

Они не сглаживали конфликт, а вызывали раздражение, так как глубокую аналитическую информацию в публикациях региональной печати и сюжетах программ телевидения найти было достаточно сложно. Обстоятельных научных исследований на материалах Калужской области в интересах обеспечения региональной экономической безопасности не проводилось.

Показательно, что в данных региональной Общественной палаты, за предшествующие годы не удалось обнаружить ни одного серьезного текста, в названии которого фигурировал бы термин «гражданское общество Калужской области».

Опросы населения, проведенные по инициативе Общественной палаты, показали, что у калужан преобладают знания о таких малых формах хозяйствования как кооперативы: гаражные, садоводческие, огороднические и другие.

Информация о деятельности иных форм у граждан отличается размытостью и бессистемностью.

В настоящее время, в условиях наличия внешних вызовов и внутренних проблем, руководство страны определило приоритетным направлением государственной политики развитие малого предпринимательства.

Президент РФ В.В. Путин демонстрирует открытость и скрупулёзность при обсуждении и принятии самых сложных решений по стимулированию малого бизнеса.

Руководство Калужской области, используя алгоритм поведения Президента страны, предъявляя к принимаемым и реализуемым решениям самые высокие стандарты, сумело верно, оценить ситуацию и внести правильные коррективы в управленческую деятельность.

Представителями властных структур субъекта федерации признано, что в современных нестабильных условиях, активное, устойчивое становление малого и среднего предпринимательства оказывает доминирующее влияние на формирование среднего класса как основы политической и социальной стабильности гражданского обществ региона.

Развитие малого и среднего бизнеса выступает в роли важнейшего фактора роста валового регионального продукта, одновременно создавая дополнительные источники доходов для населения.

Сложившаяся в настоящее время ситуация требует от органов государственной власти значительно активизировать политику поддержки этих видов предпринимательства, что определено следующими факторами:

  • способностью к быстрому созданию новых рабочих мест;
  • влиянием на увеличение доходной части бюджетов всех уровней;
  • формированием конкурентной среды, насыщением рынков товарами и услугами;
  • оперативным и эффективным решением проблем реструктуризации экономики;
  • ускорением инновационных процессов;
  • реализацией «социального тонуса», обеспечивающего конкуренцию креативов;
  • способностью создавать систему для рационального решения своих задач и реализации различного рода государственных программ, направленных на реализацию главных ценностей: свободы, справедливости, защиты достоинства человека и его собственности.

На сегодняшний день главными барьерами, которые препятствуют развитию субъектов малого и среднего предпринимательства в регионе, являются:

  • негативная динамика рынка кредитования малого и среднего бизнеса;
  • низкая доступность производственных, торговых, и иных площадей;
  • сохраняющиеся административные барьеры для бизнеса;
  • ограниченный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к рынкам сбыта, в том числе зарубежным и региональным;
  • низкий уровень компетенций владельцев и персонала в субъектах малого и среднего предпринимательства;
  • неразвитость инновационной инфраструктуры, в первую очередь, услуг.

Показательны конкретные действия. Так в октябре 2015 года, в соответствии с постановлением правительства Калужской области, на модернизацию сети торговых объектов выделена субсидия из бюджета в сумме 50 миллионов рублей.

Предпринимателям предоставлено право на получение компенсации, размером до 40% своих затрат на приобретение и монтаж торговых павильонов, но в сумме не более 250 тысяч рублей. Поставлена цель, обновить до 400 объектов малых форм торговли региона.

В первую очередь власти поддерживали предпринимателей-производителей продуктов питания, фермеров, предприятия сервисного обслуживания населения.

Положительная реакция граждан последовала незамедлительно. О готовности стать участниками проекта заявили, более 120 предпринимателей и хозяйствующих субъектов. Соответствующее информационное сопровождение принятого постановления, активно обеспечили средства массовой информации.

Получили дополнительное развитие подходы к обеспечению качества сервиса и уровня гостеприимства при формировании системы приема туристов в сельской местности, основу которой составляют предприятия малых форм хозяйствования.

Региональное субсидирование субъектов сельского туризма обеспечило создание около 500 гостевых домов, а также организацию более 100 иных субъектов хозяйствования, связанных с отраслью, в сфере ресторанного и гостиничного бизнеса, торговли, предоставления услуг связи, транспорта, медицины и пр.

Из бюджета субъекта федерации субсидии выделяются на безвозмездной и безвозвратной основе в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на текущий финансовый год по четко установленному регламенту.

Право получения субсидий предоставлено субъектам сельского туризма, зарегистрированным и осуществляющим деятельность по предоставлению комплекса туристско-экскурсионных услуг на сельских территориях Калужской области. В перечень получателей субсидий включены крестьянские (фермерские) хозяйства, граждане, ведущие личные подсобные хозяйства, сельскохозяйственные потребительские кооперативы и иные хозяйствующие субъекты.

Субсидии предоставляются на строительство гостевых домов и их инфраструктуры; подключение коммуникаций; приобретение основных средств, обеспечивающих развития туристских услуг; возмещение процентных ставок по привлеченным займам в кредитных организациях; возмещение части затрат на проведение выставок и иных мероприятий с целью продвижения туристского потенциала.

В результате, по итогам 2015 года, поток туристов, пользовавшихся услугами сельского туризма, составил, свыше одного миллиона человек, в доходную часть бюджета поступило свыше 1 млрд. рублей. Учитывая современные тенденции развития внутреннего туризма, принятое решение о включении Калужской области в «Золотое кольцо России», поток туристов в регион может увеличиться до 2,5 млн. человек.

Главное, что у предпринимательского сообщества и рядовых калужан появилась уверенность в том, что органы власти стремятся к социально-экономическому и политическому единению. Властные структуры Калужской области полностью подтвердили обоснованность полученного доверия. В 2017 году на финансовую и имущественную поддержку, бесплатную информационную и юридическую помощь, обучение предпринимателей, с учётом федеральных средств, в общей сложности, было направлено, около 200 млн. рублей.

Областным законодательством для малого и среднего бизнеса установлены дополнительные налоговые преференции. Вновь зарегистрированные предприниматели, которые осуществляют производственную, социальную и научную деятельность, получили двухлетние «налоговые каникулы» по упрощённой и патентной системам налогообложения.

Утверждена норма о льготном праве выкупа арендуемого государственного и муниципального имущества с рассрочкой платежа до трёх лет.

В городах Калуге и Обнинске открылись многофункциональные центры оказания государственных и муниципальных услуг для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В результате усиления мер поддержки более 800 жителей области открыли собственный бизнес, при этом сократилось количество предпринимателей в сфере торговли, а возросло в промышленности.

Выстраиваются партнёрские отношения с Федеральной корпорацией по развитию малого и среднего предпринимательства, ведется диалог с крупными государственными компаниями, которым предписано увеличить для малого и среднего бизнеса долю заказа на выполнение работ и услуг.

Органами местного самоуправления активизирована работа по определению участков и помещений с инженерными коммуникациями для быстрого старта новых проектов. Утвержден план мероприятий по содействию развитию конкуренции.

Всесторонняя поддержка малого бизнеса превращается в главную долговременную задачу органов власти Калужской области, в связи, с чем возникла необходимость в совершенствовании инновационной деятельности в Калужской области, разработке новых направлений и механизмов комплексного развития экономики, исходя из имеющихся внутренних и внешних вызовов.

Главной целью должно стать реальное превращение научно-технического потенциала области в основной фактор, обеспечивающий переход производственно-социального комплекса на инновационный путь развития путем выведения региональной системы малого бизнеса на новый качественный уровень.

Аспекты инвестиционного процесса целесообразно рассматривать с позиций комплексного подхода, во взаимодействии малого предпринимательства с территориальными и производственными подсистемами региона. Следует помнить, что создание достаточных условий и стимулов для развития малого инновационного бизнеса преобразуется в недоступное конкурентам ноу-хау, а в дальнейшем, позволяет перейти к комплексным преобразованиям и инновационным методикам.

Приоритетными направлениями инвестиционной деятельности должны стать следующие: обеспечение инновационных разработок малых предприятий в научно-технической сфере; коммерциализация полученных результатов; развитие региональной системы коммерциализации технологий; тиражирование опыта предприятий с высоким инновационным потенциалом.

Следует, на основе программно-целевых методов формирования бюджета, обеспечить направление средств на формирование посевного финансирования инновационных проектов, расширение центров коллективного пользования оборудованием, предоставления грантов начинающим малым инновационным предприятиям.

Учитывая, что малый бизнес занимает одно из первых мест в рейтинге экономических приоритетов, необходимо сформировать стройную систему его инвестиционной поддержки, направленную на стимулирование инновационного содержания, как самого бизнеса, так и предпринимателей.

Осознавая тот важнейший факта, что развитие малого бизнеса это трансформационный процесс совершенствования экономических отношений, необходимо выделить самое главное – формирование инновационного мышления и поведения.

Свободной, творческой личности, которая легко адаптируется к постоянно изменяющимся внешним и внутренним факторам рыночных отношений, конструктивно реагирует на различные проблемы и вызовы, создаются комфортные условия для реализации своих идей.

Построение новой социально-экономической проекции региональных территорий на основе равного доступа к ресурсам самоутверждения личности, возможно только при условии преодоления бюрократизма, коррупции и недостатков структурно-экономического плана.

Следует остановиться на сформулированном, концептуальном положении. Само по себе, развитие малого бизнеса не является главной целью.

Важнейшей целью в процессе выступает совершенствование экономических отношений. Малый бизнес, выступающий как носитель мощного потенциала конкуренции креативов, в отличие от корпоративного бизнеса, изначально характеризуется незащищенностью, связанной с отсутствием стройной системы материально-технических, финансово-экономических, информационно-коммуникационных, и иных связей.

Но именно он, при условии выполнения целого ряда жестких требований, является, как показывает самая передовая мировая практика рыночных отношений, первоначалом крупнейших транснациональных корпораций. Для примера таких, как те, у истоков которых стояли Б. Гейц, С. Джобс, Г. Форд, Д. Гэмбл, У. Проктер, Ф. Марс и другие предприниматели, которые смогли вывести человечество на новый цивилизационный уровень развития.

Следовательно, государство, стремящееся обеспечить переход своей экономики в шестой технологический уклад, и тем самым приблизить обширные горизонты социально-экономического развития, обязано защищать и всячески стимулировать активное развитие малого предпринимательства.

Государство, оказывающее развитию системы малого бизнеса всемерную поддержку, использует его потенциальные возможности для рационального решения своих задач по увеличению народного благосостояния.

Важной тенденцией современного движения малого предпринимательства является консолидация структур бизнеса различных видов, их участие в разработке национальных стратегий развития.

Консолидация предпринимателей выполняет еще одну функцию – защиты собственного бизнеса. Речь идет о создании ассоциаций, выстраивающих взаимоотношения, как с членами добровольных союзов, так и с внешними партнерами.

В соответствии с законодательством, ассоциации (союзы) могут выступать в качестве некоммерческих организаций организацией, чья деятельность направлена на оказание услуг своим членам. Для выполнения функции защиты членов, ассоциации занимаются вопросами представительства и лоббирования их интересов на региональном и федеральном уровнях.

Государственные структуры заинтересованы в структурно-институциональном обеспечении деятельности ассоциаций, четком закреплении нормативно-правовых и процедурных положений, так как представители малого бизнеса интегрируют в своей деятельности экономические и социальные цели, ориентированные непосредственно на интересы общества и конкретного человека.

Исторический и современный опыт демонстрируют следующую истину, что именно для малого бизнеса характерно внедрение инноваций и эффективное использование человеческого капитала.

Для расширения роли малого бизнеса в реализации региональных проектов и программ, необходим переход от его разового участия в отдельных мероприятиях, к формированию социально-экономической политики с участием малого бизнеса.

Требуется установление перспективного партнерства государства и бизнеса. Особая потребность для инвестиционного стимулирования развития малого бизнеса концентрируется на муниципальном уровне, на сельских территориях, в моногородах, что обусловлено необходимостью решения конкретных социально-экономических проблем инновационного развития.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)