Генезис и эволюция коммуникативного процесса

Потребность знать, то есть получать информацию, пожалуй, наиболее древний стимул, пробудившийся в оформившемся сознании разумного индивида. Потребность в знании, как инстинкты продолжения рода и самосохранения с основания мира являлась залогом жизни, и каждый отдельный представитель самой малой человеческой общности стремился к умножению знания всех, порою за счет собственного существования. Неслучайно различные формы информационного общения можно проследить на заре развития человеческого общества.

Тысячелетия интуитивного постижения, миллионы проб и ошибок, то есть спонтанного накопления знаний о мире породили качественный скачок в эволюции сознания, когда разум дошел до величайшего изобретения в истории человечества – необходимости и возможности передачи накопленного опыта.

Тот миг, когда кто-то впервые передал знание другому стал поворотным этапом в развитии человека, неудержимо вступившего в новую стадию существования. Информация не только была найдена, но и начала свое движение.

Событие это произошло задолго до изобретения колеса, лука и паруса и обусловило эти изобретения, как главное условие их реализации в социальном и историческом аспекте.

Коммуникативный процесс, как процесс обмена информацией (общения и сообщения) в широком смысле становится социально значимым и весьма влиятельным фактором социального развития общества.

Первые информационные контакты, имеющие осмысленный характер, по-видимому, можно отнести к невербальной коммуникации, когда вторая сигнальная система, то есть речь в общепринятом понимании еще не сформировалась, как определенный вид проявления психических процессов мозга разумного существа.

Информационный обмен при помощи телодвижений и жестов совпал по времени с появлением так называемой моторно-вазомоторной семиотической системы, то есть языка жестов.

По мере усложнения первой сигнальной системы и развития соответствующего физиологического аппарата – голосовых связок и с появлением речи, возникают первичные формы невербальной акустической коммуникации.

И, наконец, с появлением формальной системы речевых символов и развитием языка коммуникация вступает в фазу вербально-вазомоторного и, наконец, чисто вербального проявления.

Атавистические отголоски этого периода можно заметить в целом ряде европейских культур – например, итальянской, где жест играет не только функцию дополнения слова, но порою и его полной замены.

Формальные языки жестов, сохранившиеся в некоторых отраслях деятельности, являющиеся своего рода неким подобием невербальной коммуникации по своему происхождению весьма близко сочетаются с древнейшими формами зарождения примитивных доязыковых семиотических конструкций.

Интересно
Вербальная фаза межличностной коммуникации стала поворотным этапом развития процессов информационного общения, так как, помимо чисто утилитарных функций, стала вторгаться в область эмоционально-образного общения и играть значительную социальную, а по сути – досоциальную роль в первобытном обществе.

Информационный обмен на этой стадии развития еще не обособился и был неотъемлемой частью общественного развития вообще, сосуществуя с иными видами деятельности. И только лишь на поздних стадиях развития общества коммуникация, как обособленный вид деятельности, приобретает самостоятельное значение. И, тем самым, особую роль и особое понимание приобретает информация, что имеет не только узко социальный и коммуникативный, но и философский смысл.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)