Государственная политика, обеспечивающая устойчивое, комплексное развитие территорий

В 2013 году вышла в свет капитальная коллективная монография «Фундаментальные проблемы пространственного развития Российской Федерации: междисциплинарный синтез» (объемом более чем в 40 печатных листов). В работе обобщены результаты уникального академического исследования про-
странственного развития России.

Исследование выполнено силами 30 институтов пяти отделений Российской академии наук, трех ее отделений и ряда академических региональных центров. Книга включает 18 глав, сгруппированных в две части: «Факторы пространственного развития России и компоненты социоэкономического развития» и «Проблемы развития макрорегионов России в системе национальных и международных связей».

В исследовании изложен ряд следующих положений: Для предотвращения негативных тенденций в пространственном развитии

России надлежит сосредоточить усилия на таких направлениях, как:

1. Обеспечение вхождения России в ту часть мировых и глобальных пространств, которые действительно необходимы для модернизации и развития.

2. Переустройство пространств в отношениях России с наиболее важными и перспективными для нее партнерами по критерию значимости и эффективности конкретных сфер и видов отношений.

3. Аналогичное переустройство и тонкая настройка внутренних пространств России.

Современная Россия, по мнению ученых, имеет явно недостаточное количество «входов» в глобальное пространство. Главная проблема видится в отсутствии у властной элиты современной России внятной стратегии поведения в системе глобального пространства. В связи с чем, обеспечить гармонию динамики российских и глобальных пространств очень сложно.

Социокультурное пространство России дифференцировано на множество региональных и местных сообществ. Его трансформация в качественное новое целое не завершена и подвержена опасным рискам.

Выявлена риск опасная рассогласованность компонентов социокультурного пространства России, как по горизонтали, так и по вертикали. В частности, горизонтальная рассогласованность проявляется в разрывах экономических и социально-культурных условий жизни населения разных регионов.

Они обуславливают значительные межрегиональные различия в условиях социального самочувствия их населения, вплоть до критически низких состояний. Базовый аксиологический конфликт между повседневным гуманизмом законопослушного большинства (около 80%) и властной вседозволенностью меньшинства (около 20%) характерен для большинства регионов России.

В исследовании приводится «результирующая составляющая инновационного процесса», которая, по мнению авторов, находит пространственное выражение в следующем:

1. В росте общей конкурентоспособности региона или другого локального объекта вследствие развития передовых технологий, в том числе на глобальном уровне.

2. В повышении уровня социально-экономического развития на основе реализации локальной интеллектуальной, технологической ренты.

3. В приросте интеллектуальных активов, других нематериальных элементов богатства определенных местностей.

4. В укреплении социальной базы инновационного развития путем увеличения доступности инноваций для населения непосредственно в ареале его повседневной жизнедеятельности.

5. В расширении возможностей для улучшения экологической ситуации в регионе.

Анализируя реальное состояние дел в области территориального планирования, исследователи приходят к ряду важных выводов:

1. Процесс шел интенсивно, но бессистемно, в итоге соответствующая методическая база сформировалась в виде конгломерата слабо связанных между собой инструментов, не имеющих надежного методологического, нормативно-правового, информационного, организационного обеспечения.

2. Стране и регионам нужна не вертикаль усиливающегося контроля и множащихся предписаний, а гибкая и адаптивная система, обеспечивающая между властями разных уровней режим полного, открытого и заинтересованного обмена информацией, необходимой для разработки согласованных перспективных планов и скоординированного их выполнения.

3. Выстраиваемая система должна охватывать не только органы власти разных уровней, но вовлекать в эту деятельность другие заинтересованные стороны – сообщества бизнесменов и население.

4. Попытки «введения» элементов гражданского общества через привычное администрирование к положительным результатам не приводит.

5. Следует помнить, что для России характерно принципиальное иное отношение населения к месту и роли государственной власти во всех сферах жизнедеятельности страны и регионов. Сама власть не имеет традиции рассматривать себя на службе у населения.

6. Поэтому, необходимо уйти от развития событий по пути излишне жесткого и чрезмерно формализированного порядка отношений в духе укрепляющейся иерархии властной вертикали.

Безусловно, результаты проведенного исследования, опубликованные в монографии, не являются «истиной в последней инстанции», или рецептами для непосредственной практической деятельности. Они формулируют научные идеи, в значительной мере носящие дискуссионный характер, но позволяющие взглянуть на эволюцию взглядов научного сообщества, изучающего пространственное развитие нашей страны. Исследование проводилось в период 2009-2011 гг., за прошедший период произошли значительные изменения, к сожалению, не в положительную сторону для экономики страны.

Так Президент России В.В. Путин в ходе совещания по бюджетным вопросам (сентябрь 2016 года) отметил, что отечественная экономика постепенно преодолевает спад, но положительные тенденции остаются пока неустойчивыми. «Подчеркну: нужно обеспечить такие макроэкономические условия, которые стимулируют рост национальной экономики и сохранение тенденций к снижению инфляции. В среднесрочной перспективе нужно выйти на уровень инфляции в 4%».

В российских условиях система регионального управления имеет свои особенности:

Новые отношения создаются в условиях, когда планово-директивные методы управления региональным хозяйством разрушены, а рыночные находятся в процессе формирования.

Регион выступает основным субъектом собственности, который делегирует функции собственника широкому кругу хозяйствующих субъектов.

Формируются партнерские отношения между регионом, муниципалитетами, производственным звеном.

Субъекты регионального управления всесторонне поощряют, стимулируют предпринимательскую деятельность. Требуется законодательно закрепить функции, компетенции и ресурсы регионов в строгом соответствии с целями управления и объемом решаемых задач.

В рамках региональной экономики исследуются такие проблемы, как:

– региональная политика государства;
– разработка и реализация региональных программ экономического и социального развития;
– эффективность специализации и комплексного развития региона;
– экономическое районирование;
– районная планировка;
– другие вопросы, связанные с размещением производительных сил и комплексным развитием регионов.

Региональная экономика широко опирается на систему технико-экономических показателей. Она применяет различные методы расчетов экономической эффективности регионального развития производительных сил.

Это вызывает необходимость широкого использования экономико-математических методов и моделей. Понятие «регион» рассматривается со следующих позиций:

– географической (расположение, величина территории и количество населения);
– производственно-функциональной (специфика преобладающих видов деятельности);
– градостроительной (характер застройки объектов производственной деятельности, жилья и обслуживания);
– социологической (нормы общения, поведения).

Регион, как целостную систему характеризуют:
– высокая размерность; большое количество взаимосвязанных подсистем различных типов с локальными целями;
– многоконтурность управления; иерархичность структуры;
– значительное запаздывание координирующих воздействий при высокой динамичности элементов;
– неполная определенность состояний элементов.

Как социально-экономическая система, регион может быть представлен совокупностью пяти основных подсистем, к которым относятся:

– системообразующая база;
– обслуживающий комплекс;
– экология;
– население;
– инфраструктура рынка.

Таким образом, регион можно рассматривать как территорию в административных границах субъекта Федерации, характеризующуюся: комплексностью, целостностью, специализацией и управляемостью, т.е. наличием политико-административных органов управления.

Комплексность хозяйства региона означает сбалансированность, пропорциональное согласованное развитие производительных сил региона.

Это такая взаимосвязь между элементами хозяйства, когда эффективно выполняется основная народнохозяйственная функция – специализация региона, не наблюдается значительных диспропорций внутри региона и сохраняется способность региона осуществлять в своих пределах расширенное воспроизводство на основе имеющихся ресурсов Важнейшим признаком региона является управляемость, непосредственно связанная с административно- территориальным делением страны. Управляемости способствует целостность региона.

Органы власти должны обеспечивать управление всех элементов общественного хозяйства: материального производства, природно-ресурсных потенциалов, инфраструктуры, трудовых ресурсов, а также многообразие связей – торговых, финансовых, социальных, экологических, производственных, которые обладают определенной пространственной и временной устойчивостью.

Экономическая самостоятельность региона выражает степень обеспеченности его экономическими ресурсами для самостоятельного, заинтересованного и ответственного решения социально-экономических вопросов, которые входят в компетенцию регионального уровня хозяйствования.

В тоже время, с регионом связан ряд других понятий. Напомним основные понятия.

Региональное разделение труда, как специализация регионов на производстве определенных видов товаров и услуг и последующем обмене ими. Промышленный узел, как группа предприятий различных отраслей, сосредоточенных в одном месте, построенных, как правило, по единому проекту и имеющих общие обслуживающие и вспомогательные объекты и сооружения.

Агломерация, как территориально-хозяйственное сочетание, которое:

– возникает на базе крупного города (нескольких городов) и создает значительную зону урбанизации;
– отличается высокой степенью территориальной концентрации промышленности, инфраструктуры и плотности населения;
– оказывает решающее влияние на экономику и социальную жизнь окружающей территории;
– показывает высокую степень комплексности хозяйства и территориальную интеграцию населения.

Территориально-производственный комплекс (ТПК), как значительная территория, где расположена группа взаимосвязанных предприятий и организаций, составляющих единую технологическую цепочку, комплексно использующих природные ресурсы и получающих дополнительный эффект за счет сокращения транспортных затрат.

Межотраслевой территориальный комплекс, как интегрированные на территории отраслевые производства, входящие одновременно в общегосударственную систему межотраслевых образований и имеющие единую программу развития.

Экономический район, как целостная территориальная часть национального хозяйства страны со своей специализацией и прочными внутренними экономическими связями, основное звено в системе экономического районирования страны.

Экономические зоны, как группы укрупненных районов, выделяемые по ряду признаков (территориальному, природно-сырьевому, географическому и т.д.). Основными элементами экономической системы являются:

– социально-экономические отношения, базирующиеся на сложившихся в каждой экономической системе формах собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности;
– организационные формы хозяйственной деятельности;
– хозяйственный механизм, т.е. способ регулирования экономической деятельности на макроэкономическом уровне;
– конкретные экономические связи между хозяйствующими субъектами.

В рамках той или иной экономической системы существуют многообразные модели экономического развития отдельных стран и регионов. Рассмотрим характерные черты основных типов экономических систем.

Под хозяйственной системой понимается система производственно-экономических отношений, определяющая порядок взаимодействия хозяйствующих субъектов в рамках определенных правил и условий, оговоренных или установленных законодательством данного государства.

К числу основных задач регионального управления следует отнести:

– обеспечение расширенного воспроизводства условий жизнедеятельности населения региона, высокого уровня и качества жизни;
– экономическая и социальная трансформация хозяйства региона, анализ, прогнозирование и программирование регионального развития;
– оптимизация финансовых потоков, формирование условий и механизмов укрепления экономической базы региона и муниципальных образований;
– обеспечение экологической безопасности в регионе, защита окружающей среды;
– формирование и реализация структурной, инвестиционной и научно-технической политики в регионе, создание и развитие рыночной инфраструктуры.

Выделяют следующие, основные принципы территориального управления. Децентрализация, как перемещение принятия решений от центральных органов управления к агентам рынка.

Партнерство, как отход от жесткой иерархической соподчиненности по вертикали. Субсидиарность, как выделение финансовых ресурсов под заранее определенные цели.

Мобильность и адаптивность, как способность системы регионального управления чутко реагировать на изменения внешней среды. Выделенной компетенции, как дифференциации функций не между сферами регионального управления, а внутри них.

Под методами регионального управления понимается совокупность приемов и средств воздействия на хозяйствующие субъекты региона. В практике регионального управления используются два основных метода: методы прямого (непосредственного) воздействия на субъекты хозяйствования и методы опосредованного воздействия.

Современные тенденции регионализации требуют новых способов управления. Одним из основных направлений управленческой деятельности является переход от отраслевого к региональному (территориальному) управлению, эффективность которого связана с повышением конкурентоспособности территории и качества жизни ее населения.

По мнению исследователей, инновации основываются на новшествах, или нововведениях. В научной и практической деятельности их принято называть – новациями. Нововведения, таким образом, характеризуют процесс, в ходе которого происходит замена старого объекта новым. Они обеспечивают технологический, управленческий и социально-экономический прогресс человечества.

Исследователи инновационных процессов считают, чтобы стать инновацией, новшество должно быть применено практически. То есть инновация – это конечный результат освоения новшества, позволяющий получить научно-технологический, экономический, социальный и иной значимый эффект.

В свою очередь, под нововведениями и изменениями в поведении понимается процесс обновления (преобразования), основанный на внедрении инноваций в организационные процессы.

Актуальность изменений и нововведений обусловлена необходимостью адаптации к требованиям внешней и внутренней среды, к овладению новыми знаниями и технологиями, что особенно важно в условиях рыночной экономики.

Объем знаний, которыми владеет человечество, удваивается примерно ка-ждые пять-семь лет, соответственно этому удваивается и количество новых ситуаций, требующих адекватного решения. Это приводит к возрастанию важности задач управления преобразованиями.

Совершенствование любого объекта – это особый вид изменений, отличающийся качественными преобразованиями, приводящими к возникновению нового.

Таким образом, инновации – использование результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование процесса производственной деятельности, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования и других сферах деятельности общества.

Инновационные инвестиции – вложения в нематериальны активы, обеспечивающие внедрение научных и технических разработок в производство и социальную сферу.

То есть вложение капитала в новшества, которые приводят к качественным и количественным улучшениям производственной, и иной деятельности. Нематериальные активы – определенная группа активов предприятия, обладающих способностью приносить чистый доход (или создающих условия для получения чистого дохода) и способностью отчуждения, используемых в течении длительного срока, но не имеющих физического содержания.

Нематериальные активы подразделяются:

На интеллектуальную собственность. Гуд-вилл, изобретения, полезные модели, промышленные образцы. Товарные знаки, наименования мест нахождения товара, фирменные наименования, знаки обслуживания, секреты производства, программы ЭВМ. Базы данных, авторские и смежные права, лицензии на виды деятельности и др.

Имущественные права. Права пользователя природными ресурсами (земля, вода, недра). Права на имущество (здания, сооружения, оборудование) и др. Отложенные (капитализированные затраты). Затраты на опытно-конструкторские и иные разработки.

Инновации различаются в зависимости от сфер деятельности. Под диффузией инноваций понимается процесс распространения, проникновения в разные области экономики технологических, организационных и иных инноваций.

В соответствии со Стратегией инновационного развития Российской Федерации (2011 г.), для передовых, проявляющих наибольшую инновационную активность регионов, предусмотрены дополнительные меры государственной поддержки.

В субъектах федерации с развитой инновационной инфраструктурой, предприятий высокотехнологичного бизнеса, научных и образовательных секторов будут сформированы, выделены и реализованы проекты инновационных центров, объединяющих имеющиеся в субъектах Российской Федерации объекты федеральной и региональной образовательной, научной и инновационной инфраструктуры.

Концентрация усилий и координация вложений в отдельные компоненты подобных проектов инновационных центров позволят учитывать успехи регионов в повышении инновационной активности при реализации федеральных мер поддержки образования, науки и инноваций.

Дополнительным элементом координации региональной деятельности в области поддержки и стимулирования инновационной активности должны стать стратегии социально-экономического развития федеральных округов. В них будет осуществляться горизонтальная и вертикальная увязка по срокам и финансам инициатив, имеющих межрегиональное значение, но в то же время, не попадающих в федеральные стратегии.

Помимо финансовой и организационной поддержки регионов, как на начальном этапе создания инфраструктуры, так и на этапе формирования центров инновационного роста предполагается учитывать показатели инновационной активности региона в числе показателей для оценки эффективности деятельности субъектов Российской Федерации.

Также будет обеспечена реализация комплекса мер финансовой, образовательной и информационно-консультационной поддержки субъектов Российской Федерации по стимулированию инновационного развития экономики, предполагающей:

– оказание дополнительной финансовой помощи субъектам Российской Федерации, активно содействующим развитию инновационного сектора экономики, включая выделение на конкурсной основе субсидий субъектам Российской Федерации на цели развития инновационных территориальных кластеров, участие в формировании региональных венчурных фондов, создание бизнес инкубаторов, центров коммерциализации технологий, инжиниринговых центров, технологических музеев и др.;

– переориентацию использования средств Инвестиционного фонда Российской Федерации на цели поддержки региональных инфраструктурных проектов, способствующих развитию инновационного сектора экономики в регионах – инновационных лидерах;

– обеспечение приоритетности финансирования объектов социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры и объектов жилищного строительства в целях развития инновационного сектора в регионах – инновационных лидерах, при формировании и корректировке федеральных целевых программ;

– создание условий для обеспечения эффективной координации на региональном уровне проектов, реализуемых в рамках федеральных программ развития отраслей (секторов) экономики и социальной сферы, программ развития учреждений системы профессионального образования;

– создание условий для эффективного заимствования и адаптации лучших международных практик поддержки инновационной активности территорий, в том числе, за счет содействия в привлечении дополнительного финансирования от международных финансовых организаций, таких как Европейский Банк реконструкции и развития, Международная финансовая корпорация группы Всемирного банка, международные инвестиционные институты, созданные странами-членами СНГ;

– обеспечение формирования эффективной системы выявления и распространения лучшей практики деятельности субъектов Российской Федерации в разработке и реализации мер инновационной политики, содействие их нормативно-правовому оформлению.

Позицию сообщества бизнесменов целесообразно рассматривать через призму мнения П.Ф. Друкера, который считает, что в экономике наблюдается принципиально новое явление – систематический инновационный процесс, в рамках которого осуществляются поиск и изучение новых возможностей удовлетворения человеческих желаний и потребностей.

П.Ф. Друкер делает важный вывод о том, что «общество нельзя рассматривать лишь как среду, в которой действует предприятие. Каким бы “частным” ни было предприятие, его все равно невозможно отделить от общества, оно в любом случае выполняет ту или иную социальную функцию».

Исследователем сформулирован ряд концептуальных положений:

– Люди, которым предоставлены полномочия, управлять постоянной концентрацией ресурсов, получают определенную власть над другими людьми, принимаемые ими решения оказывают огромное влияние на общество и жизнь отдельных его членов, экономику на многие годы вперед.

– Менеджер должен взять на себя ответственность за общественную пользу, должен подчинить всю свою деятельность этическим нормам.

– Мелкие предприятия (и их руководители) в своей массе оказывают не меньшее влияние на общественное мнение и политику.

– Бизнес является тем элементом нашего общества, который обеспечивает создание и увеличение благосостояния этого общества, укрепляет идейные основы общества, способствует его стабильности, силе, процветанию.

– Компания не является, и ни при каких обстоятельствах не может претендовать на роль дома, семьи, религии, жизни или судьбы для отдельной личности.

– Ответственность менеджмента перед обществом заключается в том, чтобы сделать своим собственным интересом то, что изначально является общественным благом.

– Менеджменту следует избегать принятия на себя ответственности за любую деятельность, которая не должна контролироваться ни профсоюзными лидерами, ни государством.

– Учитывая современное положение в мире, любой бизнес должен вносить свой посильный вклад в оборонную мощь своей страны.

Таким образом, проблему современного экономического роста России следует рассматривать со следующих позиций: макроэкономические аспекты и территориальное измерение. Учитывать, при этом, следующие особенности трансформирующегося пространства страны: исходную крупномасштабность, неоднородность, целенаправленную освоенность, приобретённую неравномерность, инерционность.

Определенные успехи в территориальном развитии носят фрагментарный и неустойчивый характер, что отмечается руководством страны. Главным смыслом проводимых реформ становиться непрерывное обновление инструментария.

О новом этапе подобных нововведений свидетельствуют: динамичное принятие нормативных правовых актов (законов, постановлений, указов); срочное создание организационных структур (министерства, агентства, корпорации); крупномасштабное ассигнование бюджетных средств; массированная пропагандистская компания, живописующая перспективы социально-экономического оживления территорий.

Показательно, что результатом проведенного исследователями (Зубов В.М., Иноземцев В.Л.) научного анализа стал вывод о том, что в настоящее время в России выстроена, так называемая, суррогатная инвестиционная система (СИС). Она включает в себя взаимоотношения между федеральным бюджетом и производственными структурами, а также финансовыми институтами, специальными агентствами, особыми экономическими зонами.

Авторы сводят принципиальную схему инвестиционного процесса к простой формуле. Собственность, не находящую эффективного применения, отдают в аренду тем, кто может ее использовать прибыльно. Самой распространенной формой выступает предоставление кредита из свободных денежных средств.

Устойчивость потока обусловлена добровольностью и эффективностью. Добровольность, в свою очередь, определяется эффективностью вложений, подразумевающую надежность возврата средств. Общественные бюджетные средства расходуются на покрытие текущих общественных нужд. Финансовая система нацелена на инвестиционные проекты, и основывается на возвратности средств, после завершения конкретного проекта.

Насильственной изъятие средств, для реализации инвестиционных проектов, осуществляется с помощью бюджета в случаях, когда общественная значимость проекта очевидна без возможности коммерциализации по срокам и задачам.

В данном случае могут приниматься решения, которые подменяют рыночные инструменты административными инструментами, что неизбежно ведет к снижению эффективности. Решение на основе частной инициативы, когда ответственность за расходование собственных средств персонифицирована, более эффективны, чем использование общественных (государственных) средств
в условиях размытой ответственности.

Деформация условий конкуренции и снижение эффективности наблюдается при росте числа реализуемых точечных проектов. Государство склонно принимать не только решения, направленные на поддержание институциональной среды в устойчивом и благоприятном состоянии для общего пользования, но и частные экономические решения. Отрицательное влияние оказывают решения принятые по поддержке неэффективных компаний за счет успешных компаний. Это связано с тем, что управленцы стремятся улучшить экономический тренд с помощью общественных ресурсов.

Исследователи определили четыре ошибочных, по их мнению, действия которые предопределили формирование суррогатной инвестиционной системы: Провозглашение задачи удвоить российский ВВП за 10 лет. Таким образом, на второй план были отодвинуты задачи по технологической модернизации экономики и повышения роли институтов, способствующих конкуренции и стимулированию технологических и социальных инноваций.

Концентрация активов в руках государства. Действие характерное для добывающих стран. Привело к доминированию государственного регулирования над предпринимательской инициативой.

Направление усилий на смягчение социальных последствий кризиса (2008-2009 гг.). Действие, связанное с отказом от смены собственников обанкротившихся предприятий. Иждивенчество (за счет средств бюджетов) крупнейших предприятий стало важнейшим фактором экономической политики.

Отсутствие осознания того обстоятельства, что страна нуждается не в мерах по преодолению временного спада производства, а в новой модели развития, основной целью которой должно стать повышение эффективности хозяйственного механизма.

Два важнейших момента наглядно свидетельствуют о снижении эффективности российской экономики:
Экономика не генерирует принципиально новые технологии или продукты.

Диверсификация экономики имеет отрицательный знак, что проявляется в суммарном вкладе добывающих отраслей в доходы бюджета. В определении «суррогатная инвестиционная система» изначально нет негативного оттенка. Система может играть позитивную роль, но не должна становиться магистральным направлением совершенствования инновационного процесса.

Различают следующие элементы СИС:

Прямое дотирование предприятий из бюджета (сотни предприятий). Разновидность – особые экономические зоны. Дотирование осуществляется через льготное налогообложение (28 единиц).
Бюджетные гарантии.

Дотирование из бюджета через псевдо рыночные институты. Резервный фонд. ФНБ. АСИ. ВЭБ. Госкорпорации. Госкомпании и другие (23 института). Предоставление кредитов ЦБ РФ при посредстве МЭР и ведущих госбанков выборочным предприятиям («проектное финансирование»).

Особые проекты. Имеют цель стимулировать развитие экономики регионов через мультипликативный эффект (АТЭС, Сочи – 14). В сложившейся ситуации исследователи предлагают повысить общественную эффективность путем перехода на новую технологическую кривую. Для чего сделать ставку не на дотации, а на новые виды бизнеса. Для этого необходимо развернуть денежный поток от дотации убыточных проектов к поддержке потенциально рентабельных.

А СИС выступают как звенья механизма нерационального использования ресурсов национальной экономики. Они обеспечивают перекачку ресурсов в неэффективные виды деятельности из бизнесов, которые могли бы производить новые продукты и технологии.

Необходимо повышать качество инвестиционных проектов и запускать действительно инновационные импульсы. В.А. Мау, исследуя процесс построения современных моделей роста, структурные трансформации, направления экономической политики (в первую очередь, политику замещения импорта), на основании проведенного анализа, предлагает следующие приоритеты.

Формирование инвестиционного климата, как первоочередная задача, стоящая перед всеми уровнями власти, и как главный критерий оценки работы региональных администраций. Среди приоритетных мер по улучшению инвестиционного (и предпринимательского климата) должны быть:

– дерегулирование экономики;
– реформа контрольно-надзорных органов, с внедрением риск ориентированного подхода;
– поддержка малого и среднего бизнеса, в том числе, путем создания Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства.
– развитие конкуренции, как важное направление стимулирования предпринимательской активности.

Девальвация, по его мнению, делает эту проблему особенно актуальной, так как ограничивает доступ на отечественный рынок иностранных товаров.

Институциональные реформы в отраслях человеческого капитала – образование, здравоохранение, пенсионная система. Необходимо обеспечить сбалансированное решение стоящих перед ними задач: социальной (развитие собственно человеческого потенциала), фискальной (эффективное расходование
финансовых ресурсов) и инвестиционной.

В российской региональной политике главенствующие позиции занимает государственный патернализм. То есть в комплексе факторов территориального развития решающую роль сохраняют меры государственного содействия.

Подобные меры, зачастую, не столько дополняют, сколько замещают активизацию деятельности по саморазвитию территорий. Федеральными органами власти применяются различные инструменты для решения проблем экономического роста отдельных территориальных образований.

При этом, практически применяется единый инструментарий как для вывода территорий из депрессивного состояния, так и для стимулирования «опережающего развития».

Отсутствует общепринятый, целесообразный, законодательно закрепленный порядок применения государством разнообразного инструментария. Не сконструирована система, что приводит к неупорядоченному его применению, что отрицательно влияет на деятельность государства по стимулированию территориального развития в рамках концепции так называемых точек роста.

Приоритетным способом решения актуальных проблем территорий государство избрало использование особых правовых режимов ведения предпринимательской деятельности в границах локальных территориальных образований.

Нововведение включает в себя создание на немногих специально отобранных отдельных территориях особо благоприятных предпосылок для ускоренного экономического оживления. Волны от ускоренного оживления (в соответствии с концепцией «диффузии инноваций») должны широко распространиться за пределами привилегированных территорий – «точек роста».

Рост в таких «точках пространства» достижим посредством обеспечения бизнесу выгодных местных условий хозяйствования, гарантирующих предпринимательский интерес и привлечение инвесторов.

Под «местными условиями специально выбранной территории» понимается комплекс особенностей. К особенностям относятся: месторасположение, инфраструктурное обустройство, режимы преференций. Преференции охватывают: налоги, землепользование, таможенные, регистрационные и прочие сборы. Акценты делаются на степень привлекательности не столько на внутрироссийском масштабе, а в глобальном, международном контексте.

Российским законодательством допускается применение нескольких механизмов, использующих указанный принцип «территориального сфокусированного преференциального стимулирования предпринимательской активности». Список инструментов включает:

– особые экономические зоны (несколько типов);
– индустриальные промышленные парки;
– технопарки;
– зоны территориального развития;
– инновационные кластеры;
– промышленные округа;
– территории опережающего развития;
– свободные порты.

С нарастанием разнообразием особых правовых режимов, расширяется и масштаб их распространения по территории страны.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)