Управление информационными процессами

Не секрет, что априорная утилитарность коммуникации в аспекте технологическом и социальном позволяет не столько воспринимать ее в качестве некоей движущей силы общечеловеческой интеграции, сколько все чаще вызывает опасения в том, что экспоненциальное стремление процессов ее развития к абсолюту может привести к непредсказуемым последствиям.

Футурологи неоднократно предрекали катастрофические последствия для человечества, идущего по пути неограниченного коммуникативного совершенства, стремительной прогрессивной тенденции к наращиванию количества информации и увеличению информационных потоков. Полагая, что, при этом, не человек станет определять пути развития коммуникации, а коммуникация пути развития человека.

Потребность в обмене информацией, имманентная человеческому сознанию исторически определяла формы и средства его информационной деятельности и критерий информационного развития как зеркало отражает состояние общественного развития.

Современные средства коммуникации, по словам известного социолога А. Тоффлера «способствуют усложнению структуры общества и накоплению информации в еще большем объеме; вступает в действие обратная связь, что, в свою очередь, создает дополнительную информацию, и мы буквально тонем в ее потоке. Следствием этого процесса будет перемещение в последующие 20-30 лет вопросов информации и коммуникации в центр политической жизни общества».

Характерно, что в доэлектронную эру большая часть управления всеми информационными процессами определялась не столько развитием технологии, сколько физиологической и интеллектуальной способностью человека к кодировке-декодировке сообщений. С появлением технологий электронного характера явственно прослеживается, определенного рода, центробежный процесс, в котором человек играет роль пассивного наблюдателя.

Интересно
Большинство потребителей и «рядовых» участников коммуникативного процесса, ныне становятся тем, что в компьютерной технологии называется «пользователь» (user), влияние которого на структуру прохождения сигнала, его кодировку-декодировку попросту сведено к нулю. Пользователь, как пассивный участник, всего лишь использует вход и выход канала в утилитарных целях и это столь привлекательно для каждого, что порождает целые социальные группы людей, не умеющих и не желающих влиять на ситуацию.

Консъюмеристские тенденции отстранения человека от управления в ряде информационных процессов усугубляются с возрастанием роли информации, как, например, большая часть современных военных машин вовсе не нуждается в человеке, как инициаторе событий.

Будучи запрограммированной, машина, как бы действует вне сознательного участия человека по, пусть даже, весьма разветвленной и вариативной схеме, заложенной в нее при создании программы или в результате виртуально смоделированного инсайта.

Разработки в области систем распознавания образов, интеллектуальных систем и, далее, систем искусственного интеллекта, весьма вероятно, сведет и эту часть сотрудничества человека с машиной к минимуму, если не исключат ее совершенно.

Впрочем, все эти рассуждения имеют отчетливый футурологический оттенок с примесью пессимизма, так как реалии информационного общества еще не позволяют в столь превосходной степени говорить о всеподавляющем влиянии коммуникации на все социальные структуры, тем более для российской действительности. Но, с течением времени, процессы эти начинают влияние на все более обширных территориях, хотя и не столь интенсивно, как в наиболее развитых в информационном отношении странах.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)